Наиболее существенная связь у логистики с маркетингом. Выделим следующие задачи, решаемые на производственном предприятии службой маркетинга:
· Анализ окружающей среды и рыночные исследования;
· Анализ потребителей;
· Планирование товара, определение ассортиментной специализации производства.
· Планирование услуг, оптимизация рыночного поведения по наивыгоднейшему сбыту услуг.
Третья и четвертая задача решается совместно со службой логистики.
Логистика и планирование производства. Служба логистики тесно взаимодействует с планированием производства. Это обусловлено тем, что производство зависит о своевременной доставке сырья, материалов, комплектующих частей в определенном количестве и определенного качества. Соответственно, служба логистики должна участвовать в принятии решений о запуске продукции в производство, так обеспечивать производство ресурсами придется ей. И с другой стороны, логистика взаимодействует с производством в процессе организации сбыта готовой продукции.
Логистика и финансы. Деятельность по управлению материальными потоками на предприятии, как правило, сопряжена с большими расходами. Соответственно деятельность службы логистики тесно связана с деятельностью службы финансов. Например, определяя оптимальные объемы запасов, служба логистики, естественно, будет исходить не только из экономических расчетов, но и из реальных финансовых возможностей предприятия. Совместные решения служб логистики и финансов принимаются также при закупках оборудования для обеспечения логистических процессов. Совместно осуществляются контроль и управление транспортными, а также складскими затратами.
Логистика и стратегическое планирование. Вопросы логистики должны включаться в общий бизнес-план предприятия. Схема бизнес-планирования: анализ рынка, определение политики, оценка альтернатив, определение стратегии, составление бизнес-плана.
Компании зачастую не включают логистику в корпоративное планирование и, соответственно, недополучают прибыль. Причина заключается в динамичной сущности процесса управления материальными потоками. Логистику в этих предприятиях часто отождествляют со снабжением, трактуют как краткосрочный фактор и мало соотносят с долгосрочным планированием.
Логистика является как краткосрочным, так и долгосрочным фактором, различия между которыми сложно установить в связи с ее высокой динамичностью. Однако размеры финансовых и материальных затрат на логистику, а также степень ее влияния на конкурентоспособность предприятия требуют четкого установления такого различия и там, где необходимо введение элементов логистики в общий бизнес-план.
Задание. Опишите взаимосвязь логистики с различными службами предприятия (на примере конкретного предприятия).