Конспект лекций по предмету "История религии"


Основные течения в протестантизме.

Лютеранство. Это одно из главных христианских вероисповеданий, основанное Лютером. Главным пунктом богословской системы Лютера является учение о Святом Писании как единственном законном и вполне достаточном источнике вероучения, толковать которое имеет право каждый верующий по своему усмотрению, призвав на помощь через молитву Святого Духа (напомним, что другие христианские вероучения признают эту функцию лишь за представителями церковной иерархии). Основы вероучения лютеран были изложены Лютером в 1520 году в так называемом труде "Кигге Рогт (Зег геЬп СеЬоСе, Дев С1аиЬеп5 ипй (Зев Уа1ег ипзеге" ("Краткое изложение 10 заповедей веры и Господа Нашего"). Церковь, по учению Лютера, есть незримое общество святых, оправданных и возрожденных.
Исходя из такого понимания учения о церкви, лютеранство отрицает церковную иерархию и таинство священства. Лютер учил, что все верующие христиане -священники, и поэтому каждый христианин как храм Божества имеет право на учительство и совершение таинств. По его мнению, над христианами нет и не может быть начальников, кроме одного - Иисуса Христа. Из семи церковных таинств лютеране признают только два - крещение и причащение. Не признавая никаких посредников, кроме Христа, они отвергают поклонение святым, почитание святых мощей и икон.
Теоретическим фундаментом лютеранской церкви являютсяБиблия, а также"Аугсбургекое вероисповедание" (1530), "Книга согласия" (1580), катехизисы Лютера. Кроме того, лютеране исповедуют Апостольский и Никео-Константинопольский символы веры.
Отбросив церковную иерархию, лютеране в то же время сохранили епископат и особый ритуал посвящения. Упразднив иконы, они сохранили одеяния духовенства, алтарь, распятие в храме.
Кальвинизм. Данное направление в протестантизме получило свое название от фамилии лидера Реформации Жана Кальвина.
В период становления и усиления реформаторского движения в Европе (середина XVI в.) католическая церковь активно противодействовала ему, организовав сильную реакцию. Ввиду грозящей опасности, протестантам надо было объединить усилия реформаторов отдельных стран, охватить своей пропагандой весь Запад, четко определить церковные формы и сплотиться для борьбы. Выполнение этих задач возложил на себя француз Ж. Кальвин, которого можно назвать романским типом Реформации. Выступая достаточно резко против католицизма, Кальвин, в тоже время, был обременен средневековыми католическими принципами: нетерпимостью, безусловным подчинением каждой личности церкви, почти аскетическим кодексом нравственности.
Кальвинисты по инициативе своего лидера требовали от верующих безусловного и точного следования Библии, исключения внешних церковных символов из культовой практики.
Развитие и становление новой христианской идеологии в противоборстве с католической реакцией отразилось на организационных формах церкви кальвинистов. В этих условиях старейшины получают сильный авторитет, отдельные общины сплетаются в союзы во “лаве с общим выборным управлением. Из принципа "Бога надо слушать больше, чем людей" кальвинисты ныводят теорию сопротивления нечестивой и всякой '•!ак.1793 145
тиранической власти и в то же время говорят о скрепленном Богом договоре между народом и королем.
Кальвинист ХУ1-ХУП вв. представлял собой резко очерченный тип человека, глубоко уверенного в правоте своего учения, бескомпромиссного, враждебного соблазнам светской жизни и удовольствиям, внешне простого, всегда с молитвой или благочестивой речью на устах. Помимо Швейцарии, кальвинизм получил распространение в Германии (реформаторская церковь), Франции (гугеноты), Шотландии и Англии (пуритане), Польше и на территории нашей республики (в основном во владениях Радзивиллов).
Характерные особенности кальвинизма, отличающие его от других христианских исповеданий:
1) учение о безусловном предопределении судьбы человека: ни вера, ни дела не могут изменить судьбу при жизни и после смерти, так как она предопределена божественной волей и является тайной:
2) учение о причащении (евхаристия), по которому хлеб и вино суть только видимые знаки, символы тела и крови Христа; а с другой стороны, признается, что верующий действительно приобщается к телу и крови Христа.
В этом религиозном течении единственным источником вероучения считается Библия. Кроме того, у кальвинистских теологов и проповедников весьма авторитетны работы Ж.Кальвина и его последователей: "Наставления в христианской вере", "Церковные установления", "Женевский катехизис", "Шотландское вероисповедание", "Вестминстерское исповедание веры" и др.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.