Конституция Российской Федерации признает право каждого на индивидуальные трудовые споры с использованием установленных федеральными законами способов их разрешения.
Трудовой кодекс Российской Федерации рассматривает индивидуальный трудовой спор как неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоящим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.
Прежде чем обратиться в орган по рассмотрению трудового спора, стороны обычно принимают меры к урегулированию (согласованию) возникших разногласий. Стороны, между которыми возникли разногласия по применению норм Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, пытаются их урегулировать по взаимной договоренности.
Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам (КТС) и судами.
Распределение компетенции между КТС и судом таково, что защитой прав работника в трудовых отношениях в первую очередь занимается КТС. На суд возложена задача защиты самого права по трудовому договору и рассмотрение других трудовых споров после или вместо КТС или когда КТС отсутствует.
Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в КТС установлен Трудовым кодексом Российской Федерации, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется как Трудовым кодексом Российской Федерации, так и положениями гражданского процессуального законодательства.
Для отдельных категорий работников предусмотрены особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров.
Так, государственные служащие вправе обратиться в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, в том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, перевода на другую государственную должность, дисциплинарной ответственности государственного служащего, увольнения с государственной службы и др.
Предварительное рассмотрение спора в КТС не является обязательным условием, без соблюдения которого работник не может обратиться в судебные органы. Работник может обратиться в суд, минуя комиссию.
Инициаторами образования КТС выступают сами стороны трудового спора - работник и работодатель. На рассмотрение комиссии трудовой спор поступает, когда работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.
Течение сроков, с которыми закон связывает прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений.
КТС обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение 10 календарных дней со дня подачи работником заявления. Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или, уполномоченного им представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника допускается лишь по его письменному заявлению. Некоторые трудовые дела вообще не подлежат рассмотрению в КТС и рассматриваются в судах непосредственно.
Непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям:
– работника - о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы;
– работодателя - о возмещении работником вреда, причиненного организации, если иное не предусмотрено федеральными законами.
– об отказе в приеме на работу;
– лиц, работающих по трудовому договору у работодателей - физических лиц;
– лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.
Истцом в суде считается работник, возбудивший трудовой спор в суде, а ответчиком - организация, оспаривающая требования работника, даже если дело поступило в суд по жалобе предприятия на решение КТС.
Организация выступает истцом в суде по трудовому спору лишь в случае предъявления ею к работнику иска о возмещении материального ущерба, причиненного предприятию.
При обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работник освобождается от уплаты пошлин и судебных расходов.
Коллективный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях.
Стороной коллективного спора признаются работники, а не их представительные органы. Органом, представляющим работников (при отсутствии в организации первичной профсоюзной организации) в коллективном (трудовом) споре, может быть признан совет трудового коллектива, рабочий совет или другой орган, образованный работниками.
Важным этапом разрешения коллективного трудового спора является максимальное использование примирительных процедур, призванных предотвратить назревающий конфликт.
Примирительные процедуры - рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.
Процедура разрешения возможного трудового спора начинается с выдвижения требований работников и их представителей.
Требования, выдвинутые работниками и (или) представительным органом работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения), утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников.
Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих. Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов.
Требования работников излагаются в письменной форме и направляются работодателю.
Требования профессиональных союзов и их объединений выдвигаются и направляются соответствующим сторонам социального партнерства.
Работодатели обязаны принять к рассмотрению направленные им требования работников. Работодатель сообщает о принятом решении представительному органу работников организации.
Ни одна из сторон коллективного трудового спора не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах.
Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки влечет наложение административного штрафа.
Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом примирительных процедур. Примирительная комиссия представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, создаваемый представителями работодатели и работников. Примирительная комиссия формируется из представителей сторон на равноправной основе. В качестве представителей сторон могут выступать работники, как состоящие, так и не состоящие в штате организации.
Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон, оформляется протоколом, подписывается представителями сторон и членами примирительной комиссии, имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением.
Члены примирительной комиссии на время участия в разрешении коллективного трудового спора освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев в течение года.
Посредник для рассмотрения коллективного трудового спора привлекается по соглашению сторон при недостижении ими согласия в примирительной комиссии. Посредник может быть приглашен по предложениям сторон как независимо от Службы по урегулированию коллективных трудовых споров, так и па ее рекомендации.
Трудовой арбитраж создается в случае, если стороны заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений.
Трудовой арбитраж создается сторонами и Службой по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее трех рабочих дней с момента окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником.
Трудовые арбитры имеют право:
– запрашивать и получать от сторон необходимые документы по существу коллективного трудового спора;
– приглашать на заседания специалистов, компетентных в вопросах данного коллективного трудового спора;
– требовать от представителей сторон доведения решений трудового арбитра до сведения трудового коллектива;
– предлагать собственные возможные варианты разрешения коллективного трудового спора.
Участвующие в разрешении коллективного трудового спора представители работников, их объединений не могут быть в период разрешения коллективного трудового спора подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа.
Соглашение в ходе коллективного трудового спора может быть заключено сторонами на любом этапе переговоров. Это может быть соглашение по результатам работы примирительной комиссии, соглашение с участием посредника или соглашение о выполнении рекомендаций трудового арбитража.
Соглашение, достигнутое сторонами коллективного трудового спора в ходе разрешения этого спора, оформляется в письменной форме и имеет для сторон коллективного трудового спора обязательную силу. Контроль за его использованием осуществляется сторонами коллективного трудового спора.
Невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, влечет наложение административного штрафа. Административная ответственность в отношении другой стороны - работников или их представителей - в данном случае не установлена.