Ремонтные работы на судах организуются и проводятся в соответствии с положением о ремонте судов и правилами техники безопасности. В период эксплуатации все ремонтные работы на судне, связанные с применением открытого огня или возможным нарушением водонепроницаемости корпуса, можно производить только с письменного разрешения капитана, по представлению и под личным руководством старшего механика независимо от места проведения ремонтных работ.
Все рабочие в зависимости от характера выполняемой работы должны быть обеспечены индивидуальными средствами защиты и спецодеждой.
Перед началом работ, старший (главный) механик, возглавляющий единую техническую службу на судне, лично инструктирует руководителей. работ на отдельных участках об объеме ремонта, особенностях и безопасных методах работы. Он знакомит также лиц, не принадлежащих к экипажу, но работающих на судне под руководством судовой администрации, с их конкретным заданием и правилами техники безопасности.
Перед началом ремонтных работ на судне его конструктивные узлы и механизмы, а также помещения, в которых будут работать, должны отвечать требованиям безопасности труда. Оборудование отключается от источников электроэнергии, пара, воды, сжатого воздуха. Принимаются меры против случайного открытия запорных устройств и вьrвешивают предупредительные плакаты, соответствующие ОСТ 31.0013-79.
Ремонтным работам в картере главного двигателя должны предшествовать тщательная вентиляция картера и блокирование валоповоротного устройства. На пультах управления двигателем, клапане пусковой магистрали, валоповоротном устройстве вывешиваются плакаты, запрещающие включение механизмов.
Места, где будут проводиться ремонтные работы, необходимо освободить от посторонних предметов, хорошо осветить и обеспечить проходы шириной не менее 0,7-0,8 м, Люки, горловины и другие отверстия в палубах должны быть надежно задраены и закрыты. Если часть из них необходимо держать открытыми, то ставят надежное леерное ограждение высотой не менее 1 м. В этих местах надо вывесить плакаты с надписью «Воспрещается проход».
Снятое оборудование необходимо надежно закрепить. Взамен снятых ограждений трапов и площадок устанавливают надежные леерные ограждения. Входные люки в судовые помещения, где ведутся работы при снятых трапах, должны быть ограждены, а проходы к ним закрыты и надлежащим образом освещены. В местах установки временных ограждений надо вывесить плакаты с надписью «Проход опасен». По окончании работ все трапы, ограждения и поручни должны быть немедленно установлены на места.
Снятые или поднятые плиты настила машинно-котельного отделения и других судовых помещений запрещается ставить на ребро без надежного их закрепления.
Все рабочие места, расположенные на высоте более 1 м, должны быть оборудованы рештованиями и мостиками с надежными ограждениями высотой не менее 1 м. Не допускается работа на незакрепленных трапах или лестницах, а также использование случайных предметов (досок, ящиков и т. п.). При работах на Bысоте не рекомендуется располагаться на рештованиях одновременно в двух уровнях на одной вертикали. Необходимо также принимать меры, исключающие возможность падения вниз инструментов и различных деталей.
При работах, связанных с отлетанием ржавчины, старой краски и т.д. следует пользоваться предохранительными очками.
Необходимо соблюдать меры пожарной' безопасности. Не допускается разведение открытого огня и курение в помещениях, где ведутся окрасочные работы, а также в хранилищах топлива, обтирочного материала и в малярных. Использованный обтирочный материал должен быть сложен в металлические ящики с плотно закрывающимися крышками. После работы он должен быть вынесен с судна и уничтожен.
Безопасное использование инструментов и станочного оборудования. Применение неисправных инструментов и оборудования часто является причиной несчастных случаев. Поэтому; категорически запрещается использование при ремонтных работах неисправного или сильно изношенного инструмента, станочного оборудования, механизмов или аппаратов.
Ручные инструменты ударного действия, а также инструменты с заостренными концами и напильники должны быть надежно насажены на рукоятки из твердых пород дерева. Тиски с исправными губками, винтами и гайками должны быть прочно закреплены на верстаках. Гаечные ключи с исправными губками и раздвижным механизмом без заусенцев и трещин должны быть скомплектованы по стандартным размерам и размещены в мастерской и на инструментальных щитах.
При работе с пневматическuм инструментом необходимо пользоваться защитными очками. Опасно исправлять и регулировать пневмоинструмент во время его работы, а также оставлять инструмент на обрабатываемой детали в неустойчивом положении.
Соединять шланги пневмоинструмента можно только до подачи воздуха. При продувке шлангов надо следить, чтобы они не были направлены на людей. Нельзя оставлять без надзора шланги под давлением сжатого воздуха, а также производить замену закрепляемой рабочей насадки (сверла, шарошки) в рукавицах.
Нажимать на пусковой курок можно лишь после того, как инструмент будет прижат к обрабатываемому объекту. Опасен выброс воздуха рабочего инструмента под давлением. Поэтому в направлении возможного его выброса на расстоянии до 3 м не должно быть людей.
Паяльными лампами должны работать члены экипажа, хорошо знающие правила обращения с ними. При использовании паяльных ламп разрешается заливать в них только такое горючее, для которого они предназначены. Заправлять неостывшую лампу горючим опасно. Под разжигаемую лампу рекомендуется подкладывать асбест. Не допускается работа неисправными лампами, имеющими пропуски горючего и засоренные форсунки, а также не имеющими ограничителя хода клапана, регулирующего подачу горючего к работе на металлорежущих станках' в судовой мастерской допускаются лица, имеющие удостоверения токаря и прошедшие соответствующий инструктаж. Работа на металлорежущих станках при качке судна с углом крена больше 100 не разрешается. При отсутствии на станках предохранительных экранов работу на них разрешается выполнять только в защитных очках. Рабочий должен быть одет в хорошо пригнанную по фигуре спецодежду с застегнутыми рукавами. На голове - берет. При токарных работах использовать рукавицы запрещено, Рабочее место необходимо своевременно очищать с помощью специальных щеток и крючков от стружек, масляных тряпок и прочих отходов
производства.
Обрабатываемые детали следует прочно 'закреплять в станке. Измерение деталей и другие работы на станке во время движения инструмента и обрабатываемой детали не допускаются. Запрещается ускорять остановку станка торможением руками.
Для крепления обрабатываемых деталей на сверлильных станках необходимо применять специальные зажимные приспособления или машинные тиски. Поддерживать детали во время их сверления запрещено. Для охлаждения сверла или фрезы применяют кисточки с длинными ручками, с помощью которых периодически смазывают нагревающийся инструмент. Использовать для этих целей ветошь, тряпки, концы недопустимо.
В процессе работы на заточных станках необходимо пользоваться защитным экраном или при его отсутствии защитными очками. Обрабатывать инструмент боковой поверхностью абразивного круга запрещено, за исключением особых случаев, когда круг предназначен для такой работы. Работать кругом, имеющим дефекты, трещины, биения при вращении и ,т. д., недопустимо. При хранении абразивных инструментов не должно быть нарушения их целости и неблагоприятного воздействия низких температур и влаги. Они должны соответствовать ГОСТ 2424-83 и быть испытаны до выдачи на судно.