Подготовка угля к сжиганию включает в себя следующие стадии:
- взвешивание на вагонных весах и разгрузка с помощью вагоноопрокидывателей; если уголь при транспортировке смерзся, то используются размораживающие устройства;
- удаление посторонних предметов и грубое (первичное) измельчение, т. е. дробление угля до кусков размером 50-150 мм;
- временное хранение на складе; запасы угля должны обеспечивать работу ТЭС в течение 7-30 суток в зависимости от расстояния транспортировки топлива от мест добычи до станции;
- тонкое (вторичное) измельчение угля молотковыми дробилками до размера не более 25 мм и подача в бункер в главном здании электростанции.
При подготовке мазута к сжиганию выполняются следующие операции:
- взвешивание и слив из цистерн; для ускорения слива может осуществляться подогрев мазута паром с целью уменьшения вязкости топлива; запасы мазута на станции создаются на срок до 15 суток работы ТЭС в зависимости от способа транспортировки топлива (по железной дороге или по трубопроводам) и характера его использования (в качестве основного, резервного или аварийного топлива);
- очистка предварительно подогретого мазута и подача в форсунки котла.
Подготовка к сжиганию природного газа требует только регулирования его давления на газораспределительном пункте (ГРП). Давление газа перед ГРП может быть порядка 10 атм, а перед подачей в котел оно уменьшается в несколько раз.
Ядерное топливо поступает на АЭС в виде тепловыделяющих элементов (твэлов), собранных в топливные кассеты. Доставленное в специальных вагонах топливо освобождается от упаковки, после чего осуществляется контроль его годности, в том числе проверяется герметичность твэлов. До плановой загрузки в реактор ядерное топливо хранится на специальном складе.
Пылеугольные ГРЭС
Институт Теплоэлектропроект> р азрабатывает серию проектов электростанций с пылеугольяыми блоками мощностьто 500 и 800 тыс, кВт, которые в перспективе будут играть решающую роль в обеспечении ввода энергетических мощностей и экономии жидкого и газообразного топлива. В результате технико-экономического апализа установлено, что оптимальная мощность пылеугольнмх ГРЭС с блоками 500 составляет 4,0 млн. кВт, с блоками 800— 6,4 млн, кВт.
Головная электростанция с блоками 800 тыс, кВт па бурых углях Каяско-Ачяяского бассейна Березотэская ГРЭС-1. на ней будет установлено 8 блоков К-800-240-3. В состав каждого энергоблока входит однокорпусьтый котельный агрегат Т-образной компоновки паропроизводителытостьто 2650 т/ч. Котел принят в газоплотiтом исполнении, работает под разрежением. Параметры пара после первичного перегрева: давление 25,5 МГIа, температура 545 °С; после вторичного перегрева: давление 3,65 МПа, температура 545 °С; к.п.д. котлоагрегата 92,5% (брутто). Шлакоудалеттие твердое, система пылепряготовлеттия с прямым вдуватшем в топку. В качестве размольнтьтх устройств использованы мелтощие вентiнляторы нового типа производвтелыюстью 70 т/ч.
Управление вспомогательными технологическими процессами осуществляется с местных щитов.
Вследствие особого значения для народного хозяйства страны экобаетузского топливно-энергетического комплекса ведгiя работа по дальнейшему совершенствованию компоновочных решений серийных ГРЭС мощностью 4 млн. кИт блоками 500 тыс, кВт, проектируемых для работы ла ‘жпба стузском угле.
Основным оборудованием блоков мощностью 500 тыс. кВт являются: котлоагрегат однокорпусный Т-образ- ного типа, газоплотiiый, подвесной конструкции с уравновешенной тягой, производительностью 1650 т/ч, на параметры пара 25,5 МПа, 545/545 °С; система пылеприготовления индивидуальная с молотковыми мельницами. Наиболее целесообразным нар иавтом котла, позволяющим значительно улучшить технико-экономические показатели ГРЭС за счет более оптимальных компоновочных решений, является агрегат Г-образного типа. Турбоагрегат — модернизированная турбина типа К-500-240 на параметры пара 24 МПа, 540/540 °С.
Разработаны более совершенное и мощное оборудование для механизации топливных складов, конвейерные ленты шириной 1600 и 2000 мм, дробильные устройства производительностью 1000—1200 т/ч, высокопроизводителыiые багерные насосы. Это позволит увеличить мощность ГРЭС с 4 до б млн. кВт.
13.2. СЕРИ ИНЫЕ ТЭЦ
1. Газомазутные ТЭЦ
С целью ускорения ввода энергетических мощностей и снижения стои мости строительств а ТЭЦ институт ВНИПИэнергопром разработал проекты тепловых электростанций повышенной заводской готовности. Наиболее соверпiевттым является проект газомазутной ТЭЦ (ТЭЦЗИГМ), состав котельного и турбинного оборудования которой приведен в табл. 13.1.
Разработанный комплексный типовой проект главногО корпуса ТЭЦ-ЗИГМ в посекционвом исполнении позволяет набирать из вза имоза меiiяемых стандартных секций любой удовлетворяiощий заданным условиям главный корпус ТЭЦ, который имеет следующие секции;
Табл. 13.1. Мощность и сосiаи основного оборудования ТЭЦ-зигМ
Количество котлов
Электрическая пароороизво
мощность ТЭЦ, Состав турбинного оборудования
тыс, квт 420 т/ч
ПТ- 135--Р-5О
ЗХПТ-60
ПТ-135+Т-1 ю
ПТ-135+Р- 100
ПТ-60+2ХТ-1 10
2 ХПТ- 135
ПТ- 135--Т- 1 10+Р-5О
ПТ. 135+2Х Т. 110
ПТ.135+Т-110+Р-IОО
ПТ-60+ЗХТ-I ю
2хТТТ-135+р-10о
ПТ. 1 35+2Х Т. 11 0+Р.50
2ХПТ.135+Т.1 10+Р-50
ПТ-135+ЗЖТ-11О
ПТ-60+4ХТ-11О
2ХПТ.135+2ХТ-IIО
2ЖПТ.135+т-1 10+Р- 100
2ХПТ-135+2ХТ- 1 10+Р-5о
ПТ-i35+4ХТ-1 10
2ЖПТ-ю35+ЗХТ-IIО
2ЖПТ-135+2ХТ11о+р1ОО
ПТ-135+4ЖТ-1 ю0+Р-50
2ХПТ-135+Т.1 Iо+Р.1о0+Р.50
2ХПТ- 135+2Ж Т. 1 10+Р- 100+р-5О
2ХПТ.135+ЗЖТ-1 10+Р-50
2ЖПТ.135+ЗХТ-1 10+Р-10О
первая П — постоянный торец;
вторая Т1 — технологическая в составе турбины ПТ-бО и одного котла 420 т/ч;
третья Т2 — технологическая в составе турбины Т-1 10 и одного котла 420 т/ч;
четвертая Т3 — технологическая в составе турбины Р-50 и одного котла 420 т/ч;
пятая Т4—технологическая в составе турбины ПТ-135 и двух котлов 420 т/ч;
шестая Т5 — технологическая в составе турбины Р-100 и двух котлов 420 т/ч;
седьмая д — доборочная, не имеюотдая в своем составе основного оборудования.
Первая секция П имеет неизменный состав, не зависящий от типа и мощности проектируемой ТЭЦ, устанавливаемого в ней общестанционного технологического оборудования
ПрИНЯТЫЙ вариант оМпОПОвIИ тiредусматривает размещение оборудования эвергоблока в ячейке длиной 72 м, создание двух продольных галерей топливоподачи, выполнение еномещенной бункерно-деаэратор”ой этажерки пролегом ‘2 м (рис. 13.2). Пролет машинного зала, как и кОТСЛЫIОI() отделения, 54 м, шаг колонн каркаса котельного отде.дi еi ‚он 24 м.
Для обеспечения оптимальных тер мических перемещений конструкций котел подвешивается к специальным хребтовым балкам пролетом 30 м, которые опираются на продольные подхрсбтовые балки. При этом в целях экономии строительных материалов принято соответствующее совмещение конструкций котлоагрегата и здания котельной. К котельной примыкают буiiкергюое отделение пролетом 12 м и помещение воздуховодогревателей пролетом 30 м.
Для обеспечения надежного топливоснабжения такой крупной ГРЭС разработана более совершенная схема топливоподачи с применением высокопроизводительного оборудования. Уголь на ГРЭС должен доставляться в большегрузвьтх полувагоiтах замкнутыми поездами-вертушками массой 4500 т (нетто).
Разгружать уголь предполагается в вагоноопрокидывателях, оборудованных специальными вибр аторами, гiозволяiощими полностью механизировать чистку полу- вагонов после их разгрузки. Железнодорожные составы подаются на вагоноопрокидыватель без разбивки, что упрощает схему железнодорожных путей и позволяет уменьшить количество вагокоопрокидывателей.
Под ваговоопрокидьтвателями вместо дискозубчатьтх дробилок устанавливают дробильно-фрезерньте машины, что дает возможность полностью отказаться от применения ручного труда для дроблевия крупных кусков топлива.
Для механизации работ на угольньтх складах предусмотреiiы вьтсокопроизводительююые машины непрерывного действия (радиальный штабелеукладчик в роторвая погрузочная машина).
На Березовской ГРЭС- 1 устанавливаются молотковые дробилки, каждая производительностью 1200 т/ч. Ленточвые конвейеры шириной 2000 мм обеспечивают подачу в котельную вэ погрузочных устройств и со складов до 4400 т угля в час.
В основу компоновки вспомогательных зданий и сооружений положен принцип блокировки их с целью сокращения площади генерального плана и протяженности коммуникаций, улучшения условий эксплуатации, уменьшения числа обслуживающего персонала. Наиболее крупные вспомогательные сооружения скомпоноваiiью в следующие блоки: объединенный производственный блок, включающий общестанционную компрессорную, электролизную установку, склад реагевтов и ряд других объектов; блок сооружений маслом азутохозяйства, состоящий из склада мазута, приемно-сливного устройства, масломазутонасосной, склада масла, установка для регенерации масел, установки для очистки замазученньтх и замасленных вод; пускоотопительная котельная, сблокиров авкая с ХВО подпитки теплосилового цикла и теплосети, а также с реагентным хозяйством; склад ресиверов, совмещенный со складом пропан-бутана; азотвая станция, совмещенная с кислородно-газификационной установкой и реципиентной станцией; блок складских помещений и цеховых ремонтных мастерских, расположенных под электрофильтрами в непосредственной близости к главному корпусу.
Унифицированы компоновочные решения по генеральным планам ГРЭС. Для всех электростанций принята одинаковая правай компоновка главных корпусов. Генплан сформирован по условным ярусам в следующей последовательности (со стороны котельной): главный корпус — электрофильтры — дымососное отделение — дымовая труба — дробильный корпус вспомогательные здания — разгрузочное устройство — железнодорожная станция склад топлива. Принятая схема компоновки обеспечивает оптимальную протяженность галерей и эстакад топливоподачи основного тракта и высокую степень использования территории.
Контроль и управление работой блоков осуществляется при помощи автоматизированной системью, осковii ы е элементы которой — внфор мациоiiюю-вьючислвтельяая система на базе машин «Комплекс АСВТ» с вроцессорами М-6000 и устройства логического управления, размещаемые в спецвальююых здаквях БЩУ у ряда А машинного зала, что значительно улучшает условия труда эксплуатационного персонала. С каждого блочного щита управляют двумя блоками.