"Кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет её"
(Мар.8,35).
Пастырское служение тогда только будет плодотворным, угодным Богу и приемлемым для людей, когда пастырь отдаётся этому служению с покорностью и смирением раба. Если некоторые христиане чувствуют себя удовлетворёнными, приняв только Иисуса Христа как личного своего Спасителя,то пастырь не может ограничиваться этим первым шагом духовной жизни. Пастырь должен познать Его, как своего личного Господа, Которому он всецело принадлежити самоотверженно служит.Раб не избирает произвольно собственный путь жизни, не распоряжается собственностью своего хозяина, не приказывает, а принимает указания, повинуется и исполняет. Какая цена солдату, неподчиняющемуся своему начальству? Что можно ожидать от армии, состоящей из таких недисциплинированных солдат? Воин Христов добровольно посвятил себя Богу, отдал всё Ему, готов идти, куда Богу угодно, и в точности исполнять всё, что повелит ему Бог. В жизни и служении такого человека Божия Бог и дело Божие всегда будут прежде всего и превыше всего. У Бога же есть безграничные возможности проверить сердце Своего раба и показать ему, действительно ли для него Бог и Его святая и совершенная воля - превыше всего. Почему Господь ожидает от пастыря, что он будет хранить своё сердце от всего, что может так или иначе стать его кумиром? Человеческое сердце крайне испорчено, и оно не может отдаться вполне одному, не порвав с другим. "Никто не может служить двум господам" (Матф.6,24). И Бог справедливо ожидает, что у Его раба будет одна единственная привязанность - Он Сам, одна единственная цель в жизни, одно стремление - проповедовать Евангелие, быть пастырем спасённых душ и воспитывать их в духе Господнем.
Пастырь, не осознавший такой цели своего призвания, окажется в опасности сосредоточить своё служение на проповеди о второстепенных вопросах духовной жизни. Пастырь, постигший главную цель своего посланничества, но изменивший ей, исказивший её, должен или раскаяться или оставить своё пастырство. Действительно, какой смысл быть пастырем, когда сердце не наполнено жаждой проповедовать о силе спасающей Крови Христовой, о красоте Голгофского креста, о великом значении страдания, смерти и воскресения Христа, когда иссякла молитва о возрождении тех, кому он проповедует. В чём бы ни заключался грех, лишивший пастыря его духовной чистоты и силы, грех этот должен быть исповедан и оставлен, а сердце раскаявшегося должно обрести новое исполнение Духом Святым для продолжения своей духовной работы.
В пастырском самоотверженном служении существенно отметить некоторые руководящие духовные начала, которые должны быть свойственны каждому истинному пастырю.
Пастырю следует всегда быть послушным в служении Богу. Повиновение и покорность Духу Святому являются главными стимулами пастырского служения Богу. Всем, что удалось достичь ап. Павлу на его славном пути, он обязан именно этой покорности; он своевременно научился "не противиться" водительству Божию. Послушание ап. Павла Богу легло в основу его обращения ко Христу: "Я не воспротивился небесному видению" (Деян.26,19), - свидетельствует апостол. Пастырю нужно развивать в себе способность, приобретённую от Бога, отличать "Его голос" от "голосов иных" (Иоан.10,3-5), принимать Его указания, исполнять в точности Его повеления. Вспомните, что Господь говорит пророку: "Прежде, нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде, нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя". И тогда пророк отвечает: "О, Господи Боже! Я не умею говорить, ибо я ещё молод", - но Господь наставляет его: "Не говори: "Я молод"; ибо ко всем, к кому пошлю Я тебя, пойдёшь, и всё, что повелю тебе, скажешь. Не бойся их; ибо Я с тобою, чтоб избавлять тебя... Препояшь чресла твои, и встань и скажи им всё, что Я повелю тебе; не малодушествуй пред ними, чтоб Я не поразил тебя в глазах их" (Иер.1,5-8 и 17 ст.). Христос Сам был послушным в Своём служении Отцу, "послушным даже до смерти и смерти крестной (Фил. 1,8). Ап. Павел, глубоко постигая внутреннее значение слова "раб" (Рим. 1,1; Фил. 1,1; Тит.1,1), называет себя не иначе, как только рабом Иисуса Христа. Послушание Богу нельзя ничем заменить, послушание лучше жертвы, "ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство" (1Цар.15,23).
Истинное послушание всегда будет послушанием немедленным. В служении Иисуса Христа мы весьма часто встречаем подтверждение такой немедленности истинного служения: "И немедленно", "И внезапно", "И тотчас" (Мар.1,20,42; 5,36; 10,52). Пастырю необходимо прежде всего быть уверенным в воле Господней и, получив эту уверенность, действовать без промедления.
Истинное послушание при исполнении порученного выразится в соблюдении наивысшей точности. Царь Саул потерял свой престол благодаря отсутствию точности в исполнении воли Божией. Погиб также и пророк Божий, которого Бог послал обличить царя Иеровоама во грехах его. Пророку было ясно указано, чтобы он ни к кому не заходил и ни у кого ничего не ел, но он не оказался точным в исполнении повеления Господня и на обратном пути был умерщвлён львом. Но пастырь найдёт в Слове Божием много и положительных примеров точного исполнения воли Божией. Пастырь не останется без успеха и плода, если о нём можно будет сказать, как об Иисусе Навине: "Ты в точности последовал Господу, Богу моему" (И.Нав.14,9).
Истинное повиновение всегда будет носить на себе печать святой смелости."Не бойся их!" (Иер.1,3), - повелевает Господь пророку Иеремии. Пророку Иезекиилю Бог сказал: "А ты, сын человеческий, не бойся их и не бойся речей их, если они волчцами и тернами будут для тебя, и ты будешь жить у скорпионов, - не бойся речей их и не страшись лица их, ибо они мятежный дом; и говори им слова Мои, будут ли они слушать, или не будут" (Иез.2,5-7). Саул, оправдываясь пред пророком Самуилом за нарушенное повеление Божие, сказал: "Я боялся народа, и послушал голоса их" (1Цар.15,24). Не следует удивляться, что Господь "отверг царство его". Вот вопрос, который Бог ставит малодушному: "Кто ты, что боишься человека, который умирает, и сына человеческого, который то же, что трава, и забываешь Господа, Творца своего, говорящего: "Бойся только Меня!" (Ис.51,12-13; Софон.3,7). Ап. Пётр бесстрашно заявляет синедриону: "Справедливо ли пред Богом - слушать вас более, нежели Бога?" (Деян.4,19). Неемия восклицает: "Может ли бежать такой человек, как я? Может ли такой, как я, войти в храм, чтобы остаться живым? Не пойду" (Неем.6,11). Именно таким должно являться отношение к страху у всякого пастыря, и оно окажется таковым, если пастырь "сораспялся Христу", умер для себя, для своих личных интересов, мирской славы и людской похвалы. "Праведник смел, как лев" (Прит.28,1).
Без радости повиновение не будет совершенным. "Служите Господу с веселием" (Пс.99,2), - говорит псалмопевец. Бог ожидает только такого служения, которое проистекает из любви к Нему, а такое служение не может не быть всегда радостным: "Сеющий и жнущий вместе радоваться будут" (Иоан.4,36). "Рабы Мои будут петь от сердечной радости" (Ис.65,14), и радости этой "никто не отнимет" (Иоан. 16,22) у них.
В своём служении Богу пастырю следует быть также ревностным.Рассказывают об одном командире, который всегда отправлялся в бой с поражавшими людей рвением и смелостью. Всем рискуя, он не предпринимал каких-либо предосторожностей и не страшился самых явных опасностей. Такое презрение к опасности увлекало за ним весь его отряд, и солдаты проявляли истинные чудеса храбрости. Подобная отвага командира объяснялась тем, что всякий раз, когда он вступал в сражение, им руководила одна единственная мысль: или победить или умереть на поле брани: "Пока я жив, я не имею права признать себя побеждённым". Он оказывался всегда ревностным и решительным в исполнении своего долга. И пастырь до тех пор пока не может сказать, как говорил неоднократно ап. Павел: "Я не дорожу своею жизнью" (Деян.20,24-26), или: "Я готов умереть за имя Господа Иисуса" (Деян.21,13), - не может рассчитывать на серьёзный успех в деле Господнем. Пастырь, который боится опоздать к обеду, боится лечь позже в постель, чем обычно он это делает, остаться без чая, бережно заботится о своём здоровье и репутации, страшится усталости, переутомления, трат и нервных и умственных сил, усиленного напряжения голоса или чрезмерной деятельности сердца, - такой пастырь может оказаться вполне приличным, уважаемым человеком и "служителем культа", но не ревностным и самоотверженным пастырем душ (Map. 1,17).
Есть, однако, несколько проявлений ревности, которых следует избегать в пастырском служении. Одним из таких вредных проявлений ревности является ревность половинчатая,незавершенная. Случаи такой ревности мы встречаем неоднократно в Священном Писании. Например, Ииуй устремил свою ревность только к истреблению дома Ахавова, пренебрегая созиданием своего собственного дома: "Ииуй не старался ходить в законе Господа Бога Израилева, от всего сердца.Он не отступал от грехов Иеровоама, который ввёл Израиля в грех" (4Цар.10,15-31). Поэтому Бог должен был искоренить и дом Ииуя, как истребил Он дом Ахава. Пастыря подстерегает такая же опасность: "проповедуя другим, самому не остаться недостойным" (1Kop. 9,27). Как легко проявить ревность, обличая и бичуя пороки других, забыв о своих собственных беззакониях. Такая односторонняя ревность только разрушает дело Божие. Пастырь, одержимый этой бесовской ревностью, всегда будет жесток к грешнику, неспособен снисходить к нему, и даже может оказаться враждебным, забывая, что истинная ревность всегда нежна, полна милосердия, долготерпения и нелицемерна.
Лицеприятнаяревность является тоже одним из проявлений превратно понимаемой ревности, Именно её - лицеприятную ревность -проявляли во времена земной жизни Иисуса Христа книжники, фарисеи и саддукеи как "ревнители закона" и поборники каждый своей религиозной секты. В наши дни духом лицеприятной ревности заражены "защитники вековых традиций", "ревнители древнего благочестия", "блюстители церковного благолепия" и другие поклонники человеческих установлений. Опасность для всякого пастыря заключается в том, что он может стать чрезмерным приверженцем той или иной христианской группировки, объединения, союза, движения или общества и, ревнуя об успехе только своей организации, перестанет считаться с правами и интересами всех остальных. В таких печальных случаях, когда пастырь стал на путь лицеприятной ревности, он, не задумываясь над тем вредом, который будет нанесен Церкви Божией, станет унижать, недооценивать и даже поносить другие подобные же организации, общины и церкви, судить строгим судом других проповедников истины, "запрещать" им служить лишь только потому, что они "не ходят с ними" (Map.9,38). Лицеприятная ревность не переносит успеха других служителей Христовых. Напротив, она ищет их падения и сорадуется ему. Лицеприятная ревность приведёт нас в конце концов к настоящей беде, она ввергнет нас в ту самую яму, которую мы так ревностно роем для других.
Ревность, порождённая невежеством,является также одним из проявлений ложной ревности. Ап. Павел страдал много и часто от своих соотечественников лишь потому, что они не скупились на подобного рода ревность: "Желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией" (Рим.10,1-3).
Истиннаяревность снисходит свыше. Её источник в глубинах святости Божией. Она рождена от Святого, открывающего пастырю ужасное состояние вины человека пред Богом, человека, находящегося во власти греха и не видящего нужды в спасении. Истинная ревность проистекает из непоколебимой уверенности, что есть возможность спасения самого безнадёжного грешника через веру в Голгофскую Жертву Иисуса Христа. Исполненный такой ревности, ап. Павел говорит: "Я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас... работая Господу со всяким смиренномудрием... как я не пропустил ничего полезного, о чём вам не проповедовал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам" (Деян.20, 19-31). Христос, был настолько ревностным в служении, что мог сказать: "Ревность по доме Твоём снедает Меня" (Иоан.2,17). Ревность привела Его к великим страданиям: "Я не воспротивился, не отступил назад. Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания. И Господь Бог помогает Мне" (Ис.50,5-7). Как поступал Христос, так должны поступать и мы, ибо "Он оставил нам пример, дабы мы шли по следам Его" (1Пет.2,21). "Любовь познали мы в том", - пишет ап. Иоанн, -"что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев" (1Иоан.З,16).
Кроме послушания и ревности, пастырю должно быть свойственно также постоянство.Пастырь должен быть человеком постоянным. На человека непостоянного не могут положиться ни люди, ни Бог. "Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия" (Лук.9,62). Постоянством должен быть отмечен пастырь в исследовании своего сердца и Слова Божия: "Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно"(1Тим. 4,16); в молитве: "В молитве (будьте) постоянны" (Рим.12,12); в своих отношениях к верующим: "Постоянно любите друг друга от чистого сердца" (1Пет.1,22). Быть постоянным в своих делах, занятиях, обязанностях - какое яркое свидетельство пастыря для окружающих о Боге, Боге "устройства и мира" (1Кор.14,33). Но ничто так отрицательно и отталкивающе не действует на людей, как пастырское непостоянство. Человек непостоянный не будет никогда иметь ни друзей, ни успеха - таково возмездие за непостоянство. Непостоянство имеет свои бесчисленные причины. Некоторые становятся непостоянными часто только потому, что берутся за осуществление невыполнимого замысла: "Не по плечу дерево зарубил", - говорит народная пословица. Другие оказываются непостоянными, избегая напрячь мысль и силы для планомерного распределения работы и постепенного её завершения; не закончив одного, они принимаются за другое. Но даже при наличии этой отрицательной черты не нужно отчаиваться, и самую горькую неудачу в борьбе с недостатком не следует рассматривать как окончательное поражение. Христос, если мы обратимся к Нему с такой своей нуждой, поможет и ниспошлёт пастырю желанную победу: "Верующий в Него не постыдится" (Рим.9,33).
Наконец, пастырю подобает проявлять свою верность в малом. Ибо "верный в малом и во многом верен, а неверный в малом, неверен и во многом" (Лук.16,10). Как важно быть верным в отношении времени, принадлежащего всегда только Богу. Может ли пастырь "убивать время", проводя свои вечера в обществе, хотя бы даже приятных ему людей, за всякого рода развлечениями, когда вечера эти нужны для дела Божия? Время - самое большое наше сокровище, которое Бог вручил в наше распоряжение. Самым расточительным человеком следует считать того, кто безрассудно расточает своё время. Говорят ведь, что "потеря времени - смерти подобна!" Никогда не забудем, что мы ответственны пред Богом за каждый час нашей жизни. Пастырь должен научиться спасать время каждого дня. Именно то уменье, с каким люди пользуются временем, во многих случаях полагает разницу между мудрым и глупым, святым и грешником, спасённым и погибшим. Один дорожит каждой минутой и достигает намеченной цели, другой щедро и легкомысленно тратит время, ждёт своего очередного "завтра", и это "завтра" никогда к нему не приходит. В одном случае использован каждый благоприятный момент к познанию Слова Божия, в молитве и служении, в другом - духовные вопросы пренебреженны, отложены до какого-то более благоприятного времени и, в конце концов, бывают окончательно погребены. Различные последствия скажутся в обоих случаях.
Верность в малом необходима особенно в тех случаях, когда работа духовная только начинается. Заботиться о двух, трёх новообращённых, учить их соблюдать всё то, что повелел Господь, готовить ради их духовного преуспевания самые лучшие проповеди, вести необходимые записи и книги общины - всё это возможно при наличии христианской "верности в малом". Пастырь - "домостроитель тайн Божиих. От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным" (1Кор.4,2). Верность легла в основу признания ап. Павла, свидетельствующего: "Он признал меня верным, определив на служение" (1Тим.1,12). Без верности в малом не может быть правильного, самоотверженного служения. Как прекрасны и глубоки слова Спасителя к слуге Своему, успешно подвизавшемуся на Его ниве, завершившему своё земное поприще: "Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего" (Мат.25,21). Путь христианского пастырства - путь покорного, ревностного, постоянного и верного служения Спасителю и Господу Иисусу Христу в Духе Святом.