Конспект лекций по предмету "Уголовно-исполнительное праву"


Принципы, цели и задачи уголовно-исполнительного права.

Принципы – это основополагающие идеи, начала.
Система принципов уголовно-исполнительного права тес­но связана с принципами отраслей права, призванных обеспе­чивать борьбу с преступностью, обнаруживает единство и вза­имосвязь с ними. Некоторые принципы даже совпадают по названию.
Действующее уголовно-исполнительное законодательство (ст. 8 УИК РФ) называет следующие общеправовые, межотраслевые и отраслевые прин­ципы:
законность; гуманизм; демократизм; равенство осуж­денных перед законом; дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний; рациональное применение мер при­нуждения, средств исправления осужденных и стимулирова­ния их правопослушного поведения; соединение наказания с исправительным воздействием.



Ряд отраслевых принципов являются производными от со­ответствующих уголовно-правовых. Это касается равенства осужденных перед законом, дифференци­ации и индивидуализации исполнения наказаний.
Истоком первого является положение о равенстве всех перед законом, не допускающим дискриминацию по призна­кам расы, цвета кожи, пола, имущественного либо социального положения.
Принцип дифференциации и индивидуализации исполне­ния наказания углубляет уголовно-правовые установления. Так, дифференциация исполнения (отбывания) наказания означает, что к различным категориям осужденных в зависимости от тяжести совершенного преступления, прошлой преступной деятельности (в частности, судимости), частично формы вины, поведения в процессе отбывания наказания, состояния здоро­вья приме­няется карательное воздействие различного объема.
Индивидуализация исполнения наказания базируется на учете не групповых, а конкретных, персонифицированных особенностей осужденных. Так, ст. 9 УИК РФ указывает, что средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности со­вершенного преступления, личности осужденных и их пове­дения.
Соединение наказания с исправительным воздействием как специальный отраслевой принцип предполагает, что исполне­ние всех без исключения наказаний должно сопровождаться применением к осужденным разнообразных мер воздействия.
Принцип рационального применения мер при­нуждения, средств исправления осужденных и стимулирова­ния их правопослушности предполагает целесообразный подход к вопросам исполнения наказаний, экономию мер принудительного воздействия с учетом конкретных объективных и субъек­тивных факторов.
Принципы уголовно-испол­нительного права призваны, обеспечить системность правового регулиро­вания пенитенциарных отношений (Пенитенциа́рная (уголовно-исполнительная) система (от лат. poenitentia — раскаяние) — государственный институт, ведающий исполнением уголовных наказаний). Все они взаимосвязаны, дополняют друг друга, поэтому и реализуются комплексно.
Под целями уголовно-исполнительного законодательства по­нимаются наиболее общие социальные результаты, на достижение которых на­правлено исполнение наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия.
Цели уголовно-исполнительного законодательства, сформулированные в ч. 1 статьи 1 УИК РФ, в основном совпадают с целями уголовного на­казания, указанными в ч. 2 ст. 43 УК РФ.
Ими являются: а) исправление осужденного; б) предупреждение совершения новых преступлений осужденным; в) преду­преждение совершения новых преступлений иными лицами.
Исправление осужденного обеспечивается целенаправленным психолого-педагогическим воздей­ствием на сознание лица, совершившего преступление, и предполагает со­здание у него внутренних убеждений, стимулов к отказу от противоправного поведения. Понятие «исправления» раскрыва­ется в ч. 1 ст. 9 УИК РФ.
Понятие предупреждения преступлений сформулировано наукой кри­минологией. Оно обеспечивается применением мер, направленных на устра­нение или нейтрализацию действия причин и условий, способствующих со­вершению преступлений. Предупреждение бывает специальное и общее.
Специальное предупреждение преступле­ний достигается, главным образом, за счет правоограничений, применяемых в процессе исполнения наказания.
Осужденный, во-первых, может быть ог­раничен или вовсе лишен возможности совершать новые преступления в пе­риод отбывания наказания. Во-вторых, воспоминания о лишениях и страда­ниях, перенесенных лицом в связи с применением наказания, могут и в последующем удерживать его от совершения преступлений.
Общее предупреждение обеспечивается самим наличием уголовно-исполнительного законодательства и информированием граждан о правоограничениях, которые могут применяться к осужденным.

Задачи УИЗ - это более конкретные направления правоприменительной деятельности, обеспечивающие достижение целей. Они перечислены в ч. 2 статьи 1 УИК.
Ими являются: регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний; определение средств исправления осужденных; охрана их прав, свобод и законных интересов; оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
Задача регулирования порядка и условий исполнения и отбывания наказания раскрывается во всех разделах и главах Особенной части УИК РФ. В каждой главе Особенной части, посвященной исполнению конкретного вида наказания, содержатся статьи, в которых регламентируется порядок исполнения наказания, а также условия его исполнения и отбывания.
Задача определения средств исправления осужденных раскрывается в общей форме - в ч. 2 ст. 9 УИК РФ.
Задача охраны прав, свобод и законных интересов осужденных нахо­дит свое отражение в главе 2 Общей части УИК РФ.
Задача оказания осужденным помощи в социальной адаптации по­ставлена перед уголовно-исполнительным законодательством в связи с не­обходимостью предупреждения новых преступлений со стороны лиц, от­бывших наказание. Она включает в себя консультации со­циального работника, психолога, помощь в трудовом и бытовом устройстве, а также, контроль за поведением этих лиц, после освобождения от наказания.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.