Конспект лекций по предмету "Экономическая теория"


Денежно-кредитная система

Возникновение денег и их эволюция. Сущность и функции денег
Деньги – это продукт исторического развития от продукта обмена через товарообмен и до товарного обращения.
Т – Т' → Т – Д – Т' → Д – Т – Д'

Деньги– это особый товар, выступающий в роли всеобщего эквивалента.

Причины возникновения денег:
- необходимость обмена результатов труда
- необходимость сокращения издержек обращения

Недостатки бартера :
- затруднен поиск контрагента;
- трудно выполняется требования равенства ценность обмениваемых товаров;
- необходимость одновременно совершать сделки купли – продажи.

Существует две теории возникновение денег:
- теория общественного договора – деньги продукт соглашения людей;
- эволюционно-хозяйственная теория – деньги возникли как результат экономических отношений.

Формы стоимости:
- Простая : 1 овца = 1 корова
- Расширенная : 1 овца = 1 корова = 2 козы = 4 курицы
- Всеобщая : 1 овца = 1 корова
- 2 козы
- 4 курицы
- Денежная
- Электронная

Этапы развития денежного обращения:
1. Товарный - деньги существуют в виде товаров
2. Металлический
3. Бумажный
4. Электронный (виртуальные)

Требования предъявляемые к деньгам:
- стоимость денег должна быть стабильна
- деньги должны быть портативны
- деньги должны быть прочными
- деньги должны быть однородными, равного достоинства
- деньги должны быть легко узнаваемыми, защищены от подделок
- деньгам должна быть присуща делимость
Особенности денег :
- Выражают ценность любого товара и труда
- Являются абсолютно ликвидным средством
- Являются предметом всеобщей потребности

Функции денег:
- Мера стоимости – товары и услуги измеряют свою стоимость в деньгах.
- Средство обращения – деньги выполняют роль посредника в процессе товарного обмена.
- Деньги выступают средством накопления (сокровищ).
- Деньги как средство платежа, т.е. используются для реализации товаров в кредит.
- Мировые деньги, заключаются в том, что деньги являются не только национальной валютой, но и средством обращения.

Теории денег :
1. Металлическая (представители: меркантилисты, Маркс, Менгер) – деньги отождествляются с благородными металлами.
2. Номинальная (представитель: Беркли) – деньги не имеют самостоятельной ценности, а являются лишь условными счетными единицами.
3. Количественная (представители: Юм, Монтескье) - ценность денег находиться в обратной зависимости от их количества (больше денег – меньше их стоимость).

MV = PQ – уравнение Фишера

где, M – это количество денег в обращение.
V – средняя скорость обращения одной денежной единицы в год.
P – это средний уровень цен.
Q – это количество товаров проданных в год.

4. Теория регулируемой валюты (представитель: Кейнс) - синтез номинальной и количественной теории, количество денег может регулироваться государством.


Денежный рынок. Классификация денег и структура денежной массы
Производство денег – это эмиссия.
Основные элементы денежного рынка:
- предложение денег
- спрос на деньги
- цена денег

Ценой на деньги является ставка судного капитала.

Спрос на деньги – включает спрос на деньги для сделок и спрос на деньги, как средство накопления и форм во всех секторах экономики.



Изменение в ценности денег зависит от изменения затрат на производство товаров и услуг и от изменения количества денег.
Цена – это выраженная в деньгах стоимость товара, по которой данных товар реализуется на рынке.

Деньги по своей форме бывают:
- наличные
- безналичные

Совокупность этих денег составляет денежную массу.
К – кредитные ( банкноты, векселя, чеки ).

Р – реальные ( бумажные деньги ).

Деньги обладают очень важным качеством – ликвидностью.

Денежные агрегаты :
- М0 – наличные деньги
- М1 – М0 + чековые вклады, вклады до востребования
- М2 – М1 + небольшие срочные вклады
- М3 – М2 + крупные срочные вклады
- М4 – М3 + вклады в иностранной валюте

Денежное обращение - это движение денег, обеспечивающая кругооборот товаров и услуг.
Количество денег необходимое для денежного обращения определяется :
КД = (СЦ – К + П – ВП) / О ,
где, КД – количество денег необходимое для денежного обращения
СЦ – сумма цен товаров
К – сумма цен товаров проданных в кредит
П – сумма цен товаров, платежи по которым уже поступили
ВП – сумма взаимопогашающих товаров
О – средняя скорость обращения одной денежной единицы.

Денежно-кредитная система
Денежная система – это исторически сложившаяся форма организации денежного обращения, установленная государством в определенной стране.

Элементы денежной системы :
- Национальная денежная единица
- Масштаб цен
- Форма наличных денег
- Порядок эмиссии денег
- Регламентация безналичного оборота
- Государственные органы, осуществляют регулирование денежного обращения
Полноценные денежные системы впервые сформировались в XVI-XVII вв Логика построения систем была направлена на сокращение тех трансакционных издержек, которые возникают в сфере обмена. Чем меньше ресурсов отвлекается на содержание денежного хозяйства, тем устойчивей система.
Выделяют 2 типа денежных систем:
1. Система металлического обращения - выделяли монометаллизм и биметаллизм.
2. Система кредитно-бумажных денег

Экономические и правовые основы деятельности банковской системы РБ определены законом РБ «О банках и банковской деятельности в РБ » , законом РБ «О Национальном банке РБ» , другими законодательными и нормативными актами , действующими на территории РБ .
Экономическая теория и банковская практика выделяют два основных типа построения банковской системы –
o одноуровневую - преобладание горизонтальных связей между банками, а также универсализацию операций банков и их функций.
o двухуровневую
Банковская система Беларуси состоит из двух уровней: центральный банк, Национальный банк Беларуси (НББ) – на высшем уровне и коммерческие банки – на низшем.
Банковским кодексом Республики Беларусь основные цели деятельности Национального банка сформулированы следующим образом:
o защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, его покупательной способности и валютного курса;
o развитие и укрепление банковской системы страны;
o обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Функции Национального банка Республики Беларусь:
¾ разработка и проведение совместно с Правительством Республики Беларусь единой денежно-кредитной политики;
¾ эмиссия денег и ценных бумаг Национального банка;
¾ рефинансирование банков;
¾ регулирование денежного обращения и кредитных отношений;
¾ валютное регулирование и валютный контроль;
¾ организация функционирования системы межбанковских расчетов;
¾ выполнение функции финансового агента, кредитора и консультанта Правительства и местных органов власти по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов.


По территории банки подразделяются на международные, национальные, региональные и межрегиональные.
По характеру собственности банки подразделяются на государственные, банки с участием государственного капитала, частные, акционерные, банки с участием иностранного капитала, иностранные, муниципальные.
По отраслевому признаку банки могут быть сельскохозяйственными, промышленными, торговыми, строительными, коммунальными, банками связи и т.д.
По набору банковских услуг различаются универсальные и специализированные банки.
По функциональным признакам банки подразделяются на эмиссионные, ипотечные, инвестиционные, депозитные, биржевые, трастовые, ссудосберегательные, внешнеторговые, учетные, клиринговые, специальные.
По срокам выдаваемых ссуд банки подразделяются на банки долгосрочных вложений (инвестиционные) и банки краткосрочных вложений (в текущую деятельность, текущие активы).

Банковские услуги, прежде всего, можно подразделить на специ­фические и неспецифические услуги.
Специфическими услугами яв­ляется все то, что вытекает из специфики деятельности банка как особого предприятия. К традиционным (специфическим) услугам относятся три вида выполняемых ими операций:
- депозитные операции связаны с помещением денежных средств клиентов в банк во вклады (депозиты).
- кредитные операции (основные операции банка)
- расчетные операции - выступает посредником между продавцами и покупателями, меж­ду предприятиями, налоговыми органами, населением, бюджетом.
К дополнительным операциям относятся валютные операции, операции с ценными бумагами, операции с золотом, драгоценными металлами и слитками.
В состав нетрадиционных банковских услуг входят все другие услуги. Их достаточно много, в том числе: посреднические услуги, услуги, направленные на развитие предприятия (внедрение на биржу, размещение акций, юридическая помощь, информационные услу­ги и т. п.), предоставление гарантий и поручительств, доверительные операции (включая консультации и помощь в управлении собственностью по поручению клиента), бухгалтерская помощь предприятиям, представление клиентских интересов в судебных органах, услуги по предоставлению сейфов и др.


Тема 12: Финансовый сектор экономики и основы его функционирования
1. Финансовая система
2. Государственный бюджет
3. Бюджетный дефицит

Финансовая система
Финансовая система – это совокупность финансовых отношений и комплекса кредитно-финансовых учреждений, используемых государством в целях регулирования фондов денежных средств.
Финансовые отношения – такие отношения, при которых происходит распределение и перераспределение стоимости созданного в обществе продукта.
Функции финансовой системы:
¾ Распределительно-перераспределительная
¾ Контрольная
¾ Стимулирующая

Основными структурными звеньями общегосударственной финансовой системы являются:
¾ Государственный бюджет
¾ Государственный и коммерческий кредит
¾ Социальное страхование
¾ Финансовые рынки – совокупность рыночных институтов, обеспечивающих движение денежных средств от собственников к заемщикам.




Рисунок 20 - Финансовый рынок

Общими особенностями современных финансовых систем можно назвать: обязательность использования денежной формы; повсемест­ность использования формы государственного бюджета; наличие неэк­вивалентности в обмене.
Основными уровнями современных финансовых систем считаются:
1) финансы государства;
2) финансы предприятий и фирм;
3) финансы домашних хозяйств.

Государственный бюджет
Основное звено общегосударственной финансовой системы — госбюджет.
Бюджет (англ. budget — сумка) вообще — это роспись денежных доходов и расходов государства, территориаль­ных образований, домохозяйств и т.д.
Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, который используется правительством для содержания государственного аппарата и выполнения функций государства.
В крупных государствах существует бюджетная система, под которой понимается совокупность как общегосударственного бюджета, так и бюд­жетов административно-территориальных единиц (областей и т. п.). В це­лом же эти бюджеты составляют консолидированный бюджет страны.
Основные функции государственного бюджета следующие:
• перераспределение национального дохода распределение денежных поступлений через различные каналы);
• стабилизирует процесс общественного воспроизводства;
• осуществление социальной политики;
• осуществление научно-технической политики.
Бюджетная система того или иного государства образуется в зависи­мости от социально-экономических, правовых и других особенностей развития страны.
Основными принципами, на базе которых строятся и функционируют бюджетные системы, являются:
• единство элементов бюджетной системы;
• разграничение доходной и расходной частей бюджета;
• принцип покрытия расходов доходами бюджета;
• принцип адресности бюджетополучателя.

Бюджет имеет свою структуру, основными составляющими которой служат расход и доход государства.
Расходная часть бюджета подраз­деляется на расходы:
¾ на содержание государственного аппарата,
¾ оборо­ну,
¾ социально-экономические цели,
¾ стимулирование внешнеэкономи­ческой деятельности
¾ обслуживание государственного долга и т.п.

Бюджетные ассигнования носят це­левой характер и, как правило, невозвратны. Так, предоставление бюджет­ных средств называется бюджетным финансированием, поскольку данное расходование средств отличается от банковского кредита.
Одна из особенностей госбюджета РБ — бюджетные суб­сидии аграрному сектору республики. Они имеют социальную, полити­ческую и экономическую направленность.

Доходы бюджета в большинстве стран подразделяются по источникам:
¾ поступления от налогов и сборов,
¾ от государственных предприятий и имуществ,
¾ поступлений от приватизации государственной собственности,
¾ от займов,
¾ доходов от реализации других ценных бумаг, лотереи и т.д.

Налог — это обязательный взнос в бюджет или внебюджетный фонд, который осуществляется плательщиком в установленном законом порядке.
Налоги выполняют три основные функции:
¾ фискальную;
¾ регулирующую;
¾ социальную.
Налоги бывают прямые и косвенные.
К прямым налогам относятся подоходный налог, налог на прибыль.
Косвенные налоги в отличие от прямых представляют собой все раз­новидности (акцизы, таможенные пошлины и др.) надбавок к цене го­тового продукта. Плательщиком косвенных налогов являются потре­бители готовой продукции.

Норма налогов определяется налоговой ставкой. Налоговая ставка — это единица размера налогообложения.

Совокупность взимаемых государством налогов (прямых и косвен­ных), а также форм и методов их построения образуют налоговую сис­тему государства (рисунок).
Как свидетельствует мировой опыт, налоговая система в современ­ных условиях должна стимулировать научно-технический прогресс, структурную перестройку основного производства, развитие пред­принимательства и т. п. В то же время она не должна способствовать развитию монополизма, росту издержек, спекуляции.
Политика государства, которая воздействует на макроэкономику посредством величины и структуры государственных расходов, а так­же системы налогообложения, называется фискальной политикой.


Рисунок 21 - Налоговая система государства

К бюджету также относятся внебюджетные фонды, которые количе­ственно не всегда включаются в состав бюджета, однако по принципу распределения и использования они равнозначны бюджетным расхо­дам государства. Внебюджетные фонды находятся в распоряжении центральных и местных органов власти, группируясь по определенно­му целевому назначению. По мере усложнения хозяйственных связей их число увеличивается.
Внебюджетные фонды расширяют возможно­сти государственного регулирования экономикой.

Бюджетный дефицит
Бюджетный процесс предполагает балансирование (выравнивание) государственных расходов и доходов.
При несбалансированности возникает дефицит (профицит) госбюджета.
Бюджетный дефицит – это сумма, на которую ежегодные расходы бюджета превосходят его доходы.
Причины бюджетного дефицита:
- возрастание роли государства в различных сферах жизни, расширение функций.
- осуществление крупных государственных программ развития экономики;
- спад экономики;
- милитаризация экономики;
- стихийные бедствия и другие чрезвычайные обстоятельства.
Различают следующие виды бюджетных дефицитов:
Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости (т. е. в условиях естественного уровня безработицы). Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.
Реальный дефицит (фактический) – это дефицит, причина которого спад производства.
Циклический дефицит госбюджета – это разность между реальным (фактической величиной бюджетного дефицита) и структурным дефицитами, является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики.
Активный дефицит – возникает вследствие сознательных действий правительства.
Пассивный дефицит – возникает вследствие изменения экономической ситуации в стране.
Важнейшим условием финансирования (покрытия) бюджетного дефицита стал государственный кредит.
Под государственным кредитом понимается вся совокупность финансово-экономических отношений, при которых государство выступает в качестве заемщика или кредитора.
Основная форма государственного заимствования финансовых ресурсов – это выпуск государственных займов. Государство временно привлекает свободные денедные средства населения, банков, страховых и промышленных компаний.
Государственный долг подразделяется на:
o внутренний
o внешний
o краткосрочный (до 1 года),
o среднесрочный (от 1 до 5 лет),
o долгосрочный (свыше 5 лет).


Тема 13: Мировая экономика и


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.