В притчах Соломона читатели убеждаются направить стопы на путь праведности и святости. Этот путь является единственно верным путем, ведущим к Богу. Человек, стремящийся к праведности и святости, еще здесь, на земле начинает получать воздаяние. «Стезя праведных, как светило лучезарное, которое более и более светлеется до полного дня» (Притч. 4, 18). «Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно» (Притч. 10, 9). Согласно учению книги Притчей путь к мудрости начинается с труда и воздержания во всем. Хозяйственность восхваляется как добродетель, а лень порицается. «Ленивец зимою не пашет: поищет летом – и нет ничего» (Притч. 20,4). «Не люби спать, чтобы тебе не обеднеть; держи открытыми глаза твои, и будешь досыта есть хлеб» (Притч. 20,13). Читатель призывается к справедливости и к милосердию. «Всякий день он сильно алчет, - говорится про бедняка, - а праведник дает и не жалеет» (Притч. 21, 26). «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» (Притч 19, 17). Благотворить надо не только врагам, но и друзьям. «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, (делая сие), ты собираешь горящие уголья на голову его, и Господь воздаст тебе» (Притч. 26, 21-22). Это высказывание в сокращенном виде цитируется апостолом Павлом в Послании к Римлянам 20, 12: «Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты собираешь ему на голову горящие уголья». И далее следует комментарий Апостола: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром».
Наставления о семейной жизни и воспитании детей
Значительное место уделяется в книге вопросам семейной жизни и воспитания детей. Особенно подчеркивается, что счастливый брак - дар Божий. «Дом и имение – наследство от родителей, а разумная жена – от Господа» (Притч. 19, 14). Автор выступает против грехов, разрушающих семью, таких как пьянство и прелюбодеяние. «У кого вой? У кого стон? У кого ссоры? У кого раны без причины? У кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать (вина) приправленного» (Притч. 23, 29-30). «Блудница – глубокая пропасть, и чужая жена – тесный колодезь; она, как разбойник, сидит в засаде и умножает среди людей законопреступников» (Притч. 23, 27 – 28). «Не смотри на вино, как оно краснеет, как искрится в чаше ..., впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты» (Притч. 23, 31 – 34). Он рассматривает семью как залог благополучия на земле. Тех, кто не заботится о сохранении и упрочении семьи, автор усовещивает, указывая на страх перед Богом и человеческим осуждением.
В учение о семье органично вписываются предписания касательно воспитания детей. Одни наставления делаются родителям, другие детям. Дается совет заботится о воспитании юноши «при начале пути его».
«Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притч. 22, 6).
Необходимой воспитательной мерой для блага ребенка и его родителей авторы притчей видят наказания.
«Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына, а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притч. 13, 24).
«Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него» (Притч. 22, 15).
«Не оставляй юноши без наказания, если накажешь его розгою, он не умрет» (Притч. 23, 13).
«Розга и обличение дают мудрость, но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери. Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой и доставит радость душе своей» (Притч. 29, 15-17).
Наставлениями детям следует считать следующие высказывания: «Глупый пренебрегает наставлениями отца своего, а кто внимает обличениям, тот благоразумен» (Притч. 15, 5).
«Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою» (Притч. 15, 20).
«Глупый сын – горе для отца…, досада отцу своему и огорчение для матери своей» (Притч. 17, 21, 25).
«Глупый сын - сокрушение для отца своего» (Притч. 19, 13).
«Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны» (Притч. 30, 17).
«Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы» (Притч. 20, 20). То есть, злословящего родителей наказывает не только Бог, но такой человек и сам себя наказывает, потому что почитание родителям и следование их советам выручает из любой беды.
Правильное воспитание в семье приносит добрый плод родителям: умножение рода и почитание со стороны детей (Притч. 17, 6).
Наставления о дружбе и отношениях между друзьями
В книге Притчей Соломона встречается немало наставлений о дружбе и отношениях между друзьями.
«Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным, - и бывает друг, более привязанный, нежели брат» (Притч. 18, 25).
«Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастия» (Притч. 17, 17).
Вместе с тем, делается предостережение: «Не учащай входить в дом друга твоего, чтобы он не наскучил тобою и не возненавидел тебя» (Притч. 26, 17).
Наставления о власти и о качествах правителя
В книге Притчей уделяется внимание и учению о власти. Власть должна опираться на премудрость. «У меня совет и правда: Я разум, у меня сила. Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду» (Притч. 8, 15 – 16), - говорится от имени Премудрости. Идеальная власть должна быть, по воззрениям автора, прежде всего справедливой.
«Кто говорит виновному: «ты прав», того будут проклинать народы, того будут ненавидеть племена» (Притч. 24, 24).
«Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного – оба мерзость пред Господом» (Притч. 17, 15).
Царь должен выслушивать правду из уст вельмож, даже, если она ему неприятна. «Нехорошо и обвинять правого и бить вельмож за правду» (Притч. 17, 26) Носитель власти есть защитник обездоленных. Характерно, что одно из имен Божиих, встречающихся в книге, - «Защитник сирот» (Притч. 23, 11).