Возникновение денег и их эволюция. Сущность и функции денег
Деньги – это продукт исторического развития от продукта обмена через товарообмен и до товарного обращения.
Т – Т' → Т – Д – Т' → Д – Т – Д'
Деньги– это особый товар, выступающий в роли всеобщего эквивалента.
Причины возникновения денег:
- необходимость обмена результатов труда
- необходимость сокращения издержек обращения
Недостатки бартера :
- затруднен поиск контрагента;
- трудно выполняется требования равенства ценность обмениваемых товаров;
- необходимость одновременно совершать сделки купли – продажи.
Существует две теории возникновение денег:
- теория общественного договора – деньги продукт соглашения людей;
- эволюционно-хозяйственная теория – деньги возникли как результат экономических отношений.
Формы стоимости:
- Простая : 1 овца = 1 корова
- Расширенная : 1 овца = 1 корова = 2 козы = 4 курицы
- Всеобщая : 1 овца = 1 корова
- 2 козы
- 4 курицы
- Денежная
- Электронная
Этапы развития денежного обращения:
1. Товарный - деньги существуют в виде товаров
2. Металлический
3. Бумажный
4. Электронный (виртуальные)
Требования предъявляемые к деньгам:
- стоимость денег должна быть стабильна
- деньги должны быть портативны
- деньги должны быть прочными
- деньги должны быть однородными, равного достоинства
- деньги должны быть легко узнаваемыми, защищены от подделок
- деньгам должна быть присуща делимость
Особенности денег :
- Выражают ценность любого товара и труда
- Являются абсолютно ликвидным средством
- Являются предметом всеобщей потребности
Функции денег:
- Мера стоимости – товары и услуги измеряют свою стоимость в деньгах.
- Средство обращения – деньги выполняют роль посредника в процессе товарного обмена.
- Деньги выступают средством накопления (сокровищ).
- Деньги как средство платежа, т.е. используются для реализации товаров в кредит.
- Мировые деньги, заключаются в том, что деньги являются не только национальной валютой, но и средством обращения.
Теории денег :
1. Металлическая (представители: меркантилисты, Маркс, Менгер) – деньги отождествляются с благородными металлами.
2. Номинальная (представитель: Беркли) – деньги не имеют самостоятельной ценности, а являются лишь условными счетными единицами.
3. Количественная (представители: Юм, Монтескье) - ценность денег находиться в обратной зависимости от их количества (больше денег – меньше их стоимость).
MV = PQ – уравнение Фишера
где, M – это количество денег в обращение.
V – средняя скорость обращения одной денежной единицы в год.
P – это средний уровень цен.
Q – это количество товаров проданных в год.
4. Теория регулируемой валюты (представитель: Кейнс) - синтез номинальной и количественной теории, количество денег может регулироваться государством.
Денежный рынок. Классификация денег и структура денежной массы
Производство денег – это эмиссия.
Основные элементы денежного рынка:
- предложение денег
- спрос на деньги
- цена денег
Ценой на деньги является ставка судного капитала.
Спрос на деньги – включает спрос на деньги для сделок и спрос на деньги, как средство накопления и форм во всех секторах экономики.
Изменение в ценности денег зависит от изменения затрат на производство товаров и услуг и от изменения количества денег.
Цена – это выраженная в деньгах стоимость товара, по которой данных товар реализуется на рынке.
Деньги по своей форме бывают:
- наличные
- безналичные
Совокупность этих денег составляет денежную массу.
К – кредитные ( банкноты, векселя, чеки ).
Р – реальные ( бумажные деньги ).
Деньги обладают очень важным качеством – ликвидностью.
Денежные агрегаты :
- М0 – наличные деньги
- М1 – М0 + чековые вклады, вклады до востребования
- М2 – М1 + небольшие срочные вклады
- М3 – М2 + крупные срочные вклады
- М4 – М3 + вклады в иностранной валюте
Денежное обращение - это движение денег, обеспечивающая кругооборот товаров и услуг.
Количество денег необходимое для денежного обращения определяется :
КД = (СЦ – К + П – ВП) / О ,
где, КД – количество денег необходимое для денежного обращения
СЦ – сумма цен товаров
К – сумма цен товаров проданных в кредит
П – сумма цен товаров, платежи по которым уже поступили
ВП – сумма взаимопогашающих товаров
О – средняя скорость обращения одной денежной единицы.
Денежно-кредитная система
Денежная система – это исторически сложившаяся форма организации денежного обращения, установленная государством в определенной стране.
Элементы денежной системы :
- Национальная денежная единица
- Масштаб цен
- Форма наличных денег
- Порядок эмиссии денег
- Регламентация безналичного оборота
- Государственные органы, осуществляют регулирование денежного обращения
Полноценные денежные системы впервые сформировались в XVI-XVII вв Логика построения систем была направлена на сокращение тех трансакционных издержек, которые возникают в сфере обмена. Чем меньше ресурсов отвлекается на содержание денежного хозяйства, тем устойчивей система.
Выделяют 2 типа денежных систем:
1. Система металлического обращения - выделяли монометаллизм и биметаллизм.
2. Система кредитно-бумажных денег
Экономические и правовые основы деятельности банковской системы РБ определены законом РБ «О банках и банковской деятельности в РБ » , законом РБ «О Национальном банке РБ» , другими законодательными и нормативными актами , действующими на территории РБ .
Экономическая теория и банковская практика выделяют два основных типа построения банковской системы –
o одноуровневую - преобладание горизонтальных связей между банками, а также универсализацию операций банков и их функций.
o двухуровневую
Банковская система Беларуси состоит из двух уровней: центральный банк, Национальный банк Беларуси (НББ) – на высшем уровне и коммерческие банки – на низшем.
Банковским кодексом Республики Беларусь основные цели деятельности Национального банка сформулированы следующим образом:
o защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, его покупательной способности и валютного курса;
o развитие и укрепление банковской системы страны;
o обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.
Функции Национального банка Республики Беларусь:
¾ разработка и проведение совместно с Правительством Республики Беларусь единой денежно-кредитной политики;
¾ эмиссия денег и ценных бумаг Национального банка;
¾ рефинансирование банков;
¾ регулирование денежного обращения и кредитных отношений;
¾ валютное регулирование и валютный контроль;
¾ организация функционирования системы межбанковских расчетов;
¾ выполнение функции финансового агента, кредитора и консультанта Правительства и местных органов власти по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов.
По территории банки подразделяются на международные, национальные, региональные и межрегиональные.
По характеру собственности банки подразделяются на государственные, банки с участием государственного капитала, частные, акционерные, банки с участием иностранного капитала, иностранные, муниципальные.
По отраслевому признаку банки могут быть сельскохозяйственными, промышленными, торговыми, строительными, коммунальными, банками связи и т.д.
По набору банковских услуг различаются универсальные и специализированные банки.
По функциональным признакам банки подразделяются на эмиссионные, ипотечные, инвестиционные, депозитные, биржевые, трастовые, ссудосберегательные, внешнеторговые, учетные, клиринговые, специальные.
По срокам выдаваемых ссуд банки подразделяются на банки долгосрочных вложений (инвестиционные) и банки краткосрочных вложений (в текущую деятельность, текущие активы).
Банковские услуги, прежде всего, можно подразделить на специфические и неспецифические услуги.
Специфическими услугами является все то, что вытекает из специфики деятельности банка как особого предприятия. К традиционным (специфическим) услугам относятся три вида выполняемых ими операций:
- депозитные операции связаны с помещением денежных средств клиентов в банк во вклады (депозиты).
- кредитные операции (основные операции банка)
- расчетные операции - выступает посредником между продавцами и покупателями, между предприятиями, налоговыми органами, населением, бюджетом.
К дополнительным операциям относятся валютные операции, операции с ценными бумагами, операции с золотом, драгоценными металлами и слитками.
В состав нетрадиционных банковских услуг входят все другие услуги. Их достаточно много, в том числе: посреднические услуги, услуги, направленные на развитие предприятия (внедрение на биржу, размещение акций, юридическая помощь, информационные услуги и т. п.), предоставление гарантий и поручительств, доверительные операции (включая консультации и помощь в управлении собственностью по поручению клиента), бухгалтерская помощь предприятиям, представление клиентских интересов в судебных органах, услуги по предоставлению сейфов и др.
Тема 12: Финансовый сектор экономики и основы его функционирования
1. Финансовая система
2. Государственный бюджет
3. Бюджетный дефицит
Финансовая система
Финансовая система – это совокупность финансовых отношений и комплекса кредитно-финансовых учреждений, используемых государством в целях регулирования фондов денежных средств.
Финансовые отношения – такие отношения, при которых происходит распределение и перераспределение стоимости созданного в обществе продукта.
Функции финансовой системы:
¾ Распределительно-перераспределительная
¾ Контрольная
¾ Стимулирующая
Основными структурными звеньями общегосударственной финансовой системы являются:
¾ Государственный бюджет
¾ Государственный и коммерческий кредит
¾ Социальное страхование
¾ Финансовые рынки – совокупность рыночных институтов, обеспечивающих движение денежных средств от собственников к заемщикам.
Рисунок 20 - Финансовый рынок
Общими особенностями современных финансовых систем можно назвать: обязательность использования денежной формы; повсеместность использования формы государственного бюджета; наличие неэквивалентности в обмене.
Основными уровнями современных финансовых систем считаются:
1) финансы государства;
2) финансы предприятий и фирм;
3) финансы домашних хозяйств.
Государственный бюджет
Основное звено общегосударственной финансовой системы — госбюджет.
Бюджет (англ. budget — сумка) вообще — это роспись денежных доходов и расходов государства, территориальных образований, домохозяйств и т.д.
Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, который используется правительством для содержания государственного аппарата и выполнения функций государства.
В крупных государствах существует бюджетная система, под которой понимается совокупность как общегосударственного бюджета, так и бюджетов административно-территориальных единиц (областей и т. п.). В целом же эти бюджеты составляют консолидированный бюджет страны.
Основные функции государственного бюджета следующие:
• перераспределение национального дохода распределение денежных поступлений через различные каналы);
• стабилизирует процесс общественного воспроизводства;
• осуществление социальной политики;
• осуществление научно-технической политики.
Бюджетная система того или иного государства образуется в зависимости от социально-экономических, правовых и других особенностей развития страны.
Основными принципами, на базе которых строятся и функционируют бюджетные системы, являются:
• единство элементов бюджетной системы;
• разграничение доходной и расходной частей бюджета;
• принцип покрытия расходов доходами бюджета;
• принцип адресности бюджетополучателя.
Бюджет имеет свою структуру, основными составляющими которой служат расход и доход государства.
Расходная часть бюджета подразделяется на расходы:
¾ на содержание государственного аппарата,
¾ оборону,
¾ социально-экономические цели,
¾ стимулирование внешнеэкономической деятельности
¾ обслуживание государственного долга и т.п.
Бюджетные ассигнования носят целевой характер и, как правило, невозвратны. Так, предоставление бюджетных средств называется бюджетным финансированием, поскольку данное расходование средств отличается от банковского кредита.
Одна из особенностей госбюджета РБ — бюджетные субсидии аграрному сектору республики. Они имеют социальную, политическую и экономическую направленность.
Доходы бюджета в большинстве стран подразделяются по источникам:
¾ поступления от налогов и сборов,
¾ от государственных предприятий и имуществ,
¾ поступлений от приватизации государственной собственности,
¾ от займов,
¾ доходов от реализации других ценных бумаг, лотереи и т.д.
Налог — это обязательный взнос в бюджет или внебюджетный фонд, который осуществляется плательщиком в установленном законом порядке.
Налоги выполняют три основные функции:
¾ фискальную;
¾ регулирующую;
¾ социальную.
Налоги бывают прямые и косвенные.
К прямым налогам относятся подоходный налог, налог на прибыль.
Косвенные налоги в отличие от прямых представляют собой все разновидности (акцизы, таможенные пошлины и др.) надбавок к цене готового продукта. Плательщиком косвенных налогов являются потребители готовой продукции.
Норма налогов определяется налоговой ставкой. Налоговая ставка — это единица размера налогообложения.
Совокупность взимаемых государством налогов (прямых и косвенных), а также форм и методов их построения образуют налоговую систему государства (рисунок).
Как свидетельствует мировой опыт, налоговая система в современных условиях должна стимулировать научно-технический прогресс, структурную перестройку основного производства, развитие предпринимательства и т. п. В то же время она не должна способствовать развитию монополизма, росту издержек, спекуляции.
Политика государства, которая воздействует на макроэкономику посредством величины и структуры государственных расходов, а также системы налогообложения, называется фискальной политикой.
Рисунок 21 - Налоговая система государства
К бюджету также относятся внебюджетные фонды, которые количественно не всегда включаются в состав бюджета, однако по принципу распределения и использования они равнозначны бюджетным расходам государства. Внебюджетные фонды находятся в распоряжении центральных и местных органов власти, группируясь по определенному целевому назначению. По мере усложнения хозяйственных связей их число увеличивается.
Внебюджетные фонды расширяют возможности государственного регулирования экономикой.
Бюджетный дефицит
Бюджетный процесс предполагает балансирование (выравнивание) государственных расходов и доходов.
При несбалансированности возникает дефицит (профицит) госбюджета.
Бюджетный дефицит – это сумма, на которую ежегодные расходы бюджета превосходят его доходы.
Причины бюджетного дефицита:
- возрастание роли государства в различных сферах жизни, расширение функций.
- осуществление крупных государственных программ развития экономики;
- спад экономики;
- милитаризация экономики;
- стихийные бедствия и другие чрезвычайные обстоятельства.
Различают следующие виды бюджетных дефицитов:
Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости (т. е. в условиях естественного уровня безработицы). Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.
Реальный дефицит (фактический) – это дефицит, причина которого спад производства.
Циклический дефицит госбюджета – это разность между реальным (фактической величиной бюджетного дефицита) и структурным дефицитами, является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики.
Активный дефицит – возникает вследствие сознательных действий правительства.
Пассивный дефицит – возникает вследствие изменения экономической ситуации в стране.
Важнейшим условием финансирования (покрытия) бюджетного дефицита стал государственный кредит.
Под государственным кредитом понимается вся совокупность финансово-экономических отношений, при которых государство выступает в качестве заемщика или кредитора.
Основная форма государственного заимствования финансовых ресурсов – это выпуск государственных займов. Государство временно привлекает свободные денедные средства населения, банков, страховых и промышленных компаний.
Государственный долг подразделяется на:
o внутренний
o внешний
o краткосрочный (до 1 года),
o среднесрочный (от 1 до 5 лет),
o долгосрочный (свыше 5 лет).
Тема 13: Мировая экономика и