Папа Иннокентий III родился в 1161 г. в семье знатного аристократа итальянской фамилии - графа Лотарь де Севьи. Богословское образование получил в университетах Парижа и Болоньи. В 1187 г. при Григории VIII становится субдиаконом, в 1190 г. - кардиналом -диаконом. А с 1198 г. он вступает на папский престол с именем Иннокентия III.
Сразу по вступлении на престол Иннокентий III заявил о своем высоком понимании папской власти. В первой энциклике он писал: "Римский первосвященник является наместником не простого человека, а истинного Бога, ибо, хотя мы и преемник главы Апостолов, однако, мы не его и ни какого-либо Апостола или человека, но самого Бога наместник".
С этого времени и появляется титул папы как "викария Христа". Это отразилось и в формуле посвящения пап: "Возьми эту тиару и знай, что ты есть отец князей и королей, наместник Иисуса Христа, Емуже слава без конца". (Сейчас формула осталась, а тиара не вручается).
Одновременно Иннокентий III подчеркнул и особое значение Римской кафедры. Папское попечение охватывает весь мир и все стороны жизни. Иннокентий III, таким образом, окунулся во все стороны общественной деятельности.
Сначала он победил римскую аристократию, которая до этого в союзе с императором добилась значительной автономии от папского престола, и была введена должность римского префекта - независимого главы города. Папа сразу отменил римскую автономию и назначил нового префекта, подавив военной силой возмущения. (Ранее Рим имел автономию от папского государства, которое имело свои военные силы).
В Германии Иннокентий использовал династическую междоусобицу. Он, как третейский судья, всегда поддерживал слабейшего.
Во Франции, Испании и других княжествах Иннокентий III вмешивался в бракоразводные дела монархов, накладывал интердикты, чем поднимал свой нравственный авторитет, который служил основой для дальнейшего вмешательства в дела этих государств. (Например, интердикт на французского короля Филиппа Августа, который должен был вернуть из ссылки свою жену).
В Англии после 6-ти лет борьбы с королем Иоанном Безземельным по поводу замещения кафедры архиепископа Кентерберийского папа добился своих ленных (феодальных) прав. По англо-норманской системе избрание епископов было во власти короля во всех пределах королевства. Иннокентий III под угрозой крестового похода со стороны Филиппа Августа (который искал случай повоевать) заставил Иоанна Безземельного отречься от короны Англии и Ирландии в пользу кафедры Апостола Петра. Король получил корону из рук папы, как подчиненный ему феодал.
Против этого подчинения выступили английские бароны со знаменитой хартией вольности 1213 г., которая лишала короля реальной власти над страной (король был именован влиятельным феодалом среди прочих английских баронов). Иоанн вынужден был подписать хартию. Принципы хартии оказали влияние на всю дальнейшую жизнь Европы:
— живу, где хочу;
— уверен в том, что имею (неотъемлимость частной собственности);
— подчиняюсь только закону.
В ряде стран Иннокентий III добился также усиления влияния Римской кафедры и прямого назначения туда епископов с правом инвеституры: в Венгрии, Кастилии, Испании, Португалии, Шотландии, Скандинавии, Польше, Болгарии (через унию).
С предложением военной помощи Иннокентий III обращался и к князю Роману Данииловичу Галицкому на Руси.
При Иннокентии III состоялся 4-й крестовый поход (1203-1204 гг.), после которого разграблен Константинополь и установлена Латинская империя на Востоке. Сам папа осуждал крестоносцев, что не дошли до Святой Земли и что разграбили Константинополь, но воспользовался результатами похода для латинизации Востока. Назначен был латинский Константинопольский патриарх (об унии даже папа не помышлял). Православные сосредоточились в Никейском и Эпирском деспотатах.
При Иннокентии III было стихийное движение детей за освобождение Святой Земли. Десятки тысяч детей отправились с религиозным энтузиазмом в Святую Землю. Никто не мог их удержать. Они шли почти без оружия, надеявшись на Ангелов. В начале акции проповедником был мальчик Жан, зажигавший сердца детей, и они уходили из дома. Иудеи
воспользовались этим и несколько кораблей с детьми отправили в рабство, а часть доплывших перебили.
При Иннокентии III было подавлено на юге Франции движение альбигойцев или катаров. Это дуалистическая манихейская секта, родственная павликианам и богомолам ("альбое" - белый, чистый). Это тайное сообщество отвергало учение Церкви о таинствах, иерархии. В ней скрывалось и поклонение злу (дуализм ее в этом - добро и зло). Катары организовались в военную силу и завоевали часть замков. Иннокентий III организовал крестовый поход, и для борьбы с альбигойцами была учреждена инквизиция.
В 1215 г. состоялся IV Латеранский собор, на котором наряду с западными епископами присутствовали епископы титулярных восточных кафедр (латинские епископы, уже назначенные на восточные кафедры). Цель собор указал: окончательное покорение Востока. Но в 1216 г. умер Иннокентий III, и покорения не случилось.
На этом же соборе было изложено евхаристическое учение латинской церкви, окончательно утвердившее термин пресуществления - "транссубстанция". То есть, при Пресуществлении Святых Даров они имеют акседенцию (вид) хлеба и вина, а субстанцию - Тела и Крови. Было предписано мирянам исповедоваться и причащаться не меньше одного раза в год, и они были лишены Святой Чаши.
Сам Иннокентий III написал ряд богословских трактатов, в которых не проявил себя оригинальным - продолжал развивать системы папской теократии.
Более интересна его каноническая деятельность. Начиная с Иннокентия III соборные постановления, в приня тии которых участвовал папа, делаются от его имени, а епископы лишь подписывались с грифом "одобряем".
Особое право получает папа при Иннокентии III в примате юрисдикции, то есть прямой непосредственной власти над епископами и и вообще всеми верующими. Папе усваивается право всеобщего отпущения, состоящее не только в прощении вины за нарушение закона, но и в отмене самого закона и освобождении от клятвы. Папа получает право непосредственного распоряжения всеми церковными бенифициями (доходами).
Иннокентий III отрицает всякую самость государств, и единственным законным порядком в мире может быть только теократия. "Государство получает свое существование только от Церкви, подобно тому, как луна отражает солнечный свет".
Духовное, политическое и финансовое могущество папства достигает при Иннокентии III своего апогея, но оно же послужило и основанием к непосредственной реакции европейских государств против папской власти.
Три последующих папы после Иннокентия III - Гонорий III, Григорий IX и Иннокентий IV - были продолжателями дела Иннокентия III. Главной заботой папского престола в первой половине XIII в. была борьба с немецким императором Фридрихом II. Этот последний император из династии Гогенштауфенов вел борьбу с папами за полную независимость своей империи в течение 30 лет. Папы не были разборчивы в методах борьбы. Если раньше появлялись антипапы, то теперь - антиимператоры, ставленники пап. Наиболее известный из них Генрих Распэ, прозванный "поповским королем".
Не примирило пап с Фридрихом даже и то, что он был организатором 6-го крестового похода, в котором одержал значительные победы (на некоторое время даже взял Иерусалим). Ибо во время отвоевания Иерусалима Фридрих был отлучен папой (парадокс: победа над мусульманами и отлучение).
В итоге борьбы папы одержали победу. 13 декабря 1250 г. император умер, его сын Конрадин через несколько лет был обезглавлен во внутренней войне. Папа Иннокентий IV ликовал о прекращении династии: "Молнии и бури над нами, наконец, исчезли". Новая династия Габсбургов не конфликтовала с папами. При ней в Германской империи лишь титул "император" напоминал о былом величии. Но победа папы была ненадолго.
В роли противника папства выступила Франция, бороться с которой было тяжелее, так как она была мононациональной. Во второй половине XIII в. во Франции были энергичные волевые короли. Первый из них — Людовик IX, отличавшийся самоотверженностью и благочестием. Он был организатором последних крестовых походов, 7-го и 8-го, и приобрел
уважение всех католиков Европы. Но именно он, глубоко верующий король, предпринимал шаги против влияния Ватикана во Франции. В 1260 г. по его настоянию во Франции была принята так называемая прогматическая санкция, согласно которой Французская церковь пользовалась автономией от Рима во внутренних делах.