Конспект лекций по предмету "Правоведение"


Конституционное строение системы органов государственной вла­сти в Российской Федерации

Российская Федерация осуществляет свою государствен­ную власть че­рез Президента РФ и систему го­сударственных органов. Го­сударственный орган - это элемент государст­венного меха­низма, образуемый в установ­ленном Конституцией и за­коном порядке и наделенный властными полно­мочными. Следует отметить, что ак­тами законодательства о выборах статус Президента для удобства формулирования положений законов также отнесен к государственным органам.
Государственные органы в РФ в целом составляют сис­тему, объеди­няющую федеральные и регио­нальные органы власти, осуществ­ляющие в присущих им формах функции единой государственной власти. Она опре­де­ляется федеративным устройством России, ее государственной целост­ностью и производна от полновластия многонационального народа РФ и его права формировать государственные органы.
Система государственной власти в РФ обусловливает единство следую­щих принципов организации и деятельности государственных органов.
· Формирование государственных органов народом или от его имени. В соответствии со ст. 3 Конституции РФ народ осуще­ствляет свою власть, в част­ности, через органы государствен­ной власти. Путем выборов народ фор­мирует федеральные и региональные представительные органы, избирает Прези­дента РФ.
· Самостоятельность органов законодательной, исполни­тельной и су­деб­ной власти. Этот принцип прямо установлен в ст. 10 Конституции РФ. Со­гласно этому принципу, каждый госу­дарственный орган - как РФ, так и ее субъектов - обладает собственной компетенцией, в которую не должны втор­гаться другие государственные органы и дол­жностные лица. Выход государ­ственного органа за пределы своей компетенции означает, как правило, вторжение в ком­петенцию другого государственного органа и нару­шение его самостоятельности.
· Территориальная организация органов государственной власти. Этот принцип обусловлен значительной территорией и федеративным уст­ройством России. Чтобы обеспечить эффективное осуществление власти на всей терри­тории РФ, федеральная Конституция предусматривает, что госу­дарственная власть осущест­вляется как федеральными органами и их терри­тори­альными органами, так и в субъектах РФ, образуемыми ими органами.
· Разграничение предметов ведения и полномочий между органами госу­дарственной власти.Смысл этого принципа со­стоит в том, что по во­про­сам федерального значения решения должны приниматься федеральными орга­нами. По вопросам, относящимся к предметам совместного ведения Рос­сийской Федерации и ее субъектов, решения могут приниматься как феде­ральными, так и региональными органами. По вопро­сам, имеющим регио­нальное значение, решения принимают­ся органами власти субъектов РФ (ст. ст. 71-73 Конституции РФ).
· Законность в деятельности органов государственной влас­ти. Этот прин­цип означает строгое и неуклонное соблюдение Конституции РФ и за­конов в работе каждого государственного органа и его должностных лиц. Он закре­плен в ст. 15 Консти­туции РФ, обязывающей все государственные ор­ганы, всех дол­ж­ностных лиц соблюдать Конституцию РФ и федеральные за­коны.
· Осуществление своих полномочий для реализации прав и свобод чело­века и гражданина. Статья 18 Конституции РФ уста­навливает, что права и сво­боды человека и гражданина опре­деляют деятельность законода­тельной и исполнительной власти и обеспечиваются правосудием. Это озна­чает, что при­оритетной целью деятельности любого государственного органа и долж­ност­ного лица должна быть реализация прав и свобод человека и гра­жда­нина, а не обслуживание ведом­ственных интересов.
· Употребление национальных языков наряду с русским. Статья 26 Кон­ституция РФ за­крепляет право каждого на пользование род­ным языком. Это поло­же­ние гарантируется правом республик в составе РФ устанавливать свои го­судар­ственные языки, которые в органах государственной власти рес­публик исполь­зуются наряду с русским языком - государственным языком РФ (ст. 68 Конституции РФ).
Согласно ст. 11 Конституции РФ государственную власть в РФ осуще­ств­ляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государ­ствен­ная Дума), Прави­тельство РФ, федеральные суды. Государственную власть в субъектах РФ осу­ществляют образуемые ими органы государствен­ной власти.
Президент РФ занимает в системе государственной влас­ти в РФ особое ме­сто. В соответствии со ст. 80 Конституцией РФ он является главой го­су­дарства. Как глава государ­ства Президент РФ представляет Россию внутри страны и в ме­ждународных отношениях.
Президент России является гарантом Конституции, прав и свобод чело­века и гражданина, в установленном Конституци­ей порядке принимает меры по ох­ране суверенитета РФ, ее независимости и государственной цело­стно­сти, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие орга­нов государственной власти. Президент в соответствии с Конституцией и фе­деральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 81 Конституции РФ Президент РФ избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеоб­щего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.[12] Из­бранным счи­тается зарегистрированный кандидат в Президенты, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосо­ва­нии. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.
Конституция РФ не предусматривает должности вице-президента. «Вто­рым» лицом в государстве является Председатель Правительства РФ.
Президент не отнесен Конституцией РФ к какой-либо ветви власти. Но его пол­номочия и характер взаимоотношений с другими должностными ли­цами и ор­ганами государствен­ной власти оказывают непосредственное влия­ние на их деятельность. В частности, Президент имеет право принимать ре­шения об от­ставке Правительства, назначать федеральных министров, судей федераль­ных судов, в установленных Кон­ституцией РФ случаях распускать Государст­венную Думу.
Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Во­оружен­ными Си­лами РФ, может в установленных случаях вводить на всей террито­рии России или ее части военное или чрезвычайное положение. В этом каче­стве он утвер­ждает во­енную доктрину РФ, назначает и освобождает высшее ко­ман­дование Российских Вооруженных Сил, присваивает высшие воинские звания.
Президент РФ назначает и отзывает дипломатических предста­вителей РФ, решает вопросы гражданства РФ, награж­дает государственными награ­дами и присваивает почетные звания РФ, осуще­ствляет поми­лование и иные полно­мочия, предоставленные ему Консти­туцией РФ и федеральными зако­нами.
Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его от­ставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять при­над­лежащие ему полномочия или отрешения от должности. Во всех слу­чаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их вре­менно исполняет Председатель Правительства РФ. Исполняющий обя­занно­сти Прези­дента не имеет права распускать Государ­ственную Думу, назначать референ­дум, а также вно­сить пред­ложения о поправках и пересмотре поло­жений федеральной Конституции.
Федеральное Собрание - парламент РФ является предста­вительным и за­конодательным органом РФ (ст. 94 Конститу­ции РФ), состоящим из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы (ч. 1 ст. 95 Конститу­ции РФ).
Федеральное Собрание - по­стоянно действующий орган, представитель­ный характер которого означает, что он состоит из граждан, избранных наро­дом.
В соответствии с ч. 3 ст. 95 Конституции РФ в Государственную Думу избирается гражданами РФ 450 депутатов на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина РФ в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе прину­ждать граждан к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать их свободному волеизъявлению.
Кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов и избираются по федеральному избира­тельному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы.
Выдвижение кандидатов в депутаты Государственной Думы на основа­нии положений ФЗ от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Госу­дарственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в ред. от 19 июля 2009 г.) в составе федеральных списков кандидатов осуществля­ется политическими партиями, имеющими в соответствии с ФЗ от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» (в ред. от 17 декабря 2009 г.) право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать списки кандида­тов.[13]
Исходя из содержания ч. 1 ст. 96 Конституции РФ Государственная Дума избирается сроком на пять лет.[14] Де­пу­татом Государственной Думы мо­жет быть избран гражданин Российской Феде­рации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Одно и то же лицо не может одно­временно являться членом Совета Федера­ции и депута­том Государственной Думы. Депутат Го­сударственной Думы не может быть депутатом иных пред­ставительных органов государственной власти и органов ме­стного само­управления.
В соответствии с ч. 2 ст. 95 Конституции РФ Совет Федерации форми­руется из представителей субъек­тов РФ - по од­ному от законодательного (представительно­го) и высшего исполнительного ор­гана государственной вла­сти каждого субъекта РФ. При этом законода­тельный орган может из­брать своего представителя самостоятельно, в то время как ре­шение о назна­чении представителя от исполни­тельного органа вступает в силу только в том случае, если две трети от общего числа депута­тов законодатель­ного ор­гана не проголосуют против этого назначения. Пол­номочия членов Со­вета Федерации могут быть прекращены досрочно избрав­шим (назначившим) их органом.
Назначение Федерального Собрания как законодательно­го органа со­стоит в том, что одна из его палат - Государствен­ная Дума - принимает, а другая - Со­вет Федерации - одоб­ряет принятые федеральные законы. Совет Федерации не имеет права сам принимать законы.
Государственная Дума может быть распущена Президен­том РФ, если пред­ло­женная им кандидатура Председателя Пра­вительства РФ трехкратно отклоня­ется (причем кандидатурой все три раза может быть одно лицо), а также, если выра­жается недоверие Правительству. В случае роспуска Госу­дарственной Думы Президент РФ назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Госу­дарст­венная Дума собралась не позднее чем через четыре ме­сяца с момента ее рос­пуска. Государственная Дума не может быть распущена с момента вы­движения ею обвине­ния против Президента РФ до принятия со­ответствующего реше­ния Со­ветом Федерации, а также в период действия на всей территории РФ военно­го или чрезвычайного положения и в течение шести месяцев до окончания срока полномо­чий Президента РФ.
Возможность роспуска Совета Федерации Конституция РФ не преду­сматривает.
Палаты Федерального Собрания заседают раздельно. Для повышения эф­фективности своей деятельности каждая из палат Федерального Собрания обра­зует из числа своих членов (депутатов) комитеты и комиссии.
Правительство РФв соответствии со ст. 110 Кон­сти­туции РФ осуще­ствляет исполнительную власть в РФ. Оно является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ.
Правительство состоит из Председателя Правительства, его заместите­лей и федеральных министров, назначаемых и освобождаемых от должности Прези­дентом РФ. Освобождение от должности Председателя Правительства РФ вле­чет за собой отставку всего Правительства.
Правительство разрабатывает федеральный бюджет и обес­печивает его ис­полнение; обеспечивает проведение в РФ единой финансовой поли­тики; единой государственной политики в области культуры, науки, образо­вания, здравоохранения, социального обеспечения, эколо­гии; управляет фе­дераль­ной собственностью; осуществляет иные полномочия, воз­ложенные на него Конституцией Рос­сии, федеральными законами и указами Президента РФ.
Правительство может подать в отставку, которая принимает­ся или от­клоня­ется Президентом РФ. Перед вновь избран­ным Президентом Прави­тельство слагает свои полномочия.
Руководство отдельными отраслями государственной, хозяйственной, соци­ально-культурной жизни осуществляют федеральные органы исполни­тельной власти: министерства, комитеты, службы, агентства. Положения об этих орга­нах ут­верждаются либо Президентом РФ, либо Правительством РФ. Их структура и полномочия призваны обеспечить реализацию норм Конститу­ции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ и постанов­лений Правитель­ства РФ.
Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, администра­тивного и уголовного судопроиз­водства (ст. 118 Конститу­ции РФ). Создание чрезвычайных судов не допускается.
Судами субъектов РФ считаются их конституционные (в республиках) и ус­тавные (в других субъектах РФ) суды, а так­же мировые судьи, являющиеся су­дами общей юрисдикции. Все остальные суды в РФ отно­сятся к фе­дераль­ным судам.
Конституционный Суд РФ является постоянно действующим са­мостоя­тельным судебным органом конституционного контроля. Он состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по пред­ставле­нию Пре­зидента РФ. Конститу­ционный Суд вправе осуществлять свою дея­тельность при нали­чии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.
Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Кон­ституции фе­де­ральных законов; нормативных актов Президен­та и Правительства, Совета Фе­дерации и Государственной Думы; нормативных актов субъектов РФ; до­гово­ров между орга­нами государственной власти РФ и ее субъектов; не всту­пивших в силу международных договоров РФ; разре­шает споры о компетен­ции между федеральными органа­ми государственной власти; между орга­нами государственной власти РФ и ее субъектов, между высшими государ­ственными органами субъектов РФ; дает толкова­ние Конституции; по жало­бам граждан и по запросам судов про­веряет конституци­онность закона, при­мененного или под­лежащего примене­нию в конкретном деле (ст. 125 Кон­ституции РФ).
Конституционный Суд не является вышестоящей инстан­цией по отноше­нию к конституционным (уставным) судам субъектов РФ и каким-либо иным судам. Он решает исключи­тельно вопросы права и при осуществ­лении консти­туционно­го судопроизводства должен воздерживаться от уста­новления и ис­следования фактических обстоятельств дела во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных орга­нов. Решения Конституционного Суда окончательны, не под­лежат обжалованию, вступают в силу немедленно после провозглашения, действуют непосредственно и не требуют подтвержде­ния другими органами и должностными лицами.
Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по граждан­ским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам об­щей юрис­дикции, осуществляет судебный контроль за их деятельностью, дает разъясне­ния по вопросам судебной практики (ст. 126 Конституции РФ). Он является вышестоящей инстанцией по отношению к вер­хов­ным судам респуб­лик, краевым (областным) судам, судам го­родов феде­рального значе­ния, судам автономной области и ав­тономных округов, воен­ным судам воен­ных округов, флотов, видов и групп войск.
Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом но ре­шению экономических и иных дел (споров), рассматриваемых арбит­ражными судами (в основном между юридическими лицами), осуществляет судебный контроль за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам су­дебной прак­тики (ст. 127 Конституции РФ). Высший Арбитражный Суд РФ яв­ляется выше­стоящей инстанцией по отношению к иным арбитражным су­дам РФ.
Судьи конституционного, Верховного и Высшего Арбитражных Судов РФ назначаются Советом Федерации по пред­ставлению Президента РФ.
Система органов государственной власти субъектов РФ согласно ч. 1 ст. 77 Конституции РФ устанавливается ими самосто­ятельно в соответствии с осно­вами конституционного строя РФ и ФЗ от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принци­пах организа­ции законодательных (представительных) и исполни­тельных орга­нов государственной власти субъектов Российской Фе­дерации» (в ред. от 17 декабря 2009г., с изм. и доп., вступающими в силу с 01 января 2010 г.). Она включает в себя, как правило, президента (в рес­публике в составе РФ); законодательный (представительный орган думу или собра­ние; органы ис­полнительной власти (правительство, министерства). Субъ­екты РФ могут (но не обязаны) создавать свои конституционные (уставные) суды. По своему статусу, полномочиям, по­рядку образования и де­ятельности органы государ­ственной власти субъектов РФ во многом напоминают феде­ральные органы государственной власти.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.