Конспект лекций по предмету "Психоанализ"


ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ

С. П. ЕВДОКИМОВ




ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ



ИЗБРАННЫЕ ЛЕКЦИИ




Саранск



Издательство Мордовского университета

УДК. 911
ББКД8
Е 155
Рецензенты:
М. М. Голубчик,доктор географических наук, профессор;
А. М. Носонов,кандидат географических наук, доцент,

Евдокимов С. П.


В двух обзорных лекциях рассматриваются теоретические вопросы методоло­гии и… Для студентов и преподавателей географических факультетов университетов и педагогических институтов, учителей…

Евдокимов Сергей Петрович

Избранные лекции
Печатается в авторской редакции
Компьютерная верстка


ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ



Избранные лекции



ВВЕДЕНИЕ

Главный объект географических исследований - территориальные системы (геосистемы) различного иерархического уровня отличаются большим разнообразием и обладают бесконечным множеством свойств. Наиболее распространенным методом их упорядочения является система­тизация. Научная систематизация имеет огромное значение для теории и практики географии. Она позволяет выявить в изучаемых явлениях опре­деленный порядок, обобщить знания об их сходстве и различиях, облегчая процесс изучения сложных геосистем, дает возможность раскрыть их внутренние закономерности.
Любые систематизации имеют строго целевое назначение. В соот­ветствие с этим они могут быть общими, многоцелевыми («естественны­ми») и специальными («искусственными»), предназначенными для одной цели. Общие систематизации служат для обобщения данных и обширной номенклатуры при решении эмпирических задач. В научном отношении чаще всего используются специальные систематизации, Однако не всегда цель систематизации может быть определена достаточно строго, и точно, что обусловливает ее субъективность. Это зависит также и от тех при­знаков, которые выбираются в качестве ее основания. Для характеристики географических процессов и явлений используются как качественные, так и количественные признаки. Границы между отдельными градациями признаков устанавливаются, как правило, субъективно.
Систематизация может строиться на базе любой характеристики гео­систем - территориальности, содержательности, динамичности и т. д. В качестве основания для деления объектов берутся их наиболее существен­ные признаки, которые имеют наибольший вес. Современная научная сис­тематизация требует учета большого количества факторов. Поэтому все чаще применяют количественные методы. К систематизации относят ши­роко применяемые в географии, классификацию, таксономию, типологию и районирование.
Классификации позволяют прослеживать в изучаемых явлениях опре­деленный порядок, насыщать конкретным содержанием родовые понятия разного объема, такие как ландшафт, рельеф, гора, водоем, воздушная масса, населенный пункт ц т. д., облегчают сравнительное изучение родст­венных объектов, подытоживают знания о сходстве и различиях, в том числе о генетическом родстве географических явлений и процессов. Клас­сификации служат основой и первым этапом любого, отраслевого или комплексного, типологического районирования. Наконец классификации позволяют изучать сравнительно немногочисленные типы вместо громад­ного количества индивидуальных объектов.
При разработке классификации следует придерживаться некоторых логических правил деления объема понятий, знание которых поможет из­бежать ошибочных построений. Д. Л. Арманд сформулировал правила де­ления понятий, принятые в логике, применительно к географическим клас­сификациям. Этот подход обязателен для всех видов географического рай­онирования. Следует подчеркнуть, что логическая классификация имеет не только формальное значение. В географии, встречающейся со сложными и разнообразными понятиями, она больше, чем в других науках, свидетель­ствует о ясности понимания изучаемых предметов, процессов и явлений.
Исследование любой территории (например, страны) неизбежно при­водит к установлению территориальных различий «от места к месту». При этом каждое явление (природное или социально-экономическое) занимает не всю территорию, а некоторую ее часть - ареал. Внутри ареала оно мо­жет охватывать его практически сплошь (континуально) или только от­дельные части, т. е. дискретно. Разделение территории (акватории) по ка­кому-то признаку (явлению, условию) и степени его выраженности или по сочетанию признаков и есть пространственное дифференцирование, т. е. районирование в широком смысле. Следует иметь в виду, что такое дифференцирование всегда объективно, так как исходит из наличия или отсутствия количественного выражения какого-либо признака.
Районирование — это универсальный метод упорядочения и система­тизации территориальных систем, широко используемый в географических науках. Районирование как метод имеет большое значение для решения задач территориального управления и районной группировки, для админи­стративного деления и т. п. По мнению Ю. Г. Саушкина, выделение и опи­сание районов является критерием теоретической зрелости и практиче­ской значимости географической науки.
Географическое районирование непосредственно связано с географи­ческой картиной мира, выполняя объяснительную функцию и обеспечивая логическую связь физико-географического и экономико-географического районирования в модели единой (комплексной) географии. Проблему про­странственно-временного районирования нельзя рационально решить. От­сюда во многом проистекает ее дискуссионность.

Лекция 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО РАЙОНИРОВАНИЯ



Предмет и задачи курса

Одна из древнейших наук - география - всегда выполняла .несколько функций в обществе. Географические знания составляли и составляют одну из основ… В современной системе наук география занимает во многом уникаль­ное положение… В наше время географическая наука, обслуживающая практические требования разных отраслей хозяйства и культурные…

Классификация территории, положенная на карту, является рай­онированием.

При разработке классификации следует придерживаться некоторых •логических правил деления объема понятий, знание которых поможет из­бежать ошибочных построений. Д. Л. Арманд (1975) сформулировал пра­вила деления понятий, принятые в логике (Н. И. Кондаков, 1975), приме­нительно к географическим классификациям:
1. Сумма выделенных видов должна быть равна объему классифици­руемого родового понятия. Вид, как наименьшая единица классификации, всегда входит в состав более крупного выдела - рода. Недопустимо, чтобы в границах рода были виды, не относящиеся к данному роду или подчи­няющиеся другой, более высокой единице классификации.
2. В пределах одной ступени домной классификации подчиненной од­ному родовому понятию, должен выдерживаться только один классифи­кационный признак. Это правило обязывает более широко использовать метод ведущего фактора. Если при разработке классификации заранее ото­брать несколько наиболее существенных признаков и выявить их сопод­чинение, каждый из них будет выступать в качестве ведущего на данной ступени классификации. Остальные признаки могут считаться второсте­пенными, сопутствующими ведущему, и не должны влиять на выделение самостоятельных единиц районирования. Например, если ведущим приз­наком на какой-то ступени классификации установлен мезорельеф, то ни­какие комбинации почвенно-растительного покрова не могут служить ос­нованием для деления. Рели же появляется необходимость учесть этот фактор, его можно считать ведущим на следующей, более низкой ступени классификации.
3. Группы, выделенные по видовым отличиям должны исключать друг друга, чтобы ни один классифицируемый объект нельзя было отнести к двум группам. Это правило требует четких и недвусмысленных форму­лировок, исключающих возможность относить один и тот же вид к двум различным родам.
4. В классификациях нежелательно пропускать логические ступени. При нарушении этого правила классификация теряет стройность и логич­ность, хотя и может оставаться достоверной. Если, например, решено, что классификация будет четырехступенной, нельзя делать исключения из этого принципа. Не рекомендуется, чтобы в одних случаях районирование комплексов производилось по четырем, а в другом по трем ступеням.
Наглядность классификаций. Не следует пренебрегать наг­лядностью классификаций, особенно многоступенчатых (систематизации). Надо стараться придать им такую форму, чтобы логика разделения родов и соподчинение ступеней была, возможно, более очевидной. В этом отноше­нии большое удобство представляют перекрестные классификации, или решетки, в последнее время неточно называемые матрицами. В решетках последовательные ступени видовых отличий выписываются в виде табли­цы; классификация по одному признаку размешается вдоль оси абсцисс, по другому - вдоль оси ординат. По существу безразлично, какой из этих видов считать первым, какой - вторым. Если надо, то один или оба первых вида делятся далее по новым признакам. Активно развиваются классифи­кации по количественным признакам.
Другой графический прием, применяемый преимущественно к каче­ственным классификациям - деревья логических возможностей. Они пред­ставляют собой графы, показывающие соподчинение видовых и родовых понятий. По охвату объектов они делятся на деревья собственно логиче­ских, региональных (индивидуальных) и тактических возможностей. Пер­вые охватывают дедуктивные классификации со всеми возможными видо­выми отличиями. Если сузить перечисление, добавив к роду атрибутивное понятие, то это будет тоже дедуктивное дерево, но уже региональных (ин­дивидуальных) возможностей. Наконец, можно выделить индуктивно только те видовые отличия, которые тактически имеются. Это будет уже местная типология, и дерево, изображающее ее, правильнее было бы на­звать "деревом местных реальностей". От региональных (индивидуальных) деревья тактических возможностей отличается только тем, что они охва­тывают не все родовое понятие, а только его произвольную часть.
Тот или иной вид деревьев следует избирать по надобности: если речь идет о теоретическом исследовании, желательно дать полную классифи­кацию и графически изобразить ее дерево логических или региональных (индивидуальных) возможностей. При постановке практической цели сле­дует ограничиться деревом фактических возможностей для избежания чрезмерного его разрастания (рис. 2).
Способ деревьев выгоднее. При нем можно ограничиться строго не­обходимым выбором видов объектов. Особенно большая экономия дости­гается благодаря сокращениям графического изображения. Наконец, граф допускает гетерогенность, на нем имеет место бифуркация признаков. Ди­хотомическая классификация, применяемая в определениях растений, жи­вотных, минералов и т. д., есть вариант дерева возможностей. Она строит­ся по принципу: есть признак - нет признака.


Рис. 2. Применение способа деревьев

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что логическая классифи­кация гшеет не только формальное значение. В географии, встречающей­ся со сложными и разнообразными понятиями, она больше, чем в других науках, свидетельствует о ясности понимания изучаемых предметов, процессов и явлений.


Понятия географического района и районирования

Район - это территория (акватория), выделенная по совокупности каких-либо взаимосвязанных признаков или явлений, а также таксономи­ческая единица в… В географии район — это целостная территория (акватория), ха­рактеризующаяся,… В силу особенностей географического положения и, главным образом, сочетания различных компонентов и элементов на…

СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ



ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО РАЙОНИРОВАНИЯ



Сущность и содержание



Физико-географического районирования

Физико-географическое районирование земного шара или его отдель­ных частей представляет собой процесс выявления объективно сущест­вующих природных… Формирование природных регионов обусловлено зональными (опре­деляющими главным… Количество поступающей коротковолновой радиации Солнца на еди­ницу площади земной поверхности уменьшается от экватора…

Физико-географическое районирование заключается в объедине­нии территорий или акваторий, обладающих относительным сходством по некоторому, признанному на данной ступени существенным, признаку, v отделение их от территорий, этим признаком не обладающих. Выде-; лять территорию можно двояким способом: или делать это на основе классификации типов.местности, соединяя в один тип однородные терри­тории, где бы они ни находились, либо, объединяя в регионы только смежные местности. Первый тип называется типологическимрайониро­ванием, второй - индивидуальным.

При районировании основой объединения может послужить и повто­ряющееся сочетание различных типов местности. Соотношение единиц районирования при разных методах районирования показано на рис. 4. Как типологическое, так и индивидуальное районирование может быть ландшафтным, компонентным и отраслевым. Первые два типа являются комплексными. При ландшафтном учитывается на низших ступенях пол­ный комплекс компонентов, при компонентном - только комплекс факто­ров одного компонента (например, при гидрологическом районировании -форма речной сети, густота расчленения территории долинами, модули стока, источники поступления воды, генезис водоемов и т.д.). Отраслевое районирование производится по какому-либо одному признаку, например, по уклонам рельефа, по породам деревьев и т.д. Оно бывает в большинст­ве случаев количественным и совпадает с картой изолиний классификаци­онного признака.


Рис. 4. Единицы районирования: 1–59 типологического.
А–Д – индивиду­ального. I–VII – типы ландшафта

Типологическое районирование

Часть географов называет типологическое районирование картирова­нием или картографированием (А. Г. Исаченко и др.). В общем случае кар­тирование… Выделить на местности границы тех или иных регионов далеко не всегда возможно.… Число границ, которые можно перенести на карту, ограничено. Мы вынуждены выбирать, отмечать перемены, достойные нашего…

Индивидуальное районирование

Если мы, районируя снизу, выделяем сетку первичных (самых мелких, которые нам нужны) единиц, то про нее еще нельзя сказать, типологиче­ское это… Дальнейшее укрупнение идет по разным путям, и два метода райони­рования все… Всегда, выполняя индивидуальное районирование, желательно опи­раться на заранее произведенное типологическое, на…

Типологическое

1 .Выбор классификационных признаков. ,
2. Выбор ступени неразличимости.

Индивиидуальное

2. Подключение к региону чуждых контуров.
По мере движения по таксономической лестнице соответствующие волевые акты… На типологических картах указание в легенде классификационного признака вполне исчерпывает описание типа. Следует…

Рекомендуемая литература


Алаев Э. Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. М., 1983.
Арманд Д. Л. Наука о ландшафте. М., 1975. 288 с.
География сегодня: Сб. статей. М., 1984. 128 с.
Баранский Н. Н. Становление советской экономической географии. Избр. тр. М., 1980.
Географический энциклопедический словарь. Понятия и термины. М., 1988. 432 с.
Дьяконов К. Н. Географические законы и их физическая сущность // Вопросы географии. 1981. № 117.
Евдокимов С. П. Развитие методологии палеогеографии. Саранск, 1991. 144 с.
Исаченко А. Г. Ландшафтоведение и физико-географическое райони­рование. М., 1991.
Исаченко А. Г. География в современном мире. М., 1998.
Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. М., 1975. 720 с.
Максимов Г. Н. Методологические проблемы физической географии. Якутск, 1988. 148 с.
Мукитанов Н. К. От Страбона до наших дней: Эволюция геог­рафических представлений и идей. М., 1985. 237 с.
Ретеюм А. Ю.Земные миры. М., 1988. 266 с.
Родоман Б. Б. Территориальные ареалы и сети. Очерки теоретической географии. Смоленск, 1999.
Прокаев В. И. Физико-географическое районирование. М., 1983.
Федина А. Е. Физико-географическое районирование. М., 1981.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение .............................................................................................3

Лекция 1. Теоретические основы географического
районирования ........................................................................................... 5
1. Предмет и задачи курса................................................ .................... 5
2. Методология и теория районирования ....................................... 9
3. Понятия географического района и районирования.................. 15

Лекция 2. Сущность, содержание и основные признаки физико-географического районирования...................................................... 18
1. Сущность и содержание физико-географического районирования...................................................................................................... 18
2. Типологическое районирование......................................................... 25
3. Индивидуальное районирование........................................................ 27

Рекомендуемая литература...................................................................... 31


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.