Не менее важной дисциплиной системы православного богословия является нравственное богословие. Оно может быть рассмотрено как система религиозно-нравственных принципов, норм и ценностей, сформулированных и одобренных церковью и направленных на совершенствование верующего христианина в соответствии с догматами христианства.
Религиозные мыслители разъясняют, что "под именем Православного Нравственного Богословия разумеется систематическое изложение учения Православной Церкви о нравственном законе Божием и христианских обязанностях для наставления и совершенствования человека в христианской жизни по Духу Христову". (Солярский П. Нравственное Православное Богословие. СПб., 1901. С.1).
Православные богословы через систему религиозных предписаний, принципов поведения и норм конкретизируют основные религиозные установки для применения их верующими в повседневной жизни. Тем самым церковь через нравственность формирует у своих подопечных строгие поведенческие стереотипы, ведущие верующего ко спасению.
Нравственное богословие также состоит из двух частей. В первой излагаются богословско-теоретические конструкты о нравственном законе божьем, или о христианской нравственности. Во второй разъясняется сущность частных обязанностей христианина, а также указаны средства сохранения и укрепления его нравственных устоев. Богословские постулаты, конкретизированные в нравственном богословии, предопределяют христианскую мораль через ряд положений.
Во-первых, догматика формирует и определяет направленность и содержание религиозной морали, а также придает идейную окраску основным понятиям нрав-
ственности: "добро", "зло", "достоинство" и др.;во-вторых, определяет религиозный аспект таких понятий как "идеал", "счастье", "смысл и цель жизни"; в-третьих, формирует основные принципы, определяющие содержательный аспект религиозной морали;в-четвертых, определяет этические нормы поведения верующего человека.
Иначе говоря, на уровне нравственного богословия через ряд догматических положений происходит этизация программ и ценностей религиозной жизнедеятельности верующих, а также формирование у них общечеловеческих норм, принципов и ценностей при помощи религиозных предписаний, запретов и табу.
Все это обусловливает устойчивость функционирования религиозных программ и ценностей и предполагает определенную социальную жизнестойкость его членов, придает (пусть даже иллюзорный) совершенный вид всем социальным процессам и способствует стабилизации человеческого бытия в моменты его напряженности, в периоды утраты личностью четких социальных ориентиров.
Однако в силу того, что религия изначально направлена на Божество, на Его Благость, на Премудрость Божию как высший и единственный идеал, аксиологи-ческая сторона этой идеологии и нравственности полностью подчиняется и ориентируется не столько на жизнь здесь и теперь, сколько на то, что будет там, "за гробом". На этой основе религиозная мораль становится эмоционально окрашенной, а на уровне отдельного верующего - личностной.
Таким образом, нравственное богословие интегрирует религиозные и общечеловеческие ценности, что приводит к воцерковлению человека в систему религиозных норм. Но кроме этого церковь через свое учение о нравственности создает религиозный фон для всех общечеловеческих ценностей, которые после этого синтеза воспринимаются как неотъемлемый элемент религии, что придает ей еще большую притягательную силу в глазах неискушенного в тонкостях морали человека.
В системе религиозной нравственности бытие христианина протекает на фоне постоянно морализирования, ориентированного на "Сущее" в его христианском понимании. Поэтому все построения нравственного богословия направлены на формирование христианских добродетелей с позиций подражания жизни Христа по принципу: делай так, как это делал Христос, и получишь вечную жизнь.
Следующим блоком дисциплин, теоретически обосновывающих священнодействия церкви, является церковное богословие, включающее литургику, пастырское богословие, церковное и каноническое право.
Литургическое богословие или литургика состоит из двух частей: общей и частной. Общая рассматривает богослужение, определяет его теоретические основания, историю происхождения и развития церковного богослужения и доказывает необходимость тех или иных его частей. Частная - излагает отдельные последования в богослужении - повседневные и праздничные-; а также разъясняет смысл христианских таинств.
Гомилетика, учение о христианском церковном проповедничестве, исследует сущность природы христианской проповеди, где под проповедью подразумевается пропаганда религиозных воззрений. Так, по мнению доктора богословия М.Тареева, христианская проповедь есть "научение христианскому миропониманию и это ее существенная природа... Достаточно человеку усвоить общее мировоззрение Христа, проникнуться им, и он уже сознательно и свободно может определить личную жизнь, решать отдельные вопросы частной и общественной жизни". (Тареев М. Предмет христианской проповеди // Богословский вестник. Сергиев Посад. 1903. № 1. С.47.).
Пастырское богословие раскрывает христианское учение о нравственных и служебных обязанностях служителей церкви, их личных качествах, которые помогают "с предельной ясностью приблизить величайшую тайну богословия к разумному христианскому пониманию". (Епископ Вениамин (Милов). Чтение по литур-
гическому богословию. С.81.). Пастырское богословие Русской православной церкви регламентирует деятельность священнослужителей. Оно систематически излагает задачи и методы деятельности христианского пастыря по духовно-нравственному окормлению вверенной ему паствы.
Содержание пастырского богословия (пастороло-гии) состоит из элементов христианской этики, эстетики, педагогики и психологии. В состав его входят также учения о цели и смысле жизни, христианское учение о грехе во всех его проявлениях и о покаянии. Сюда же относится описание идеального духовно-нравственного образа священнослужителя, рассуждения о призвании и подготовке к пастырскому служению, искушениях и трудностях повседневной деятельности священнослужителя, об образе его личной и семейной жизни. Как видим, в центре проблем пасторологии находится личность священнослужителя и его деятельность.
Пастырское богословие призвано определить сущность и основы христианского служения, выяснить условия успешного духовного роста священнослужителя, найти секрет (способы и условия положительного воздействия на пасомых) пастырского душепопечения. (Настольная книга священнослужителя. М., 1988. Т.8. С.10-11).
Каноническое право излагает установки канонов периода Вселенских Соборов. Церковное право определяет внешнюю организацию церкви, ее устройство, отношения с другими общественными союзами, в особенности с государством.
Кроме названных разделов богословия, важную роль в развитии и защите христианского вероучения играет ряд богословских дисциплин, отстаивающих истинность вероучения в сравнении с учениями других религий, течений внутри христианства, а также с установками свободомыслия и научного атеизма. К этим богословским дисциплинам относится, в первую очередь, основное богословие или апологетика, которое, по определению христианских богословов, есть "систематичес-
кое изложение об оправдании перед научно-богословским сознанием верующих внешних и внутренних оснований, по которым христианство, понимаемое в духе Православной Церкви, есть истинная религия". (Нико-.1ин И. Курс основного богословия или апологетика С.7).
Главной задачей данного раздела богословия является защита христианского вероучения от всех, кто подвергает сомнению или отрицает истинность его положений. Сюда же относятся и такие богословские дисциплины, как сравнительная догматика, сравнительная ли-тургика, сравнительное каноническое право.
Однако перечисляя основные дисциплины богословия и давая им краткую характеристику, необходимо принять во внимание тот факт, что все построения христианских богословов неразрывно связаны с мистической стороной религии. Более того, мистические начала в некоторой степени предопределяют, направленность и аргументацию всего вероучения христиан. И это весьма важно для понимания сущности христианских построений. Если это так, то нам необходимо коснуться и этой стороны религии христиан.