Палаццо Кавалли-Франкетти, Венеция
Собор Святого Петра в Риме (полноразмернаякопия на Tobu World Square )
Важный этап развития архитектуры как искусства связан с культурой Возрождения, возникшей в начале 15 в. в итальянском городе Тоскана и развивалось в 15-16 вв. во многих странах Западной и Центральной Европы. Социально-экономических процесс становления буржуазных отношений породил мощное культурное движение. Средневековой религиозной идеологии было противопоставлено гуманизм, который искал опору в античном наследии, что ярко отразилось в архитектуре общественных зданий, дворцов, загородных поместий. Строителя-ремесленника сменяет широко образованный специалист-архитектор, опирающийся на все достижения современной ему культуры.
Мимовольний асимметрии ансамблей, в основном развивались постепенно, были противопоставлены четкие, завершенные геометрические системы как выражение волевого, организующего начала. Этот новый подход к архитектуре выражен в палаццо - типе дома-дворца, в котором каждому элементу присуща выраженная законченность, проявляющаяся и в сосредоточенности здания вокруг замкнутого симметричного двора, и в строгой симметрии фасада. Итальянские архитекторы обращаются к ясносистеме ордеров Древней Греции: творчество Филлипп Брунеллески, Л. Б. Альберта, Микелоццо, Лучано Лаураны, Браманте, Микеланджело. В эпоху Возрождения развилась и теория архитектуры, известные трактаты Л. Б. Альберта, Виньйола, Палладио.Архитектура Возрождения за пределами Италии была менее последовательна в преодолении средневековой традиции и проходила сложную длительную эволюцию. В развитии же архитектуры Возрождение Италии принято выделять 3 периода: ранний (конец 14-15 века), высокий (конец 15-середина 16 века) и поздний (середина - конец 16 века).
Выдающиеся сооружения
Ранний период капелла Пацци в Флоренции, архитектор Ф. Брунеллески)
высокий период - Собор Святого Петра в Риме архитектора Д. Браманте
поздний период - вилла Ротонда в Виченце, архитектор Палладио
в Украине - Часовня Боимов в Львове.