Педагогическая психология.
Лекция 1.
Экзамен (+входит в ГОСы)
Либо тест (по всему курсу)
Либо 2 вопроса
Автомат:
-3 самостоятельные работы (в различных сочетаниях доклады, работы по методичке (не все конспекты)
Краткий очерк истории педагогической психологии.
Основными фигурами в пед. психологии были Каменский, Руссо, Брушлинский и др.
Каменский создал свою периодизацию возрастов. (16 - начало 17 века)
· Детство (0-6)
Пед.психология как отрасль психологической науки.
Педагогическая психология – отрасль психология, изучающая закономерности психического развития, условия целенаправленного обучения и воспитания.
Не просто закономерности психического развития, а именно в условиях… В 40х одах 20 века стал вопрос о психолого-педагогических исследованиях. Первоначально не была логика, линия…
Проблема обучения, учения и развития в педагогической психологии.
Учение - «лаборатория» ученика.
Развитие – изменение самого субъекта учения.
Процесс развития изучался специально в самых разных областях. У этого процесса есть ряд общих характеристик:
Проблема обучения и развития в разных научных направлениях.
1. Проблема обучения и развития в ассоционизме и когнитивно-бихевиоральном подходах.
По отношению к пед.псих. крупневшей фигурой был Э. Торндайк. Его основные… Законы формирования поведения по Э.Торндайку:
Проблема обучения и развития в гештальт-психологии
Исходное положение: нельзя разложить психику на мелкие элементарные частицы, которыми являются ассоциации, операции и т.д. Психика состоит из… Осн. имена: М. Вертхаймер, В. Келлер, К. Коффка, К. Левин.
Был открыт ȹ-феномен. Гештальтисты утверждали, что это означает, что психика оперирует целостными образами, имеет…
Сильные и слабые стороны концепции Ж. Пиаже.
1. Система построения знаний
Возраст – Среда – Субъект
Взаимодействие возраст-среда; возраст-субъект; среда-субъект.
Обучение и развитие в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского.
Спонтанное обучение – до 3 лет.
Спонтанно-реактивное обучение – от 3 до 6/7 лет. ( по программе матери и/или… Реактивное обучение –
Когнитивная психология
1. Недовольство предыдущими направлениями психологии.
2. Психология не развивается как строгая наука, т.е. она слишком гуманитарна,…
Методы педагогической психологии.
Методы бывают теоретическими и эмпирическими.
Теор. метод -построение рассуждения по определенной проблеме. Требования: 1.… Эмпирические методы исследования:
Метод эксперимента.
1. По цели исследования:
- констатирующий эксперимент (проводится для того что бы зафиксировать… - диагностический эксперимент (выявление природы явления (причин, источников, которые могут лежать в более ранних…
Лекция №4. 12.11.12.
Вспомогательные методы при проведении эксперимента.
1.Анкетирование (опросники)
-как правило, это лишь сбор экспресс-информации
-могут быть однократными или многократными
Отечественные психодидактические концепции.
1. С жестким управлением учебного процесса
-построение обучения в соответствии с определенной теоретической моделью.
Концепция поэтапного формирования (П.Я.Гальперин)
Теория учебной деятельности (Д.Б.Эльконин,В.В.Давыдов)
Программированное обучение
Концепция поэтапного формирования умственных действия и понятий.
1) недовольства традиционной системой обучения
2) возрастание объема материала, принадлежащего усвоению
3) возрастание объема внеучебной информации
Дидактические системы, хар-ся гибкий процессом обучением
Н. С. Менчинскаястала одной из первых, кто занимался изучением проблемы обучения.
Изначально выполняла социальный заказ о ликцидации безграмотности в 30 е годы… Затем проблема изучения неуспеваемости выделилась в отдельную тему.