Конспект лекций по предмету "Таможенное право"


Логические основы научного познания.

Логика (греч. logos - речь, мысль, разум) есть наука о законах, формах и приемах правильного построения мысли, т.е. мышления, направленного на познание объектив­ного мира.
Логика – одна из древнейших наук. Истоки логического учения можно обнаружить еще в Индии в конце II тысячелетия до н.э. Однако возникновение логики как науки связано с цивилизацией Древней Греции. Именно здесь в V–IV вв. до н.э. в период бурного развития демократии и небывалого оживления общественно-политической жизни в трудах Демокрита, Сократа и Платона были заложены основы этой науки. Родоначальником же, «отцом» логики по праву считается величайший мыслитель древности, ученик Платона – Аристотель.
Основные задачи логики:
· выявление условий достижения истинных знаний;
· изучение внутренней структуры мыслительного процесса;
· выработка логичес­кого аппарата и правильного метода познания.
Органически связанная с теорией познания, логика представляет собой совокупность научных дисциплин, главными из которых являются диалектическая и формальная логика. Это разделение обусловлено наличием двух аспектов мышления человека - содержательного и формального.
По своему содержанию мышление есть отражение зако­номерностей реальной действительности. Мышление человека отличается от психической деятельности животных, прежде всего тем, что он обладает способностью обобщенно мыслить о предметах, явлениях и процессах окружающего мира в форме понятий. Исходя из наибо­лее общих законов развития природы, общества и нашего мышления, логика формулирует научный, диалектический метод, учитывающий объективную диалектику предметно­го мира и отражение его в человеческом сознании.
Вместе с тем мыслительный процесс имеет свою внут­реннюю структуру, он реализуется в таких естественно сложившихся формах, как понятие, суждение, умозаклю­чение.
Понятие - это мысль, которая отображает общие и существенные признаки предметов (подробнее см. Тему № 3).
Суждение - это такая форма мышления, в которой, сочетая понятия, что-либо утверждается или отрицается о самых реальных вещах и явлениях. Пример. «Все течет, все изменяется», «Я памятник воздвиг себе нерукотворный».
Умозаключение - это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, связанных между собой, с логической необходимостью получается новое суждение.
Оперирование понятиями, суждениями и получе­ние нового, выводного знания в умозаключениях состав­ляют формально-логический аппарат мышления.
Мышление есть процесс познавательной деятель­ности индивида. Различают следующие виды мышления:
· наглядно-действенное - как первая ступень мыш­ления; характеризуется тем, что решение задачи осуще­ствляется с помощью реального, физического преобразо­вания ситуации, опробования свойств объекта;
· словесно-логическое - характеризуется использо­ванием понятий, логических конструкций;
· наглядно-образное - наиболее полно воссоздает все многообразие различных характеристик предмета; в об­разе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения (!!!), устанавливает­ся «невероятное» сочетание предметов и их свойств; и в этом качестве оно неразличимо с воображением.
Выделяют следующие типы мышления:
· теоретическое - направлено на открытие зако­нов, свойств объекта;
· практическое - связано с постановкой целей, вы­работкой планов и проектов, часто развертывающихся в условиях дефицита времени;
· логическое (аналитическое) - связано с анализом действий;
· интуитивное - характеризуется быстротой про­текания, отсутствием четко выраженных этапов, минималь­ной осознанностью.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.