Конспект лекций по предмету "Экономическая теория"


Лекция № 8. Безработица

Одним из признаков макроэкономической нестабильности считается безработица.
Безработица – это состояние, когда трудоспособное население ищет, но не может найти работу. Все население страны можно разделить на трудоспособное и нетрудоспособное.
Трудоспособное население – это люди, в возрасте от 16 до 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины), которые хотят и могут работать.
Нетрудоспособное (экономически неактивное) население – это все остальные категории граждан:
1) учащиеся и студенты, посещающие дневные учебные заведения;
2) лица, получающие пенсии по старости, на льготных условиях, по инвалидности;
3) лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми;
4) отчаявшиеся найти работу и прекратившие ее поиски;
5) военнослужащие срочной службы;
6) лица, находящиеся в местах лишения свободы или на принудительном излечении;
7) лица, у которых нет необходимости работать (например, иждивенцы и тунеядцы).
Рабочая сила – это часть трудоспособного населения, которая имеет желание работать, а не реализовывать свой труд в пределах домашнего хозяйства.
Часть рабочей силы, занятую в производстве, частном бизнесе, сфере услуг, государственной службе, принято называть занятыми.
Часть рабочей силы, которая не имеет своего рабочего места, но имеет желание работать, называется безработными.
Согласно законодательным актам Российской Федерации, безработными признаются люди, которые:
1) не имеют работы и заработка;
2) зарегистрированы в службе занятости для поиска подходящей работы;
3) готовы приступить к работе в любой момент.
В зависимости от обстоятельства, из-за которого человек не имеет работу, безработных можно классифицировать на 4 группы:
а) впервые ищущие работу;
б) вышедшие на рынок труда после перерыва;
в) потерявшие работу после увольнения;
г) добровольно оставившие работу.
Экономисты выделяют следующие виды безработицы:
1) циклическая безработица. Один из самых первых и главных видов безработицы, который возникает из-за спада производства и общего низкого спроса на рабочую силу во всех сферах, отраслях, регионах. Во время спада ее уровень может достигать 8–10%;
2) фрикционная безработица. Явно менее негативный вид безработицы, который связан с так называемым положением «между работами» (постоянное движение населения от профессии к профессии, из одной местности в другую, временная незанятость женщин в связи с рождением ребенка, поиск работы теми, кто только что закончил учебное заведение или кто отслужил в армии). Главной особенностью такого вида безработицы является непродолжительность. В подобных ситуациях постоянно кто-то находится (2–8% рабочей силы), т. е. имеется как бы «штатный состав», данный вид безработицы невозможно устранить;
3) институциональная безработица. По ее названию можно понять, что она возникает из-за действия общественных институтов. Например, государство может выплачивать немалые социальные пособия, побуждая при этом часть трудоспособного населения не работать. Или деятельность профсоюзов, направленная на постоянное увеличение заработной платы, делает рабочую силу очень дорогой и вынуждает работодателей уменьшать свой спрос на рынке труда;
4) структурная (технологическая) безработица. Данный вид безработицы возникает в связи с изменениями в строении народного хозяйства: вымирают некоторые профессии или даже целые отрасли; перестраивается экономика регионов; изменяются под давлением научно-технической революции сами технологии; т. е. структура рабочей силы начинает не соответствовать спросу на труд из-за научно-технических, технологических, организационных нововведений. О наличии в стране структурной безработицы говорит высокий уровень вакансий, которые не могут быть заняты без переквалификации работников;
5) сезонная безработица образуется в отраслях, для которых свойственны сезонные колебания объемов производства (обслуживание летних курортов);
6) частичная безработица возникает на предприятиях, которые вынуждены перейти на неполный рабочий день или сокращенную рабочую неделю;
7) скрытая безработица включает в себя людей, которые формально вроде бы и работают, а фактически занимают лишние рабочие места, т. е. ту работу, которую может сделать и один работник, делают два, а то и три человека.
Для более конкретной характеристики безработицы в экономической теории применяют 3 взаимосвязанных показателя: уровень безработицы, естественный уровень безработицы, полная занятость.
Уровень безработицы – это отношение числа безработных к общей численности рабочей силы, выраженное в процентах:
Ru= (U / L)×100%,
где U – число безработных;
L – численность рабочей силы;
Ru – уровень безработицы.

Естественный уровень безработицы – это минимально возможный в стране уровень безработицы при полной занятости (5–6%). Число свободных рабочих мест приблизительно равно числу людей, ищущих работу.
Полная занятость – это состояние в обществе, когда безработица не превышает своего естественного уровня (5–6%).
Кроме того, необходимо различать численность безработных, зарегистрированных на биржах труда (в службах занятости) и общую численность безработных, при расчете которой к безработным относятся все те, кто не имеет работы, активно ищет ее и готов к ней приступить в кратчайшие сроки.
Причины безработицы многообразны: это и психологические, и коммуникативные, и целый ряд экономических причин. В качестве экономических причин, порождающих безработицу, можно выделить следующие:
1) развитие современных технологий, появление нового оборудования, машин приводят к высвобождению части работников, которым требуется переподготовка или переквалификация;
2) сокращение управленческого аппарата;
3) экономический спад, в результате которого снижаются потребности экономики в ресурсах, в том числе и трудовых;
4) структурные сдвиги в экономике, приводящие к исчезновению устаревших отраслей и предприятий, и появление новых;
5) сезонные изменения в спросе на рабочую силу в связи со спецификой производства (например, сельское хозяйство, строительство, туризм и т. д.).
Безработица носит негативный характер и для экономики имеет множество последствий. Среди негативных последствий безработицы самым главным является недовыпуск продукции (сокращение производства), потеря части ВНП.
Для определения величины потери ВНП используется закон Оукена, выражающий математическую зависимость между уровнем безработицы и отставанием в росте ВНП. Он доказал, что соотношение 1 : 2,5 определяет абсолютные потери продукции при любом уровне безработицы. Это значит, что если безработица превышает естественный уровень на 1%, то уменьшение объема валового национального продукта составит 2,5%; если на 2% – то 5% и т. д.
Но существуют и другие негативные последствия безработицы:
1) снижение уровня жизни не только самого безработного, но и его семьи;
2) снижение поступлений от налогов в бюджеты всех уровней;
3) увеличение преступлений и количество психических заболеваний.
Безработица нуждается в государственном регулировании. Существует две точки зрения в решении этого вопроса:
1) теория Кейнса состоит в том, что причиной безработицы является недостаточный уровень совокупного спроса; при этом если увеличить совокупный спрос, то и пропорционально уменьшится безработица;
2) государственная политика занятости, осуществляемая по двум направлениям:
а) регулирование уровня и продолжительности безработицы; при этом необходимо использовать службу трудоустройства (занятости), которая сокращает время поиска человеком работы, информируя его об имеющихся вакансиях; кроме того, эти службы призваны решать вопросы переквалификации работников;
б) гарантии материальной и социальной поддержки:
– выплата пособий по безработице;
– предоставление компенсации работникам, увольняемым с предприятий при сокращении численности штатов, реорганизации или ликвидация предприятия;
– выплата стипендии на период повышения квалификации или переподготовки.
Вместе с тем у безработицы есть своеобразные положительные черты. Во-первых, безработные – это резерв рабочей силы для роста производства. Во-вторых, конкурентная борьба между работающими и безработными приводит к повышению эффективности труда.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.