Памятник архитектуры - архитектурный объект (или его остатки, фрагменты) с характерными признаками стиля эпохи, имеющие чрезвычайное национальное, культурное, духовное, художественное значение. Выдающиеся национальные сооружения превосходят значение местных или национальных и имеют международное значение.
Настенная доска, которой в Украине обозначают здания - памятники архитектуры
Остатки византийского храма Св. Софии, г. Трабзун, Турция
Войны, изменения государственных границ, религиозный фанатизм не способствовали сохранению памятников истории и культуры. Разрушительные и антигуманные тенденции в 20 веке приобрели мощи природных бедствий. Необходимость защиты историко-культурного достояния отразилась в межгосударственных и международных соглашениях.
В 1972 году Генеральная конференция ЮНЕСКО обнародовала принятую «Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия».
Классификация
г. Валенсия,
Памятник архитектуры - всегда имеет уникальные качества за наличия особых форм объемов, инженерную конструкцию, обработку строительных материалов, их комбинации или использования, декор ( мозаика, рельеф, фреска, лепка и т.д.).
Статус памятника архитектуры получают сооружения как седой древности ( Акрополь, Теотиуакан, Боробудур ), так и нестарые сооружения ( Нотр-Дам-дю-О или часовня Роншан Ле Корбюзье ) в зависимости от уникальности и влияния на художественную ситуацию.
Памятники архитектуры распределяют на -
местного
национальнаго значение
международного значения
невыявленные, но достойны статуса памятника.
Три первые категории подлежат учету и государственной охране. Невыявленные, но достойны статуса памятника - постоянно пополняют списки (перечни) первых трех категорий.
Статус памятника архитектуры может получить объект, независимо он предварительной функции (сакральной, военно-оборонной или гражданской, жилой, торговой).
Невыявленные, но достойны статуса памятника
Собор Спаса Преображения, Чернигов.
Состояние этих, еще не обнаружены памятники, наиболее угрожающий. В турецкой провинции в бурьяне нашли развалины византийского христианского храма. По турецкой названию соседнего поселка и христианский храм получил название Дере-Агзы, потому что ученые не нашли ни описаний храма, ни его греческого названия. Обмеры руин доказали, что неизвестный храм немалый (длина -39 м, ширину - 21 м, диаметр купола - 8 м, высота храма - 20 м). Сделали папку и поставили на полку.
Но сравнение планов храма Дере-Агзы и Спаса Преображения 11 века в городе Чернигов доказало их удивительное сходство, как и декор из гранчатих полуколонн в два яруса, который имеют -
Неа Мони на острове Хиос,
алтарная часть собора Сан Марко, Венеция
собор Спаса Преображения 11 века, Чернигов.
Почти утрачена памятник Дере-Агзы доказала длительную архитектурную традицию в разных концах христианских земель, ее общих и величие амбиций заказчиков и строителей в Чернигове, желавших иметь известные образцы на собственной родине.
Угрожающее состояние имеют даже известные достопримечательности, если они деревянные. Крайне плохим недостатком для исследователей деревянной архитектуры является отсутствие в старых деревянных сооружений фундаментов и фундаментов. Наличие ленточного типа фундаментов в каменной архитектуре позволяет восстановить план сооружения даже после исчезновения строения в древние времена. Деревянная архитектура без фундаментов исчезает навсегда. Свои ограничения вносила и большая пожароопасность. Деревянные сооружения хорошо горят, что опасно как в военные, так и мирные времена, во времена засух.
Поэтому сохранение древних образцов деревянных построек должно делаться немедленно в скансена или музеях под открытым небом. Древние образцы подлежат обязательному описанию, замалюванню, фотографированию и т.п.. Количество уже существующих музеев деревянного зодчества для их спасения - недостаточная.
Лемковская церковь Св. Михаила, 1777, село Шелестово
Украина, Дрогобыч, церковь Св. Юра.16 века
Ц-ва Св. Троицы. г. Жовква.
Церковь св. Параскевы, с.Александровка, Закарпатская обл.
с. Розлуч, портал костела Св. Франциска Борджиа (Львовская обл. Турковский р-н).
с.Язливчик. Римско-католическая часовня, сутки сецессии, 1936 г..
Церковь Св. Архангела Михаила, XVIII в., 1818 р.с.Негровец, Закарпатская обл.
Церковь Святого Духа, 1795 г., с. Колочава, Закарпатская обл.
Пергамский алтарь, полномасштабное воспроизведение памятника, Берлин.
У освобожденных от земли остатков античного города Херсонес в Крыму жители города построили заводик по пережога мраморных и известняковых глыб на известь. Это было дешевле, чем везти известь для будвництва из других мест. Известняковым печам завода мы сейчас «благодаря» монотонном выгладит сооружений Херсонеса, что обеднел по сравнению с античными остатками городов в Африке, Сирии, Греции. Раскопки в Херсонесе годы были источником ограблений и вывоза античных надгробий, капителей средневековых храмов, кошьовних археологических находок. Среди вывезенного в Императорский музей -
античное стекло (Эрмитаж)
античные скульптуры
терракоты
памятники эпиграфики ( Присяга граждан Херсонеса )
золотые изделия
мозаику с пола «Уваровской базилики». И этот перечень не полный.
Годами пережигали античные остатки в Турции, среди которых были и остатки храмов и барельефов Пергам ( Пергамский алтарь ). В середине 19 века инженер Карл Хумана прибыл на строительство железной дороги от турецкого города Пергам к побережью. В городе увидел, как местный люд разбирал мраморные стены и скульптуры алтаряантичного города, перевозя к печи для производства извести. Европейские образованный Хумана приобрел несколько найденных барельефов и переслал их в Управление берлинских музеев. Вместе позаботился, чтобы турецкое правительство запретило переработку мраморных остатков из города на известь. На археологический объект прибыла немецкая экспедиция, которая восемь лет исследовала памятку с правом вывоза художественных находок. Специально построенный Пергамский музей был открыт в 1930году.
В 20 веке
Корецкий замок
Развитие истории, искусствоведения, народоведення значительно расширил круг памятников архитектуры, куда в 20 веке включены
оркеми сооружения (храм, амфитеатр, цирк, собор, часовня, дворец, крестьянское жилище, крепость, замок)
археологические остатки городов ( Пальмира, Персеполь, Мачу-Пикчу, Теотиуакан, античные города Северного Причерноморья, римские города Северной Африки и т.д.)
храмовый комплекс и монастырь ( Олимпия, Бамиан, Афон, Клюни, Мон Сен Мишель, Метеора )
Ренессансные замки Франции в долине реки Луары
образцы промышленной архитектуры (металлургические печи, винодельни, мануфактуры, типографии, порты, верфи)
сельскохозяйственные комплексы
усадьбы или виллы ( Ланте, вилла Джулия, вилла Альдобрандини, Дворец Мезон-Лафит, усадьбы Подгорцы и Вишенки в Украине)
дворцово-парковые ансамбли ( Вилянивський дворец, Хет
центры исторических городов ( Пекин, Хива, Самарканд, Венеция, Сиена, Флоренция )
площади или отдельные улицы (площадь Конкорд, Париж, площадь См. в городе Пиза, Дворцовая площадь, Петербург )
уникальные образцы градостроительства (планировка Чернигова с незастроенным берегом, село Палеха, трехлучевая планировка города Версаль, планы городовКарлсруэ, Петербург, Жовква )
неразделимы ансамбли архитектурных сооружений и исторических, природных ландшафтов.
Памятником архитектуры признают также
наземные сооружения
подземные объекты (катакомбы в Риме, пещерный город Деринкуйю)
подводные (затопленные части Александрии, Пирею, Херсонеса, Ольвии)
Мечеть, г. Турфан, Китай
Западные ворота Хивы - Ата-Дарваза.
Арабский замок Альхаферия, г. Сарагоса, Испания
Мавзолей Гур-Эмир, Самарканд, 19 в.
Будда в Камакура, префектура Канагава, Япония
Усадьба Кусково, Грот, 18 в.
Усадьба Кусково, дворец и павильоны в парке.
Замковый сад (Жовква), план.
г. Бразилиа.
г. Валенсия, городок Искусств и Наук.
Музей Пабло Серрано, г. Сарагоса, Испания
Выставочный павильон Арагона, 2008р.м.Сарагоса, Испания