Планирование доклада зависит от темы доклада, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать.
Цель доклада состоит в том, чтобы представить новую информацию, которая требует осмысления и убедить – побудить слушателей к действию, сделать так, чтобы они приняли или изменили свою точку зрения на излагаемую проблему. Знание цели усиливает внимание. Если выступающий не подумает о назначении доклада, он не добьется успеха.
Цель доклада закладывается в т.н. стержневую идею – это основной тезис, который необходимо ясно сформулировать с самого начала. В докладе может быть несколько стержневых идей, но не более трех. Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность доклада. Сформулировать стержневую идею доклада означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).
Требования к стержневой идее доклада:
· фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели доклада;
· суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;
· мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.
Тема доклада должна быть конкретизирована, интересна, понятна для аудитории. Выступающий должен владеть темой. Это значит, что все факты должны быть собраны, систематизированы, изучены, причем, они должны освещать явление со всех сторон. Это и есть применение системного анализа на практике.
Чтобы достичь успеха у слушателей, выступающему необходимо четко определить понятия (термины), предлагать поясняющие примеры, представлять доказательную статистику, излагать концепции, иллюстрировать мысли дополнительным материалом.
Необходимо учесть, что тему надо изложить за короткое время, удовлетворив запросы слушателей.
В отношении темы и цели доклада следует придерживаться следующих правил:
1. Не пытайся в одном докладе охватить всё и вся. Любая тема имеет возможности как более широкого, так и более узкого освещения, в зависимости от обстоятельств.
2. Тема доклада не должна быть слишком широкой.
3. Тема не должна быть и слишком узкой. Всякая тема связана с более широкой проблематикой и может быть обобщена.
4. Четко устанавливайте связь: «тема - проблема».
В процессе уточнения темы и определения целевой установки рекомендуется проконтролировать себя вопросами:
· действительно ли меня интересует тема или может ли она стать интересной для меня?
· достаточно ли я знаю по данному вопросу и могу ли я найти всю необходимую информацию?
· смогу ли я уложиться в отведенное время?
· соответствует ли мой доклад уровню моих знаний и опыту?
· будут ли соответствовать мои тема и цель уровню знаний, интересам и установкам слушателей?