Принципиально новым подходом к интенсивной терапии септического шока является попытка прервать течение синдрома общего реактивного воспаления в разных звеньях его патогенеза. Этот новый принцип можно условно разделить на следующие методы и направления:
§ иммунотерапия с использованием антител против эндотоксина и его компонентов,
§ применение моноклональных антител против различных цитокинов,
§ подавление перекисного окисления клеток и тканей (эффекта кислородных радикалов) и увеличение антиоксидантной активности крови,
§ сокращение воспалительной реакции глюкокортикоидными гормонами и иммуномодуляторами,
§ удаление цитокинов, эйкосаноидов и других медиаторов агрессии методами гемофильтрации, сорбции и т.п.
Обнадёживающие результаты получены при использовании ингибитора NO-синтетазы L-NAME для ликвидации вызванной оксидом азота вазодилатации и улучшения гемодинамики при септическом шоке. По тому же принципу пытаются использовать в интенсивной терапии септического шока метиленовую синь. Она тормозит гуанилатциклазу, через которую N0 расслабляет сосудистую стенку, и внутривенное введение 2 мг/кг метиленовой сини в течение 30-90 минут повышало артериальное давление у больных с септическим шоком в среднем с 61 мм рт.ст. до 72 мм рт.ст..
Подавление перекисного окисления – важный раздел антимедиаторной терапии. Чётко показана эффективность в интенсивной терапии септического шока таких антиоксидантов, как витамины Е, ретинол, каротин, а также аллопуринол, ацетил-цистеин, глутатион и многие другие средства, повышающие антиоксидантную активность крови.
Применение стероидных гормонов при септическом шоке пока не даёт однозначных результатов, о чём свидетельствует анализ 49 публикаций по этой узкой проблеме. Мнения противоречивы и о дозах – высокие или низкие, и об эффективности, хотя установлено, что при грамотрицательной септицемии, эффективность глюкокортикоидных гормонов выше. Полагаем, что в ранней фазе септического шока, когда гиперчувствительность определяет медиаторный ответ, использование этих гормонов полезно в дозировках по самому максимальному уровню: не менее 20 мг/кг в пересчете на преднизолон. Положительные стороны этих препаратов: блокада иммуногенеза, ингибирование эндотоксина, пермиссивное действие на адренорецепторы и их деблокирование, стабилизация клеточных мембран (в том числе и альвеолокапиллярная мембрана при развитии острого повреждения легких).
Удаление медиаторов агрессии из организма пытаются осуществить с помощью гемодиализа, гемофильтрации и других методов детоксикации (подробности этих методов описаны в лекции о клинической физиологии сепсиса).
Наиболее близким к решению терапии медиаторного каскада является использование пентаглобина – препарат человеческого иммуноглобулина, обогащенных иммуноглобулином М. Основной эффект препарата – связь избытка эндотоксинов в циркулирующей крови, что обуславливает его эффективность на ранних стадиях септического шока. Стандартная дозировка – 600 мл раствора в течение 8 часов с последующим снижением дозы в 2-3 раза.
Определенные надежды возлагались на создание антител к цитокинам и медиаторам воспаления. Несмотря на привлекательность данного направления, реальных клинических препаратов не создано. Кроме того, не вполне понятно, есть ли необходимость полного подавления цитокинового ответа на инфект, что может снизить защитные качества медиаторов и спровоцировать обратную реакцию организма.
В плане селективного подавления TNF предлагается использование такого хорошо знакомого препарат, как пентоксифиллина (трентал). Дозировка рассчитывается как 5 мг/кг массы тела и вводится инфузионным путем. Экспериментальные данные свидетельствуют о таких эффектах, как подавление избыточного синтеза TNF (первичного медиатора септического каскада), увеличение миграции лимфоцитов и антиоксидантной активности препарата.
Оригинальной, хотя и не доказанной, идеей является использование метиленовой синего для снижения избытка оксида азота у больных с септическим шоком. Вводится в виде 1 % раствора из расчета 1 мг/кг массы тела. Возможный механизм – ингибирования гуанилатциклазы и снижение циклического ГМФ, что позволяет восстановить нормальный сосудистый тонус.