Необходимой эмпирической основой познания являются ощущения, возникающие в результате воздействия вещей в себе на нашу способность к восприятию.
Случайные и разнородные ощущения упорядочиваются с помощью априорных форм чувственности, а именно пространства и времени.
Пространство как особого рода чистое созерцания систематизирует внешние ощущения; а время как особого рода чистое созерцание систематизирует, упорядочивает внутренние ощущения.
Согласно Канту, представления о длительности и протяжённости есть условия возможности вообще любых явлений. Например: чтобы воспринимать нечто одно после другого, нам нужно изначально, до всякого конкретного восприятия иметь чистое представление о длительности как таковой.
Вещь в себе не имеет ни пространственных, ни временных характеристик, а мир в качестве феномена с неизбежностью существует в пространстве и во времени.
Пространство и время делают необходимыми и всеобщими истины математики. В рамках математики Кант выделял арифметику и геометрию. Геометрия, по Канту, базируется на пространстве как априорной форме внешнего чувства, арифметика – на времени как априорной форме внутреннего чувства.
19.02.2003
Второй раздел «Критики чистого разума» - «Трансцендентальная аналитика» – учение о рассудке.
Рассудок – это способность обобщать содержания чувственных созерцаний (наглядных представлений) посредством категорий.
Категории (у Канта их насчитывается 12) – это априорные формы рассудка.
Кант все свои 12 категорий объединяет в 4 группы:
1. категории количества
2. категории качества
3. категории отношения
4. категории модальности
В основе способности объединять представления, обобщать их содержание лежит так называемое «первоначальное синтетическое единство апперцепции».
Кант различает
· так называемую «трансцендентальную апперцепцию» (единство и
самотождественность самого познающего субъекта) и
· «эмпирическую апперцепцию» (это вторичное единство, т.е. единство,
проявляющееся в продуктах рассудочной деятельности).
Метафизика– это склонность, укоренённая (заложенная) в устройстве самого человеческого разума, которая пытается выдать себя за строгую науку.
Рассмотрение вопроса о возможности синтетических суждений в метафизике Кант связывает с исследованием природы разума.
Когда рассудок забывает о своих границах (о границах своего применения) и пытается познать вещи в себе в содержательном смысле (т.е. научно), тогда и возникает метафизика.
Тот раздел «Критики чистого разума», который называется «Трансцендентальной диалектикой», посвящён рассмотрению (анализу) тех последствий, которые должны получиться в случае применения форм рассудочного синтеза к познанию вещей в себе.
В человеческом разуме заложено стремление к идеалу познания (к абсолютной полноте знания). Проблему для разума представляет абсолютное целое всего возможного опыта, но такое целое не может быть в принципе результатом опытного познания. Разум оперирует уже не категориями, а идеями, т.е. условно говоря: понятиями о безусловной целостности (единстве) всех обусловленных явлений. Это: понятия о душе (по Канту, «психологическая идея»), понятие о мире в целом (космологическая идея), понятие о Боге (теологическая идея). Идея – это такое понятие, для которого в созерцании не может быть дан в принципе адекватный предмет.
· Психологическая идея содержит в себе абсолютное (безусловное) единство
мыслящего субъекта.
· Космологическая идея касается вопроса о мире, представленном совокупностью
условий существования всех явлений как целого.
· Теологическая идея выражает абсолютное единство условий всех предметов
мышления вообще.
Разум непосредственно направлен (т.е. его предметом является) не на феномен, а на рассудок. Основная функция разума в познании состоит в том, чтобы «свести огромное многообразие знаний рассудка к наименьшему числу принципов и таким образом достигнуть высшего единства знаний и рассудка».
Рациональная психология (учение о душе), рациональная космология (учение о мире в целом), рациональная теология (учение о Боге) представляют собой основные разделы метафизики. К каждой из своих идей разум приходит путём особого умозаключения и в каждом из этих 3-х умозаключений разум обнаруживает свою диалектическую сущность. Соответственно диалектика разума делится на 3 части:
1. паралогизм (соответствует психологической идее)
2. антиномия (соответствует космологической идее)
3. идеал разума (соответствует теологической идее)
Притязания (претензии) рациональной космологии с необходимостью ведут к возникновению антиномий. Антиномия – это условно говоря: два тезиса (тезис и антитезис), каждый из которых доказывается с той же силой убедительности, как и логически противоположный ему тезис, но, если А и не-А равнодоказуемы, то отсюда, по Канту, следует, что оба эти высказывания (утверждения или отрицания) не могут считаться научными. Кант выделяет в рамках космологической идеи 4 антиномии соответственно 4 группам категорий:
1.Тезис: мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве.
Антитезис: мир не имеет начала во времени и границ в пространстве.
2.Тезис: всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей, и вообще существует только простое и то, что состоит из простого.
Антитезис: ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей, и вообще в мире нет ничего простого.
Эти две антиномии Кант называет математическими, т.к. они касаются количественных характеристик мира.
!3!Тезис: причинность по законам природы есть не единственная причинность, из которой можно вывести все явления в мире. Для объяснения явлений необходимо допустить ещё свободную причинность.
Антитезис: нет никакой свободы (в феноменальном мире), всё совершается в мире только по законам природы.
4.Тезис: к миру принадлежит (либо как часть его, либо как его причина) безусловно необходимая сущность (Бог).
Антитезис: нигде (ни в мире, ни вне мира) нет никакой абсолютно необходимой сущности как причины мира.
Эти две антиномии Кант называет динамическими, т.к. они касаются качественных характеристик мира.
Человек– это существо странное, двойственное: с одной стороны – это эмпирическое существо, которое подчинено природным законам, с другой стороны – человек наделён разумом и поэтому он находится в то же время в царстве свободы (он свободен).
Лекция 2. Диалектико-материалистическая концепция познания
1. Понятие о познавательном отношении человека к миру. Субъект и объект познания. Роль практики в процессе познания.
2. Формы, виды и уровни познавательской деятельности. Соотношение чувственного и рационального познания.
3. Особенности социального познания.