При анализе эффективности использования оборотного капитала применяются несколько показателей.
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств показывает число круговоротов, которые эти средства совершают за плановый период, и определяется делением объема реализации продукции в оптовых ценах на средний остаток оборотных средств на предприятии (в том числе нормируемых). Этот коэффициент одновременно показывает сумму реализованной продукции, приходящуюся на один рубль оборотных средств.
kо.с. = Q / Kоб,
где Q – объем реализации продукции предприятия, р.;
Kоб – средний остаток оборотных средств, р.
Из формулы видно, что увеличение числа оборотов ведет либо к росту выпуска продукции на один рубль оборотного капитала, либо к тому, что на этот же объем продукции требуется затратить меньшую сумму оборотного капитала.
Абсолютное высвобождение отражает прямое уменьшение потребности в оборотном капитале. Например, средняя величина оборотного капитала в предыдущем году – 100 тыс. р., в отчетном году – 95 тыс. р., абсолютное высвобождение составляет 5 тыс. р. При этом не учитывается изменение объема реализованной продукции.
Эффективное использование оборотного капитала играет большую роль в обеспечении нормальной работы предприятия, в повышении уровня рентабельности производства. Ускорение оборачиваемости оборотного капитала является первоочередной задачей предприятия и достигается следующими путями:
1) на стадии создания производственных запасов: внедрение экономически обоснованных норм запаса; приближение поставщиков сырья, полуфабрикатов, комплектующих к потребителю; широкое использование прямых длительных связей; расширение складской системы материально-технического обеспечения; комплексная механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ на складах;
2) на стадии незавершенного производства: внедрение прогрессивной техники и технологии; развитие стандартизации и унификации; совершенствование форм организации промышленного производства, применение более дешевых конструкционных материалов; совершенствование системы экономного, рационального использования сырьевых и топливно-энергетических ресурсов; увеличение удельного веса продукции, пользующейся повышенным спросом;
3) на стадии обращения: приближение потребителей продукции к ее изготовителям; совершенствование системы расчетов; увеличение объема продукции, реализованной по прямым связям.