Иудаизм представляет собой неоднородное религиозно-философское учение. Традиционно он подразделяется на несколько течений. В иудаизме выделим следующие течения. Во-первых: фарисеи, ессеи и саддукеи.
Фарисеи – наиболее ревностно соблюдающие правила иудаизма. Считается, что они отстаивают интересы всего еврейского народа.
По мнению ессеев, мир настолько осквернён, что его уже невозможно устроить на принципах морали, поэтому ессеи уходили в пустыню, вели аскетический образ жизни, отказывались от всякой собственности и проводили время, как правило, в молитвах и работе.
Саддукеи акцентируют внимание на политической организации жизни евреев. Признают только Письменную Тору, причём понимали её не в метафорическом смысле, а в буквальном. Отрицают идею воскрешения из мёртвых. Именно из их среды выходили первосвященники. В I в., в ходе первой иудейской войны, погибло большинство представителей этих течений.
Во-вторых, существует и другая классификация направлений в иудаизме:
1. Караимы. Караимы организованы в Багдаде Ананом Бен Давидом (740–800 гг.). Слово караимы происходит от слова караим – читающий. Они считают основой учения иудаизма Письменную Тору. От Талмуда они отказались.
2. Каббала – получение, предание. Собственно говоря, это предание, мистическое учение, которое тайно передаётся от учителя к ученику. Основная книга каббалы – Зогар (сияние), написанная на арамейском языке. Учение кабалы должно подготовить человека к восприятию истины, сделать его активным соучастником Бога.
3. Ещё одно направление в иудаизме – хасиды – возникло в Польше в XVIII веке, где в это время проживало множество бедных евреев. Хасиды все свои силы тратили на получение начального образования и на работу, чтобы прокормиться. Поэтому у них не оставалось сил и времени для изучения Торы. Хасиды считали, что спастись возможно не через изучение священных текстов, а через доброту сердца.
В современном мире основными направлениями иудаизма считаются следующие:
1. В ортодоксальном направлении утверждается, что мир меняется, но законы Божьи вечные. Ортодоксы всегда ходят в головных уборах и соблюдают все обряды и правила иудаизма.
2. Направление реформистов возникло в XVIII в. Его представители считают, что изменения в мире должны сопровождаться адаптацией отдельных частей учения к новым условиям.
3. Среднее положение между первыми двумя направлениями занимают консерваторы, изначально бывшие в среде реформистов и отколовшиеся от них в XIX в.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ветхий Завет.
2. Альтушер М. С. Что есть иудаизм? – М.: Московский рабочий, 1968.
3. Анджело Скола, Джильфредо Маренго, Хавьер Прадес Лопес. Богословская антропология. – М.: Христианская Россия, 2005.
4. Банакурский Г. Л. Иудаизм и современность. – М.: Знание.
5. Смерть и жизнь после смерти в мировых религиях. – М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007.
6. Ястребов Г. Введение в иудаизм. – М: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2005.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:
1. Каким образом иудаизм как религия позволяет еврейской нации сохранить свою идентичность?
2. В чём состоит специфика линейного времени?
3. Какой человек, согласно преданию, стал родоначальником евреев?
4. Из каких книг состоит Пятикнижие?
5. Почему человек в иудейской и христианской традициях не может мыслиться как абсолютно автономное существо?
6. На что в природе человека может указывать понятие basar?
7. Каким образом понятие basar может соотноситься с понятием nephes?
8. Почему иудейские воззрения на природу человека подробно изучаются в католическом и православном мире?
9. В чём состоит значение тшувы?
10. Почему Ветхий Завет входит в Библию, почитаемую христианами?
11. Какую роль в жизни еврейского народа сыграл Моисей?
12. Почему персы-зороастрийцы в целом доброжелательно относились к иудеям?
13. Какие нормы, принятые в зороастризме, существуют и в иудаизме?
14. Что, по вашему мнению, является новым, оригинальным в иудейских представлениях о чистоте и нечистоте?
15. Почему в Торе особое внимание уделяется отношениям в семье?
16. Почему в Торе предписывается жениться не на женщине, а на девушке?
17. Почему, согласно Торе, мужчина обязан жениться на женщине, если отобрал у неё девственность?
18. Почему, согласно 22 главе 5 стиху Второзакония, на женщине не должно быть мужской одежды, а мужчина не должен одеваться в женское платье?
19. Что общего вы можете найти между правовой культурой иудаизма и законодательством в древнешумерских городах?
20. Как вы думаете, насколько важно для современного Израиля следовать законам Торы?
Тема 13: Культура ислама