КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО УПРАВЛЕНЧЕСКОМУ УЧЕТУ
Лекция 1. Управленческий учет: цели и задачи. Основы управленческой отчетности
Сущность управленческого учета
Построение системы управленческого учета в организации заключается в формировании набора формализованных процедур, обеспечивающих менеджеров всех… В системе управленческого учета, в отличие от бухгалтерского и налогового… Управленческий учет охватывает систему управления деятельностью организации в целом, включая стратегическое…
Цели управленческого учета
Основной цельюуправленческого учета является предоставление руководству организации полного комплекса информации о фактических, плановых и…
Ключевые пользователи управленческого учета
В отличие от системы подготовки информации для бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности, ориентированной на внешних пользователей, система… В соответствии с этим формирование системы управленческого учета в организации… Пользователями информации, генерируемой в рамках системы управленческого учета в организации, являются:
Лица, ответственные за формирование системы управленческого учета в организации
Однако организациям, планирующим внедрить комплексную систему управленческого учета, рекомендуется четко определить ответственное лицо либо… В минимальный набор навыков специалистов такой команды должно входить знание… На команду по внедрению системы управленческого учета обычно возлагаются следующие обязанности:
Задачи управленческого учета
С помощью инструментов управленческого учета обеспечивается реализация важнейших задач системы управления организацией как экономической и производственной единицей. Среди основных задач можно выделить следующие:
Учет ресурсов организации
Одной из ключевых функций менеджмента является обеспечение оперативного, полного и достоверного учета ресурсов организации, включая материальные, финансовые и человеческие ресурсы, с целью осуществления контроля и повышения эффективности их использования. Внедрение системы управленческого учета обеспечивает генерацию и предоставление менеджерам системы отчетов и отдельных показателей, характеризующих наличие и движение ресурсов организации.
Контроль и анализ финансово-хозяйственной деятельности
Под контролем финансово-хозяйственной деятельности в целях настоящих рекомендаций понимается деятельность, направленная на: 1. обеспечение целостности финансовой и нефинансовой информации, касающейся деятельности предприятия и его активов; 2. мониторинг и измерение ключевых показателей деятельности; 3. инициализацию корректирующих действий, необходимых для достижения запланированных результатов деятельности; 4. инициализацию, в случае необходимости, действий по корректировке планов.
Планирование
Под планированием понимается процесс постановки целей, формулирования, оценки и выбора политики, стратегии, тактики и конкретных действий по их достижению, а также количественной оценки воздействия, которое оказывают на предприятие запланированные операции и другие будущие экономические события. Осуществление планирования, включающее в себя стратегический, тактический и оперативный аспекты, требует предоставления информации о прошлом, настоящем и предполагаемом будущем (прогнозирование).
Прогнозирование и оценки прогноза
Процесс планирования, как правило, предусматривает моделирование, то есть выбор варианта действий среди нескольких альтернатив. Такой выбор связан с…
Основные компоненты системы управленческого учета в организации
Для организации и ведения управленческого учета на предприятии необходима классификация процессов и технологий в соответствии с систематикой… В соответствии с международной практикой базовыми компонентами системы… учет и управление затратами;
Система учета и управления затратами
1) информацию о том, где, когда и в каких объемах расходуются ресурсы организации;
2) прогноз изменения расходования ресурсов организации при изменении… 3) возможность на основе полученной информации обеспечить максимально высокий уровень отдачи от использования…
Система показателей деятельности
Чем сложнее управленческая структура, тем большее значение имеет правильный выбор системы показателей деятельности, правильное функционирование…
Система долгосрочных и текущих бюджетов
В рамках формирования долгосрочных и текущих (стратегических и оперативных) бюджетов производится оценка планируемых доходов и расходов и сравнение их с фактическими доходами и расходами.
Система управленческих отчетов
В целях распределения ответственности по иерархическим уровням организации рекомендуется использовать понятие центров затрат. В результате возникает…
Основные процессы, обеспечивающие формирование и функционирование системы управленческого учета
Поскольку в каждой организации можно выделить несколько различных бизнес процессов, для каждого направления хозяйственной деятельности обычно… Среди основных процессов, реализация которых лежит в сфере деятельности…
Идентификация, измерение и накопление данных
Процесс измерения предусматривает представление данных о хозяйственных операциях, других произошедших или потенциально возможных экономически… Под накоплением понимается упорядоченное и последовательное отражение и…
Анализ, подготовка и интерпретация информации
Подготовка и интерпретация учетных и/или плановых данных сводятся к согласованию этих данных по определенным признакам. Цель — предоставление… Экономистам рекомендуется интерпретировать в разрезе различных аналитических…
Разработка и технологическое внедрение информационной системы
В ходе конструирования и разработки полноценной информационной системы управления необходимо реализовать следующие задачи:
определить результаты, которые пользователи должны получать из системы;
указать, какие данные необходимо вводить в систему для получения требуемых результатов;
Администрирование системы управленческого учета
1) распределение обязанностей по ведению управленческого учета;
2) обеспечение согласования системы ведения счетов с другими операциями;
3) делегирование полномочий и решение вопросов, касающихся централизации или децентрализации учета;
Факторы, оказывающие влияние на организацию системы управленческого учета в организациях
Среди ключевых факторов, обуславливающих особенности построения системы управленческого учета в организациях, можно назвать следующие:
1) особенности нормативно-правового регулирования деятельности организации;
… 2) характер деятельности (производственная сфера, торговля, выполнение работ, оказание услуг);
Лекция 2. Классификация затрат и модели их поведения
Определение затрат. Как классифицировать затраты
Любое производство требует затрат. Затраты на производство и реализацию продукцию есть издержки производства. Они необходимы, чтобы продукт был произведен при любых общественных условиях, и непосредственно зависят от эффективности средства труда и его производительности. Все значения издержек производства допустимо рассматривать в плоскости непосредственно производственного процесса, тогда можно абстрагироваться от процесса колебания цен вокруг стоимости товара под влиянием закона спроса и предложения. Современная экономическая теория значения издержек производства рассматривает под влиянием воздействия объемов производства продукции на предприятии. В этой связи издержки можно классифицировать.
Общие издержки. Это все расходы, затраты труда предприятия на изготовление и реализацию товара. Это потенциально возможная величина затрат на определенный момент времени. Исходным пунктом производства товаров служат денежные расходы на покупку средств производства и рабочей силы.
При группировке по статьям калькуляции в состав себестоимости затраты могут классифицировать по следующим критериям:
основные и накладные;
прямые и косвенные;
простые и комплексные;
постоянные (условно-постоянные) и переменные (условно-переменные).
В западных странах используется вышеописанное деление затрат (издержек) на постоянные и переменные, причем прямые и часть косвенных затрат относятся к переменным, а оставшаяся часть косвенных затрат (не зависящих от объема производства) — к постоянным. Нередко первая из вышеуказанных частей косвенных затрат выделяется в отдельную группу — частично переменные затраты, поскольку эти затраты изменяются по своей величине не в прямо пропорциональной зависимости от изменения объема производимой продукции. Деление затрат на прямые и переменные позволяет получить показатель — добавленную стоимость, определяемую вычитанием из общего дохода (выручки) предприятия переменных затрат. Добавленная стоимость состоит, таким образом, из постоянных затрат и чистой прибыли. этот показатель позволяет оценить общую эффективность производства и реализации вне зависимости от прямо зависящих от величины объема производства переменных расходов.
В России деление затрат на условно-постоянные и условно-переменные, рассчитываемые по экономическим элементам, применяется при расчете экономии от влияния технико-экономических факторов. Подобные расчеты выполняются для определения будущей плановой себестоимости продукции на основе имеющейся фактической себестоимости. Такого рода расчеты не всегда целесообразны, поскольку позволяют всего лишь определить увеличение затрат в случае, если бы условно-постоянные расходы возрастали прямо пропорционально росту объема производимой продукции (практически невозможная ситуация).
В реальной производственной деятельности необходимо учитывать не только фактические денежные издержки, но и альтернативные издержки. Последние возникают из-за возможности выбора между теми или иными экономическими решениями. Например, владелец предприятия может потратить имеющиеся деньги различным способом: направит их на расширение производства или израсходовать на личное потребление и т.д. Измерение альтернативных издержек необходимо не только для рыночных отношений, но и для объектов, не являющихся товарами. На нерегулируемом рынке товаров, альтернативные издержки будут равны текущей установившейся на данный момент рыночной цене. Если на рынке существует несколько разных (обычно близких между собой) цен, то альтернативные издержки продажи товара по, естественно, наивысшей из предложенных продавцу покупателями цен, будут равны наибольшей из всех оставшихся (кроме наивысшей) предложенных цен.
Отнесение затрат к основным и накладным обусловливается характером их связи с производством продукции. Основные затраты непосредственно связаны с технологическим процессом. К основным затратам относится сырье и материалы, топливо и энергия на технологические цели, основная заработная плата производственных рабочих. В свою очередь, накладные расходы связанны с организацией управления и обслуживанием производства. К ним, например, относятся цеховые и общезаводские расходы, расходы на реализацию продукции.
По способу отнесения на себестоимость конкретных видов изделий все затраты предприятия подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые затраты — это затраты, непосредственно связанные с созданием единицы товара и прямо относятся на ее себестоимость. Косвенные затраты необходимы для общего осуществления производственного процесса данного вида продукции на предприятии. Эти затраты связаны с работой цеха или предприятия в целом и не могут быть отнесены прямо на себестоимость отдельных видов продукции, а только косвенным образом, по заранее установленному признаку — пропорционально основной заработной плате производственных рабочих, производственной себестоимости, машино-час. работы оборудования по изготовлению соответствующих изделий и других.
В составе калькуляции различаются простые затраты, состоящие из одного элемента, и комплексные, включающие несколько экономически разнородных, но и имеющих одинаковое производственное назначение элементов. К простым статьям относятся, например, затраты на основные сырье и материалы, заработная плата основных производственных рабочих. Комплексными являются все затраты на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые и общезаводские расходы, поскольку каждая статья содержит в себе затраты на материалы и заработную плату, амортизационные отчисления и другие.
2. Затраты: постоянные, переменные, средние, предельные
Затраты делятся на постоянные и переменные в зависимости от отношения к изменению объема производства. Издержки делятся на не зависящие и зависящие от объема производимой продукции.
Часть общих издержек есть постоянные. Постоянные издержки не зависят от величины производства, существуют и при нулевом объеме производства. Постоянные издержки включают денежные затраты, количество которых предприятие не может изменить при производстве продукта в краткосрочном периоде.
Это предшествующие обязательства предприятия (проценты по займам и др.), налоги, амортизационные отчисления, оплата охраны, арендная плата, расходы на обслуживание оборудования при нулевом объеме производства, зарплата управленческого персонала и т.д.
Постоянные затраты делятся на три группы:
полностью постоянные затраты (затраты на бездействие), которые возможны даже тогда, когда деятельность отсутствует, например амортизация основных фондов;
постоянные затраты на обеспечение деятельности, имеющие место только при осуществлении деятельности, например, затраты на электроэнергию, на освещение, заработную плату общезаводского персонала;
условно-постоянные затраты, которые не изменяются до достижения определенного объема производства. При последующем росте объема производства эти затраты изменяются скачкообразно. Это происходит тогда, когда уровень использования мощностей составляют 100 %, а емкость рынка требует увеличения объема производства. Предприятия закупает новые станки, оборудование, строит новые корпуса, что увеличивает стоимость основных фондов и скачкообразно изменяет величину затрат на единицу продукции через увеличение амортизационных отчислений.
Переменные издержки зависят от количества производимой продукции, складываются из затрат на сырье, материалы, зарплату рабочим и т.д. Сумма постоянных и переменных издержек образует валовые издержки — сумму денежных расходов на производство определенного вида продукции.
Классификация переменных затрат:
пропорционально-переменные, которые меняются в прямом соответствии с изменением объема деятельности;
регрессивно-переменные, которые растут медленнее, чем объем производства;
прогрессивно-переменные, растущие быстрее, чем увеличивается объем производства.
Для измерения издержек на производство единицы продукции используются категории средних, средних постоянных и средних переменных издержек. Средние издержки равны частному от деления валовых издержек на количество произведенной продукции. Средние постоянные издержки определяются делением постоянных издержек на количество произведенной продукции. Средние переменные издержки образуются делением переменных издержек на количество произведенной продукции.
В начале процесса производства переменные издержки достаточно высоки, затем их уровень стабилизировать, но впоследствии начинается расти под влиянием действия закона убывающей предельной производительности труда
Для предпринимателя представляет интерес не только общая сумма затрат производимых им товаров или услуг, но и средние затраты, т.е. затраты фирмы на единицу производимой продукции. При определении прибыльности или убыточности производства средние затраты сравниваются с ценой.
Средние постоянные издержки определяются отношением общих постоянных издержек к количеству произведенного продукта. Они уменьшают с постепенным возрастанием количества произведенного продукта. Если выпускается малое количество продукции, то на каждую единицу продукта приходится большое количество постоянных издержек. При увеличении объема производства происходит снижение доли постоянных издержек в единице продукции, что приводит к снижению средних постоянных издержек в единице продукции и величина их стремится к нулю.
Средние переменные затраты рассчитываются путем деления суммарных переменных затрат на соответствующее количество произведенной продукции.
Средние общие издержки есть частное от деления общих издержек на объем продукции, или сумма средних постоянных и средних переменных издержек. Они важны для предприятия, так как служат основой цены единицы продукции.
Кроме перечисленных видов, рассчитываются предельные издержки.
Предельными называются добавочные издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции. обычная каждая дополнительная единица продукции связана с изменением суммы переменных издержек производства. Значение предельных издержек производства чрезвычайно велико, поскольку позволяет определить те затраты, величину которых предприятие может контролировать наиболее непосредственно, точнее, чем предельные издержки, нет ни одного показателя, который можно использовать при расчете сэкономленных ресурсов в случае сокращения объема производства на каждую последнюю единицу продукции.
Рассмотренная ранее категория “предельные издержки” имеет принципиальное значение для определения приносящего максимальную прибыль объема производства и изучения эффективности распределения ресурсов. Пока в условиях совершенной конкуренции (множество мелких производителей, выпускающих идентичные товары, причем каждый из них не влияет на рыночную цену) доход от последней дополнительно проданной единицы товара превышает предельные издержки этой единицы товара, прибыль предприятия будет возрастать. Для любого предприятия наиболее прибыльным будет производство и реализация такого объема продукции, когда имеется равенство дополнительного дохода и предельных издержек. Последний произведенный и проданный товар будет выравнивать предельные издержки и цену за единицу товара, поскольку продажа дополнительного количества продукции не принесет дополнительной прибыли. Предприятие будет стремиться к максимальной прибыли при производстве товаров, предельные издержки которых ниже рыночной цены, и прекратит производство товаров, имеющих превышение предельных издержек над рыночной ценой.
Решение относительно объема производства обыкновенно носит предельный характер — производить ли продукцию на несколько единиц больше или меньше. Следует различать общие предельные издержки и средние предельные издержки.
Расчет предельных издержек необходим для обеспечения обоснованного прироста производства продукции.
Предельные издержки служат основой для определения оптимального объема производства продукции предельных границ его расширения для получения максимально высокой прибыли.
В реальной жизни рассчитываются и такие виды издержек, как альтернативные (вмененные) издержки — упущенные возможности. Это те средства, от которых предприятие отказывается, когда использует свои ресурсы. и которые изменены с точки зрения выгоды, которая упущена из-за использования этих ресурсов оптимальным образом. Они представляют издержки, связанные с упущенными возможностями наилучшего использования средств предприятия.
Альтернативные издержки возникают из-за возможности выбора между теми или иными экономическими решениями.
Так, можно использовать прибыль предприятия различным образом, например капитализировать или потратить прибыль на личное потребление. При этом будет иметь место утрата возможностей получить прибыль в будущем периоде.
Альтернативные издержки носят скрытый характер, но они должны учитываться при выработке стратегических экономических решений.
Кроме названных, у предприятия есть и транзакционные издержки. Они связаны с внешнеэкономической деятельностью предприятия. Сделки с партнерами, ведения переговоров, поиск информации, заключения контрактов, контроль за его использованием — все это трансакции, требующие дополнительных затрат. Если сумма транзакционных издержек больше дохода предприятия, то производство становится невозможным.
Полные затраты предприятия складывают из суммы постоянных и переменных затрат.
Модели и методы калькулирования себестоимости продукции
В отечественной и зарубежной практике используют различные методы калькулирования (схема 1). Основные модели и методы калькулирования себестоимости… модель полного распределения затрат;
модель частичного распределения затрат.
Схема 1. Модели и методы калькулирования себестоимости
Методы калькулирования классифицируют по следующим признакам:
объект калькулирования;
способ расчета.
В зависимости от объекта калькулирования можно выделить следующие методы:
по изделиям;
позаказный;
пооперационный;
попередельный;
попроцесный;
JIT калькулирование.
В зависимости от способа расчета можно выделить следующие методы (способы) калькулирования:
прямого счета (удельных издержек);
нормативный (эквивалентный);
расчетно-аналитический;
параметрический;
исключения затрат;
коэффициентный;
комбинированный.
Общая схема калькулирования себестоимости должна предполагать определение целей и задач калькулирования и на их основе выбора соответствующей модели. В условиях рыночной экономики представляется целесообразным использование на предприятии обеих моделей калькулирования, так как отвечая различным локальным целям и задачам, в целом они направлены на решение глобальной цели — получение прибыли.
Группировка по видам расходов включает в себя две классификации:
по целевому назначению расходов;
по экономическим элементам (или по экономическому содержанию).
Согласно п. 1 ст. 253 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) в зависимости от целевого характерарасходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются на следующие группы:
расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);
расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;
расходы на освоение природных ресурсов;
расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;
расходы на обязательное и добровольное страхование;
прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.
Подобная группировка расходов позволяет определить, где данные расходы произведены и с какой целью.
Согласно п. 2 ст. 253 НК РФ в зависимости от целевого характера расходы, связанные с их экономическим содержанием, подразделяются по следующим элементам:
материальные затраты;
затраты на оплату труда;
суммы начисленной амортизации;
прочие расходы.
Каждая из этих групп объединяет однородные по экономическому содержанию затраты независимо от того, где они произведены и с какой целью. Они не могут быть разложены на составные части и рассчитываются независимо от того, где они произведены, — в основном цехе, в заводоуправлении или на складе, и каково их производственное назначение. Например, в группу затраты на оплату труда включаются все соответствующие расходы (оплата труда производственным рабочим, обслуживающему персоналу, аппарату управления и т.д.).
Классификация затрат по экономическим элементам позволяет определить структуру расходов и удельный вес каждого элемента в общей сумме расходов.
В соответствии с Методическими рекомендациям по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ при осуществлении группировки по экономическим элементам необходимо руководствоваться положением, закрепленным п. 4 ст. 252 НК РФ. Согласно указанному положению если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие расходы.
Напомним, что такая же группировка производственных расходов была и в Положении о составе затрат, утвержденном постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552. Правда, там был еще один элемент — отчисления на социальные нужды. С 2002 г. расходы по уплате налогов и сборов (в том числе взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) включаются в состав прочих производственных расходов.
Кроме того, к прочим относятся следующие расходы (в скобках указаны соответствующие им статьи НК РФ):
расходы на ремонт основных средств (260);
расходы на освоение природных ресурсов (261);
расходы на НИОКР (262);
расходы на обязательное и добровольное страхование имущества (263).
С точки зрения отдельного предпринимателя (фирмы) выделяют индивидуальные затраты производства, представляющие собой затраты конкретного хозяйствующего субъекта. Понесенные затраты на производство определенного объема какой-то продукции с точки зрения всей национальной экономики есть общественные затраты. Кроме непосредственных затрат на производство какого-либо ассортимента продукции они включают в себя затраты на охрану окружающей среды, подготовку квалифицированной рабочей силы, проведение фундаментальных НИОКР и иные затраты.
Различают затраты производства и затраты обращения. Производственные затраты — это затраты, непосредственно связанные с производством товаров или услуг. Затраты обращения — это затраты, связанные с реализацией произведенной продукции. Они подразделяются на дополнительные и чистые затраты обращения. Первые включают в себя расходы на доведение произведенной продукции до непосредственного потребителя (хранение, расфасовка, упаковка, транспортировка продукции), увеличивающие конечную стоимость товара; вторые — расходы, связанные со сменой формы стоимости в процессе купли-продажи, превращением её из товарной в денежную (оплата труда торговых работников, расходы на рекламу и т.п.), не образующие новой стоимости и вычитаемые из стоимости товара.
Экономическое понимание затрат базируется на проблеме ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования. Применение ресурсов в данном производственном процессе исключает возможность их использования по другому назначению. Выбор определённых ресурсов для производства какого-либо товара означает невозможность производства какого-то альтернативного товара. Экономические, или вмененные, затраты любого ресурса, выбранного для применения в производственном процессе, равны его ценности при наилучшем из всех возможных вариантов использования.
С позиции отдельной фирмы экономические затраты — это те затраты, которые должна нести фирма в пользу поставщика ресурсов с тем, чтобы отвлечь эти ресурсы от их применения в альтернативных производствах. Такие затраты могут быть как внешними, так и внутренними. Затраты в денежной форме, которые фирма осуществляет в пользу поставщиков трудовых услуг, топлива, сырья, вспомогательных материалов, транспортных и иных услуг, называются внешними, или явными, затратами. В этом случае поставщики ресурсов не являются владельцами данной фирмы.
В то же время фирма может использовать и свои собственные ресурсы. В этом случае тоже неизбежны затраты. Затраты на собственный и самостоятельно используемый ресурс есть неоплачиваемые, или внутренние (неявные), затраты. Фирма рассматривает их как эквивалент тех денежных выплат, которые бы были получены за самостоятельно используемый ресурс при самом оптимальном его применении.
С позиций бухгалтерского подхода к производственным издержкам следует относить все реальные, фактические расходы, осуществляемые в денежной форме. Таковыми могут быть заработная плата рабочих и т.д.
С позиций экономического подхода к издержкам производства следует относить не только фактические затраты, осуществляемые в денежной форме, но и не оплачиваемые фирмой затраты, затраты, связанные с упущенной возможностью самого оптимального применения своих ресурсов. Согласно данному подходу в издержках производства следует учитывать все затраты — и внешние, и внутренние, включая в последние и нормальную прибыль.
Выделяют и такой критерий классификации затрат, как временные интервалы, на протяжении которых принимаются те или иные хозяйственные решения.
Затраты, которые несет фирма, произведя заданный объем продукции, зависят не только от цен на применяемые факторы производства, но и от того, какие именно факторы (ресурсы) применяются и в каком количестве. Количество одних ресурсов (живой труд, топливо, сырье, вспомогательные материалы и др.) и их комбинацию можно изменить сравнительно быстро; количество других (например, производственные мощности машиностроительного завода) может быть изменено в течение довольно продолжительного времени.
В зависимости от времени, затрачиваемого на изменение количества применяемых в производстве ресурсов, различают кратко- и долгосрочные периоды в деятельности фирмы.
При учете и анализе затрат используются также следующие группировки затрат:
1) по местам и центрам возникновения затрат (филиалам, производствам, цехам, участкам и т.п.);
2) по объектам калькулирования или носителям затрат (по видам продукции, работ и услуг);
3) по видам затрат (по экономически однородным элементам и статьям затрат).
Группировки расходов по местам (центрам) возникновения затрат удовлетворяют потребности системы калькулирования себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг) в учетной информации, подготовленной соответствующим образом.
Группировки расходов по местам (центрам) возникновениязатрат — по административно, организационно и функционально обособленным структурным частям организаций необходимы для целей организации систем управления себестоимостью, бюджетирования и внутрифирменного хозрасчета и контроля. Они также позволяют обеспечить единообразие определения плановой и фактической себестоимости продукции (работ, услуг), создают условия для формирования в системе бухгалтерского учета соответствующей достоверной аналитической информации о расходах.
Места (центры) возникновения затрат имеют общепринятое деление:
1) относящиеся к основному производству;
2) относящиеся к вспомогательному производству;
3) относящиеся к обслуживающему производству и хозяйствам;
4) выполняющие функции обслуживания основного и вспомогательного производства;
5) выполняющие функции общего управления и обслуживания, не связанные непосредственно с производственным процессом;
6) ведущие сбытовую, рекламную и торговую деятельность.
Группировка затрат по местам (центрам) возникновения затрат проводится по цехам, производствам, участкам, относящимся к основному и вспомогательным производствам, в разрезе каждого отдельного структурного подразделения, предусмотренного организационной структурой организации, с детализацией по центрам возникновения затрат — по внутренним подразделениям указанных цехов, производств и участков.
Слияние в единые места (центры) возникновения затрат отдельных подразделений основного производства, имеющих единую технологию или однотипное производство, допустимо только в случае одинаковой номенклатуры производимых видов продукции (работ, услуг).
Краткосрочным периодом называют такой временной отрезок, в течении которого фирма не в состоянии изменить свои производственные мощности. Влиять на ход и результативность производства она может лишь путём изменения интенсивности использования своих мощностей. В этот период фирма может оперативно изменять свои переменные факторы — количество труда, сырья, вспомогательных материалов, топлива.
Долгосрочный период — такой временной отрезок, в течение которого фирма в состоянии изменить количество всех используемых ресурсов, включая и производственные мощности. В то же время этот период по своей продолжительности должен быть достаточен для того, чтобы одни фирмы смогли покинуть данную отрасль, а другие, наоборот, войти в неё.
Термины и определения:
издержки;
себестоимость продукции;
калькулирование себестоимости;
затраты:
основные,
накладные,
прямые,
косвенные,
простые,
комплексные,
постоянные,
переменные.
Вопросы для самопроверки:
Дайте определение себестоимости продукции?
Что такое калькулирование себестоимости?
Назовите типовые статьи калькуляции?
Какие затраты относятся к прямым и косвенным?
Какие затраты относятся к постоянным и переменным?
На какие группы делятся постоянные затраты?
Что относится к альтернативным издержкам?
Как классифицируются переменные затраты?
По каким признакам классифицируются методы калькуляции?
Какие существуют методы калькулирования себестоимости продукции?
Лекция 3. Система учета затрат и калькулирования себестоимости продукции
Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции организуются следующим образом:
1) учет фактических (исторических) затрат;
2) учет стандартных затрат (нормативный учет или "стандарт— костинг");
Нормативный метод калькулирования
Данный метод основывается на нормах и нормативах использования материальных, финансовых и трудовых ресурсах.
Одновременно с освоением продукции осуществляется подготовка нормативной… Подобно отечественному нормативному методу в западных странах используется система учета "стандарт-кост".…
Схема 2. Нормативный метод учета затрат на производство
Основой для исчисления фактической себестоимости выпускаемой продукции при нормативном методе служат калькуляции нормативной себестоимости (нормативные калькуляции), составленные на основе норм затрат, действующих на начало месяца. Эти калькуляции используются для определения фактической себестоимости продукции, оценки брака, незавершенного производства (при инвентаризациях) и для экономического анализа. Нормативные калькуляции составляются на все виды изделий, выпускаемые предприятием.
При нормативном методе осуществляется систематический учет изменений действующих норм расхода сырья, материалов, заработной платы и других производственных затрат на основе извещений об изменениях норм, что необходимо для контроля выполнения заданий по снижению норм и для уточнения нормативных калькуляций.
Учет изменений норм нужен не только для внесения изменений в техническую и плановую документацию, дабы модифицированные нормы оперативно применялись в работе подразделений предприятия, но и для организации контроля за проведением подразделениями мероприятий по внедрению новой техники и передовой технологии, автоматизации и механизации производства и др. В учете должно отражаться влияние на снижение норм расхода материальных и трудовых затрат отдельных мероприятий, сгруппированных по факторам, учитываемым при определении планового снижения себестоимости. Следует указывать также, какие подразделения провели изменения норм и каков вклад этих подразделений в общие результаты.
В большинстве случаев изменения действующих норм приурочивают к началу месяца. Если нормы изменяются в течение отчетного месяца, разницу между нормами, приведенными в нормативных калькуляциях, и новыми нормами до конца отчетного месяца выявляют и учитывают особо. Все изменения норм, проведенные в течение месяца, вносят в нормативные калькуляции на 1-е число следующего месяца.
Фактическая себестоимость продукции исчисляется путем прибавления к нормативной себестоимости или вычета из нее выявленных в отчетном периоде отклонений от норм и изменений норм.
Плановую (нормативную) себестоимость определяют в начале планируемого периода исходя из плановых норм расходов и иных плановых показателей на этот период. Фактическую себестоимость продукции определяют в конце отчетного периода на основе данных бухгалтерского учета о фактических затратах на производство. Плановую (нормативную) и фактическую себестоимость исчисляют по одной методике и по одним и тем же калькуляционным статьям, поскольку это необходимо для сравнения и анализа показателей себестоимости продукции. Планирование себестоимости продукции является прерогативой предприятий отрасли и нефтяных компаний и служит составной частью планирования их производственно-хозяйственной деятельности.
Метод позволяет своевременно выявлять и устанавливать причины отклонения фактических расходов от действующих норм основных затрат и смет расходов на обслуживание производства и управление. Действующими называются обусловленные технологическим процессом нормы, по которым производятся отпуск сырья и материалов на рабочие места и оплата выполненных работ. Отклонением от норм считается как экономия, так и дополнительный расход сырья, материалов, заработной платы и других производственных затрат (в том числе вызванные заменой сырья и материалов, оплатой работ, не предусмотренных технологическим процессом, доплатами за отступление от нормальных условий работы и т.п.).
Стандарт-кост является элементом западного управленческого учета. В нормативных актах, регулирующих порядок бухгалтерского учета в Российской Федерации, указанные термины не используются, однако система нормативного регулирования бухгалтерского учета позволяет организациям учитывать расходы по обычным видам деятельности, используя методы, аналогичный стандарт-косту. В то же время налоговое законодательство, регулирующее порядок исчисления и уплаты налога на прибыль, не содержит указания о допустимости использования указанных методов при формировании себестоимости продукции, учитываемой при налогообложении прибыли.
Что касается метода стандарт-кост, то для оценки сопоставимости данных о себестоимости реализованной продукции, полученной на счетах бухгалтерского учета с использованием данного метода, и себестоимости реализованной продукции, принимаемой для целей налогообложения, необходимо проанализировать реальные учетные технологии, используемые предприятием: каким образом предусматривается учет товарно-материальных ценностей (по учетным ценам или по фактическим), каким образом предусматривается списание отклонений нормативной себестоимости от фактической себестоимости готовой продукции.
Собственно использование метода стандарт-кост на распределение общехозяйственных расходов не влияет (так как для целей налогообложения принимается фактическая себестоимость), поэтому предлагаемое нами мнение по поводу распределения общехозяйственных расходов будет применимо и в данном случае. Предложить конкретную схему учета общехозяйственных расходов можно при условии, что имеются сведения, указанные в предыдущем абзаце.
Метод (способ) прямого счета
Этот метод предполагает определение себестоимости единицы продукции путем деления общей суммы издержек на количество выработанной продукции. Этот… Данный метод применяется достаточно ограниченно, так как количество… После выбора признака (базы), по которому будут распределяться накладные расходы, производится определение ставки…
Параметрический метод
Данный метод используется при калькулировании однотипных, но разных по размерам и качеству изделий. Он основывается на установлении закономерностей… В комплексных производствах, таких как, нефтеперерабатывающих и некоторых… действующими отпускными ценами предприятия на побочную продукцию;
Коэффициентный метод
Этот метод основан на использовании коэффициентов при распределении комплексных затрат между полученными продуктами. При этом одному из продуктов… выпуск и продукции рассчитывается в условных единицах;
определяется затрат на одну условную единицу путем деления общей суммы затрат на выпуск продукции в условных…
Комбинированный и позаказный методы
продукция делится на основную и побочную;
затраты на побочную продукцию исключаются из общих затрат;
оставшаяся после исключения сумма затрат распределяется между основными видами продукции в соответствии с…
Схема 3. Производство при позаказном методе
При позаказном методе затраты цехов учитываются по отдельным заказам и статьям калькулирования, а затраты сырья, материалов, топлива и энергии — по отдельным группам. По изделиям, на которые не требуется составлять развернутые отчетные калькуляции, учет затрат может осуществляться только по статьям расходов без расшифровки материалов по группам. Всю первичную документацию заполняют с обязательным указанием номеров (шифров) заказов. Фактическую себестоимость единицы изделий или работ определяют после выполнения заказа путем деления суммы затрат на количество изготовленных по этому заказу изделий. При сдаче изделий заказчику или на склад частями до окончания заказа в целом их оценивают по плановой или фактической себестоимости однородных изделий, выпускавшихся ранее, с учетом изменений в конструкции, технологии и условиях производства. Чтобы при позаказном методе правильно распределять затраты, нужно организовать тщательный контроль за правильной выпиской первичных документов в соответствии с нормативно-технической документацией.
Полная себестоимость изготавливаемого в индивидуальном порядке изделия слагается из затрат, учтенных по заказу (в части так называемых оригинальных деталей и узлов), и стоимости общих деталей и узлов, изготавливаемых в порядке серийного или массового производства.
Для учета затрат на каждый заказ открывают отдельный аналитический счет с указанием шифра заказа.
Учет прямых затрат по отдельным заказам ведут на основании первичных документов, отражающих выработку, расход материалов и т.п., с обязательным указанием соответствующего шифра заказа. Косвенные расходы распределяют между отдельными заказами условно по принятым в данном производстве или отрасли способом.
Все затраты считаются незавершенным производством вплоть до окончания заказа. При частичном выполнении заказов и их сдаче выпуск оценивают по фактической себестоимости ранее выполненных заказов с учетом изменений в их конструкции, технологии, условиях производства.
В условиях массового производства одного наименования швейного изделия используется поиздельный метод учета затрат. Объектом калькулирования и учета затрат при данном методе выступает конкретный вид изделия (одежды), изготавливаемого по заказу в зависимости от прейскуранта (артикул, сорт, размер и т.п.).
К недостаткам позаказного метода следует отнести отсутствие оперативного контроля за уровнем затрат, сложность и громоздкость инвентаризации незавершенного производства.
Попередельный метод калькулирования
Попередельный метод учета затрат на производство применяется на предприятиях с однородной по исходному материалу и характеру обработки массовой…
Схема 4. Производство при попередельном методе
При данном методе затраты на производство (начиная с подготовки добычи полезных ископаемых или обработки исходного сырья и заканчивая выпуском конечного продукта) учитываются в каждом цехе (переделе, фазе, стадии), включая, как правило, себестоимость полуфабрикатов, изготовленных в предыдущем цехе. В связи с этим себестоимость продукции каждого последующего цеха слагается из произведенных им затрат и себестоимости полуфабрикатов.
При попередельном методе должны быть использованы важнейшие элементы нормативного метода: систематическое выявление отклонений фактических расходов от текущих норм (в некоторых отраслях — от плановой себестоимости), а также выявление изменений этих норм. В первичной документации и оперативной отчетности должен отражаться (за смену, сутки, декаду и т.д.) не только фактический расход сырья, основных материалов, полуфабрикатов, технологического топлива, энергии и др., но и расход по нормам или основанным на них производственным заданиям (рецептурам, смескам и т.п.). Использование элементов нормативного метода учета должно обеспечить своевременное выявление экономии или дополнительных затрат за счет отступлений от установленного технологического процесса, изменений состава израсходованных сырья, полуфабрикатов и материалов, ассортимента выпущенной продукции, ее сортности и т.п.
Особенности применения попередельного метода учета с использованием элементов нормативного метода в отдельных отраслях промышленности устанавливаются в соответствующих отраслевых инструкциях.
При попередельном методе в качестве объекта учета и калькулирования могут быть приняты как отдельные виды, так и группы продукции, объединенные по признаку однородности сырья и материалов, выработки на одном и том же оборудовании, сложности производства и обработки, однородности назначения и пр. При этом расходы могут учитываться по цеху (переделу, фазе, стадии) в целом, а себестоимость отдельных видов продукции, включенных в калькуляционную группу, исчисляются с помощью экономически обоснованных методов.
Перечень переделов (фаз, стадий производства), по которым осуществляются учет затрат и калькулирование себестоимости продукции, порядок определения калькуляционных групп продукции и исчисления себестоимости незавершенного производства или его оценки устанавливаются в отраслевых инструкциях.
На выбор и определение метода учета затрат влияют не только тип и характер производства, но и предмет учета, его цели и задачи. С помощью попередельного (попроцессного) метода можно определять, контролировать и анализировать себестоимость на уровне каждого этапа технологического процесса и себестоимость конкретных объектов калькулирования.
Различают бесполуфабрикатный и полуфабрикатный варианты попередельного метода.
При первом варианте ограничиваются учетом затрат по каждому переделу. В бухгалтерских документах движение полуфабрикатов не отражают; его контролируют от одного передела к другому по данным оперативного учета в натуральном выражении, который ведут в цехах. Себестоимость конечного изделия составляет сумму затрат всех переделов. Себестоимость же продукции в промежуточных переделах не исчисляется.
При втором варианте движение полуфабрикатов из цеха в цех оформляют бухгалтерскими проводками и калькулируют себестоимость полуфабрикатов после каждого передела.
Позаказный и попроцессное калькулирования
Основными методами учета затрат и калькулирования себестоимости продукции являются позаказный и попроцессный методы, остальные системы… В основе разделения позаказного и попроцессного методов лежит методика… Попроцессный метод используется, когда производство продукции состоит из последовательности непрерывных или…
JIT (just in time)
Кроме них широкое применение находят промежуточные между позаказным и попроцессными методами системы калькулирования, которые относятся к так… При пооперационном калькулировании для учета материалов используется методика… JIT (just in time) калькулирование используется в производственной системе, представляющей собой непрерывно-поточное…
Лекция 4. Бюджетирование как финансовый инструмент контроля
1. Контроллинг: понятие, цели, инструменты
Как показывает анализ теории и практики управления, реализации финансовой стратегии в полной мере на предприятии…
Этапы разработки системы бюджетирования
Стандартного решения, как вводить систему бюджетирования, не существует. Причинами этого являются как определяющее влияние на процесс постановки…
4. Главные этапы бюджетирования: формирование финансовой структуры, создание структуры бюджетов
Типичные причины, ведущие к снижению эффективности бизнес-процесса бюджетирования
Наш опыт показывает, что есть типичные причины, ведущие к снижению эффективности бизнес-процесса бюджетирования. Остановимся на основных.
Основой любого бизнес-процесса является документ, в котором четко оговорены… По нашему мнению, жизненно необходимым для процесса бюджетирования является наличие коллегиального распорядительного…
Лекция 5. Оценка инвестиционных проектов
Инвестиционная деятельность в той или иной степени присуща любому предприятию. Принятие инвестиционного решения невозможно без учета следующих… Причины, обусловливающие необходимость инвестиций, могут быть различны, однако… Очевидно, что важным является вопрос о размере предполагаемых инвестиций. Так, уровень ответственности, связанной с…
Объект, предмет, субъекты инвестиционной деятельности
Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также… Субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические и юридические… «Инвесторы — субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных…
Методы, используемые в анализе инвестиционной деятельности
Методы, используемые в анализе инвестиционной деятельности, можно подразделить на две группы:
1) основанные на дисконтированных оценках;
2) основанные на учетных оценках. Основными методами являются:
Метод чистой теперешней стоимости
Допустим, делается прогноз, что инвестиция (IC) будет генерировать в течение n лет, годовые доходы в размере P1, P2, ..., Рn. Общая накопленная…
Метод внутренней ставки дохода
IRR = r, при котором NPV = f(r) = 0.
Метод внутренней ставки дохода определяется максимальную учетную ставку, при… Смысл расчета этого коэффициента при анализе эффективности планируемых инвестиций заключается в следующем: IRR…
Метод периода окупаемости
Алгоритм расчета срока окупаемости (PP) зависит от равномерности распределения прогнозируемых доходов от инвестиции. Если доход распределен по годам… PP=n, при котором.
Некоторые специалисты при расчете показателя PP все же рекомендуют учитывать временной аспект. В этом случае в расчет…
Метод индекса прибыльности
.
Очевидно, что если:РI > 1, то проект следует принять;
РI < 1, то проект следует отвергнуть;
Метод расчета коэффициента эффективности инвестиции
PN
ARR = ————————.
Ѕ(IC – RV)
Коэффициент покрытия долга
Коэффициент покрытия долга характеризует способность проекта приносить в текущем периоде количество денежных средств, достаточное для выполнения обязательств. Он рассчитывается как отношение величины свободных денежных средств, которые могут быть использованы для погашения задолженности, к сумме денежных средств, требуемых для погашения. Если коэффициент покрытия долга меньше 1, это означает, что поток доходов недостаточен для покрытия задолженности.
Коэффициент покрытия процентной ставки
После определения общей способности проекта к погашению задолженности рассчитывается оптимальные инвестиционные потоки и потоки доходов для всех… На этапе разработки концепции проекта начинается базовое (предварительное )… выработка основных принципов проекта;
Лекция 6. Стратегия и тактика ценовой политики
Под политикой цен понимаются общие цели, которые предприятие собирается достичь с помощью установления цен на свою продукцию.
Ценовая политика является одной из составляющих комплекса маркетинга и должна… Ценовую политику предприятия рекомендуется использовать для достижения следующих целей:
Маркетинговые стратегии предприятия. Типовые ценовые стратегии предприятия
Политика и стратегия ценообразования должны разрабатываться в соответствии с определенной (выбранной) маркетинговой стратегией предприятия. Такой… проникновение на новый рынок продукции;
развитие рынка продукции, выпускаемой предприятием;
Основные элементы и этапы разработки ценовой политики и стратегии
Разработка ценовой политики и стратегии предприятия осуществляется в три этапа:
сбор исходной информации;
стратегический анализ;
Методы ценообразования
Среди наиболее распространенных в рыночной экономике методов ценообразования следует выделить:
«прайсинговые» методы;
методы поэлементного расчета цены;
Поощрительные методы определения цены
Метод фиксированной цены с поощрения предусматривает поощрение в цене, устанавливаемое в зависимости от снижения уровня фактических издержек… Приметоде издержек производства с поощрением вознаграждения размер… Метод возмещения издержек с премиальным вознаграждением используется главным образом в проектировании и…
Лекция 7. Управленческие решения в области ценообразования
Различные подходы к формированию цен в различных теориях
Однако подходы к формированию цен в различных теориях различны. Так, например, с точки зрения теории прибавочной стоимости цена должна обеспечивать… Маржиналистская теория исходит из прямо противоположного. Цена определяется… При рассмотрении рынков по их видам, видно, что монополистические и олигопольные рынки тяготеют к первой модели…
Классификация рыночных цен
Таким образом, исходя из этих подходов, можно классифицировать рыночные цены по следующим критериям.
1) по степени регулирования:
жестко фиксированные цены,
регулируемые (диапазон, потолки или, напротив, нижняя планка цены) — прямое регулирование; косвенное — через льготы;
свободные цены;
2) по степени устойчивости:
твердые (на весь срок действия договора),
скользящие (вводится порядок корректировки), с последующей фиксацией (через указанный срок) или подвижные (корректировка с учетом изменения спроса);
3) по учетному критерию: цены продажи и цены потребления (в последнюю входят помимо цены продажи расходы в процессе эксплуатации — транспортировка, страхование, налоги, ремонт и пр.).
4) по объекту продажи: цены на ресурсы (земля, труд, капитал) или готовую продукцию (здание, товары промышленного или народного потребления);
5) по функциональному критерию:прочие цены — базовые (расчетные, справочные, прейскурантные), трансфертные (передаточные между подразделениями организации), мировые, демпинговые (заниженные цены, устанавливаемые ниже себестоимости, образующийся убыток покрывается за счет прибыли на уже завоеванных рынках).
Универсальный алгоритм расчета исходной цены
Несмотря на такое разнообразие цен, существует следующий универсальный алгоритм расчета исходной цены.
Для этого нужно:
определить цель ценообразования (привлечение инвестиций пополнение бюджета в краткосрочном или долгосрочном периоде,…
Ценовая матрица Котлера
— цена премиальных наценок («снятия сливок»);
— глубокого проникновения;
— повышенной ценности (агрессивная демпинговая атака);
Факторы, учитываемые при ценообразовании
Специальные факторы, учитываемые при ценообразовании на отдельные виды товаров, зависят от:
характеристики рынка (отрасли): перспективы развития отрасли, емкости рынка,… маркетинговой характеристики продукции: наличия известной торговой марки, фирменного знака, преимуществ предлагаемой…
Алгоритм исследование рыночных ниш и выбора оптимального метода ценообразования
Маркетинговые исследование могут проводиться для определения необходимости развития торговой сети и/или потребительского рынка. Исследование… 1) выявляются относительно свободные или достаточно емкие ниши;
2) по результатам проведенного исследования производится сегментация территории;
Порядок расчета эластичности рынка по цене
Следующим шагом ценообразования является оценка возможности снижения цены для дополнительного привлечения покупателей, исходя из уровня эластичности… Завершающим проверочным этапом ценообразования является расчет рентабельности… Так, например, допустим, что при нормативной рентабельности продаж 0,25 коэффициент оборачиваемости равен 2 (180…
Лекция 8. Оптимизация управленческих решений
Принятие решений. Функции управления экономической системой
Согласно концепции основоположника классической школы управления и менеджмента А.Файоля по этапам управленческого цикла функции управления… Планирование как функция управления реализуется в составлении прогнозов,… В процессе планирования разрабатываются: цели, виды работ или мероприятий, сроки их выполнения, потребность в…
Алгоритм стратегического планирования в экономических системах
В экономических системах применяются следующие алгоритмы стратегического планирования.
1. Американский экономист Р. Бейли выделяет следующие шесть ступеней… первая — определение целей организации. Причем не всегда целью является максимизация прибыли. Организации,…
Функции активизации, координации, контроля
Функция активизации (мотивации и стимулирования) проявляется в системе мер по повышению трудовой и творческой актуальности трудовых коллективов и… Несмотря на наличие логической последовательности перечисленных функций, они… Перспективное управление охватывает период в 5 и более лет, текущее — год, квартал и оперативное — месяц, неделя,…
Реализация управленческих функций
В целом реализацию функций управления экономической системой можно представить следующим образом (табл. 5).
Таблица 5
Реализация управленческих функций
Функции управления
Внутренняя среда
Внешняя среда
…
Классификация видов управленческих решений
Виды управленческих решений классифицируются по субъекту и объекту управления, по предмету и времени принятия, а также по формализуемости, степени самостоятельности, обязательности и форме.
Решения по субъекту управления группируются по видам субъекта управления (администрация предприятия, профсоюзная организация, совет трудового коллектива), по месту субъекта в иерархии управления, а также по количеству людей, участвующих в их принятии (единоличные, которые принимаются на основе единоначалия; коллегиальные, принимаемые коллегиями и комиссиями; коллективные, принимаемые трудовыми коллективами, партийными и общественными организациями).
Решения по объекту управления (по кругу лиц) зависят от того, кому поручается их выполнение. Так объектом, для которого выработано управленческое решение, могут быть отрасль, как макросистема в целом, организация или ее подразделение, как микросистема, а также подсистемы соответствующих систем вплоть до отдельных исполнителей.
Решения по предмету (содержанию) классифицируются на организационные, технические, экономические, социальные, которые вырабатываются в процессе функционирования систем.
Решения по времени делятся на перспективные (стратегические) на год и более лет, текущие — до года, квартал и оперативные — месяц, неделя, сутки.
По степени формализации решения подразделяются на формализуемые и неформализуемые. К формализуемым относятся стандартные решения, выработка которых может осуществляться по определенному, один раз составленному алгоритму, во многих случаях запрограммированному и выполняемому, как правило, с использованием вычислительной техники. К неформализуемым относятся нестандартные решения, требующие каждый раз творческого подхода, например назначение мер морального поощрения за высокие показатели работы.
Решения по степени самостоятельности подразделяются на принимаемые: самостоятельно, во исполнение указаний вышестоящего органа управления и по инициативе нижестоящих подразделений предприятия.
Решения по степени обязательности делятся на обязательные и рекомендательные. Обязательные — это законы, директивы, приказы, то есть решения, оформленные правовыми актами, имеющими императивный характер, то есть те которые не могут быть изменены по соглашению сторон. Рекомендательные решения носят скорее диспозитивный характер и не являются строго обязательными к исполнению.
Алгоритм принятия решения
Как бы ни были разнообразны решаемые задачи, алгоритм принятия решения примерно один и тот же:
уточнение цели;
оценка последствий, если цель не будет достигнута;
Количественные показатели, используемые при анализе проблем
При анализе проблем используются такие критерии, как новизна проблемы, возможность решения, значимость, сложность, напряженность, которые могут… ∆ = ,
где Ni — желаемый уровень удовлетворения потребности;
Определение коэффициента аргументированности
Группа считается репрезентативной, если М лежит в интервале [0,67; 1,0]. Алгоритм принятия решений на основе метода экспертиз заключается в… 1) составляется анкета экспертной оценки и вопросов, предлагаемых экспертам… 2) собираются мнения экспертов;
Лекция 9. Организация управленческого учета
Причины необходимости внедрения управленческого учета
В первую очередь необходимо сказать о тех предпосылках, на основании которых руководство предприятия принимает решение о формировании (или… Главным и неоспоримым аргументом в пользу необходимости управленческого учета… Как правило, необходимость в управленческом учете "назревает", когда на предприятии формируется некоторый…
Инвентаризация как анализ системы управленческого учета. Мероприятия такого анализа
В целом же организация на современных предприятиях управленческого учета не предполагает "постановку с нуля". Неразумно было бы… А чтобы реорганизация была проведена максимально эффективно, необходимо начать… К конкретным мероприятиям такого анализа можно отнести:
Мероприятия по формированию организационно-методологической модели
На основе результатов проведенного анализа создается организационно-методологическая модель управленческого учета. В самом общем виде данная модель… Методологическая составляющая определяет, "чем" (т.е. какими… Организационная составляющая определяет, "кто" будет управлять, т. е. формирует перечень субъектов…
Переход к финансовой структуре предприятия
В результате роста объемов деятельности многие предприятия приходят к децентрализации принятия решений, что делается путем выделения на предприятии… Структура предприятия, таким образом, может рассматриваться как совокупность… Каждый центр ответственности имеет свои "входы" и "выходы". Для центра ответственности по…
Формирование механизма взаимодействия управленческого и финансового учетов
В практике западного учета применяются два варианта взаимосвязи управленческой и финансовой бухгалтерий с помощью контрольных счетов расходов и… Планом счетов бухгалтерского учета, действующим с 2002 г., также предусмотрена… Однако оба варианта, хотя они и представляют собой разновидности автономии и интеграции, фактически реализованы в…
Как выбрать систему автоматизации управленческого учета
Реализация проекта автоматизации в ходе постановки системы управленческого учета является "процессом в процессе", имеет свою длительность,… При определении требований к будущей системе автоматизации должны быть… Возможности автоматизации в настоящее время разнообразны, их выбор зависит от множества факторов, например: размера…
СЛОВАРЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА
Административные расходы, Общехозяйственные расходы (Administrative Expense, General and Administrative Expense) —Расходы, понесенные на предприятии… 1) затраты на оплату труда управленческого персонала;
2) амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств общехозяйственного назначения;
Анализ отклонений (Analysis of Variances, Variance Analysis)
2. В статистике — выявление отклонений параметра от среднего распределения.
Аудит(Audit) -Систематическая проверка, проводимая в виде анализа,…
База данных (Data Base)
Набор данных, имеющий существенное значение для системы или для предприятия.
Форма представления и организации совокупности данных (например: статей,… Базисный (исходный) бюджет (Baseline Budget) —Бюджет, устанавливаемый в начале года. Сравнительный анализ фактических…
Безубыточности точка (Breakeven Point)
Точка безубыточности соответствует объему реализации, начиная с которого выпуск продукции должен приносить прибыль. Рассчитанный объем реализации… Бюджет (Budget) —Информация о планируемых или ожидаемых доходах, расходах,… Бюджет в натуральном выражении (Physical Budget) —Бюджет, сформированный не в денежном выражении, а в натуральных…
Восстановительная стоимость (Recovery Value)
Стоимость восполнения израсходованных запасов.
Стоимость основного средства с учетом переоценки основных средств по текущей… Готовая продукция (Finished Goods Inventory)
Деловая репутация (Goodwill)
В экономическом смысле это — характеристики хозяйственной единицы, не идентифицируемые отдельно и позволяющие получить сверхнормативную прибыль от… В российской практике применяется как термин "деловая репутация",… Дерево решений (Decision Tree) —Диаграмма, в которой каждая ветвь представляет собой альтернативное решение. Чистый…
Запасы, Складские запасы, Товарно-материальные запасы (ТМЗ) (Inventory)
Складские запасы, определяемые как изделия, закупленные для перепродажи, включающие незавершенное производство и сырье. Складские запасы всегда… В самом широком смысле — все, что хранится на складе, наличный запас.
Потребность в складских запасах может быть зависимой или независимой. Функции управления запасами это — подготовка,…
Инвестиции (Investment)
Денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты… Калькуляция себестоимости (Costing) —Накопление и отнесение затрат на объекты… Калькуляция себестоимости методом поглощения затрат (Absorption Costing) —Метод калькуляции производственной…
Калькуляция себестоимости по прямым затратам, Директ-костинг (Direct Costing)
Общее название калькуляции себестоимости продукта без включения накладных расходов.
Калькуляция себестоимости по фактическим затратам (система) (Actual Costing)… Капитальные затраты (Capital Expenditure) —Затраты на модернизацию и реконструкцию объектов основных средств, которые…
Кассовый метод учета (Cash Basis of Accounting)
доходы признаются в день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных… расходы признаются после фактической оплаты возникающих затрат; при этом… Компонент себестоимости, Составляющая себестоимости (Cost Price Component) —Виды затрат для определения себестоимости…
Консолидированная финансовая отчетность (Consolidated Financial Statements)
2) Сводная (консолидированная) бухгалтерская отчетность финансово-промышленной группы, составляемая центральной компанией по установленным для… Контроль за ведением учета (Accounting Control) —Принятые на предприятии… Контрольные отчеты (Control Reports) —Отчеты, в которых фактические результаты деятельности центра ответственности…
Косвенные затраты (Burden, Indirect Cost)
Любые затраты, которые невозможно непосредственно отнести на единственный результирующий объект затрат. Эти затраты распределяются на несколько… В соответствии с российским законодательством, к накладным (косвенным)… Косвенные затраты групповые (Indirect Cost Pool) —Совокупность понесенных затрат, связанных одновременно с несколькими…
Косвенные трудозатраты (Indirect Labor Cost)
Заработная плата непроизводственных рабочих; затраты на непроизводственную рабочую силу.
Краткосрочные обязательства (Current Liability) —Обязательства, которые должны… Левередж капитала (Capital Leverage) —Соотношение между собственными и заемными средствами компании.
Ликвидность (Liquidity)
Мера соотношения между денежными средствами или легкореализуемыми активами и потребностью предприятия в этих средствах для погашения наступивших… Показатель скорости возможной реализации тех или иных активов при сохранении… Ликвидные активы (Quick Assets) —Краткосрочные активы за вычетом запасов и предоплаченных расходов; примерами могут…
Метод средней стоимости (Average Cost Method)
Метод оценки материально-производственных запасов по средней себестоимости. Оценка производится по каждой группе (виду) запасов путем деления общей… Метод учета в постоянных ценах (Constant Dollar Accounting) —Метод, при… Моделирование (Simulation) —Метод изучения оперативной проблемы с помощью моделирования системы или процесса для…
Нематериальныe активы (Intangible Asset)
2. Внеоборотные активы, не имеющие материально-вещественной формы, используемые в производстве продукции (при выполнении работ, оказании услуг, в…
Непроизводственные затраты (Nonmanufacturing Costs)
1. Все понесенные затраты, не связанные с производством товаров.
2. В состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией (ст. 265 НК РФ).
Нераспределенная прибыль (Retained Earnings) —Чистая прибыль в течение всего периода деятельности предприятия за вычетом дивидендов, оплаченных деньгами или акциями.
Нормативная себестоимость (Standard Cost)
2. Предполагаемая стоимость производства единицы продукции. Нормативная себестоимость есть норма затрат на единицу продукции.
Оборачиваемость дебиторской задолженности (Receivable Turnover) —Показатель… Оборачиваемость запасов (Inventory Turnover) —Отношение, показывающее, сколько раз был продан (использован для…
Прибыль (Earnings; Income, Profit)
В соответствии с российский законодательством, прибылью признается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов (ст. 247 НК… 2. Income (амер.), Profit (англ.) — разность между доходами и расходами.
Прибыль на инвестированный капитал (Return on Investment, ROI) —Отношение прибыли к инвестициям, направленным на…
Система управления (Control System)
Система, способствующая принятию решений на основе учета, анализа и контроля.
Система управления затратами (Cost System) —Система, действующая внутри… Система учета затрат (Cost Accounting System) —Система управления, обеспечивающая сбор, учет, анализ, управление и…
Стоимость (Cost, Value)
В финансовом учете — оплаченная или подлежащая оплате цена с целью приобретения товаров или услуг. Понятие "стоимость" часто используется… Стратегический план (Strategic Plan) —Стратегия действия по достижению… Стратегическое планирование (Strategic Planning) —Процесс определения, оценки и выбора управленческим звеном…
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8… 2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ)… 3. Налоговый кодекс Российской Федерации — часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000…
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аверчев И. Управленческий учет // Московский бухгалтер. — 2004. — № 1, 2.
2. Адамов Н. Производственный учет — основа управленческого учета в… 3. Александров Ю. Развитие предприятия: грани управленческого учета // Финансовая газета. — 2003. — № 49.
Содержание
Лекция 1. Управленческий учет: цели и задачи. Основы управленческой отчетности.
1. Сущность управленческого учета
2. Цели управленческого учета
3. Ключевые пользователи управленческого учета
4. Лица, ответственные за формирование системы управленческого учета в организации
5. Задачи управленческого учета
6. Основные компоненты системы управленческого учета в организации
7. Основные процессы, обеспечивающие формирование и функционирование системы управленческого учета
8. Факторы, оказывающие влияние на организацию системы управленческого учета в организациях
Термины и определения
Вопросы для самопроверки
Лекция 2. Классификация затрат и модели их поведения
1. Определение затрат. Как классифицировать затраты
2. Затраты: постоянные, переменные, средние, предельные
3. Модели и методы калькулирования себестоимости продукции
Термины и определения
Вопросы для самопроверки
Лекция 3. Система учета затрат и калькулирования себестоимости продукции
1. Нормативный метод калькулирования
2. Метод (способ) прямого счета
3. Параметрический метод
4. Коэффициентный метод
5. Комбинированный и показной метод
6. Попередельный метод калькулирования
7. Позаказный и попроцессное калькулирования
8. JIT (just in time)
9. «Директ-костинг» (direct costing)
Термины и определения
Вопросы для самопроверки
Лекция 4. Бюджетирование как финансовый инструмент контроля
1. Контроллинг: понятие, цели, инструменты
2. Бюджетирование: понятие, цель, преимущества
3. Этапы разработки системы бюджетирования
4. Главные этапы бюджетирования: формирование финансовой структуры, создание структуры бюджетов
5. Типичные причины, ведущие к снижению эффективности бизнес-процесса бюджетирования
Термины и определения
Вопросы для самопроверки
Лекция 5. Оценка инвестиционных проектов
1. Инвестиционная деятельность: понятия, причины необходимости. Основные термины, используемые в инвестиционной деятельности.
2. Объект, предмет, субъекты инвестиционной деятельности
3. Методы, используемые в анализе инвестиционной деятельности
Термины и определения
Вопросы для самопроверки
Лекция 6. Стратегия и тактика ценовой политики
1. Ценовая политика: понятие и цели
2. Маркетинговые стратегии предприятия. Типовые ценовые стратегии предприятия
3. Основные элементы и этапы разработки ценовой политики и стратегии
4. Методы ценообразования
Термины и определения
Вопросы для самопроверки
Лекция 7. Управленческие решения в области ценообразования
1. Различные подходы к формированию цен в различных теориях
2. Классификация рыночных цен
3. Универсальный алгоритм расчета исходной цены
4. Факторы, учитываемые при ценообразовании
5. Алгоритм исследование рыночных ниш и выбора оптимального метода ценообразования
Термины и определения
Вопросы для самопроверки
Лекция 8. Оптимизация управленческих решений
1. Принятие решений. Функции управления экономической системой
2. Алгоритм стратегического планирования в экономических системах
3. Функции активизации, координации, контроля
4. Реализация управленческих функций
5. Классификация видов управленческих решений
6. Алгоритм принятия решения
7. Количественные показатели, используемые при анализе проблем
Термины и определения
Вопросы для самопроверки
Лекция 9. Организация управленческого учета
2. Инвентаризация как анализ системы управленческого учета. Мероприятия такого анализа
3. Мероприятий по формированию организационно—методологической модели
4. Переход к финансовой структуре предприятия