Конкуренция - свойство товарного производства, способ его развития. Соперничают между собой не только фирмы, занятые в одной и той же отрасли за более выгодные условия производства и сбыта товаров, но и предприятия, занятые в разных отраслях хозяйства и выпускающие неоднородную продукцию. Возникает вопрос, - что может быть объектом соперничества между фабрикой, выпускающей обувь, и заводом, с конвейера которого сходят автомобили? Конкуренция на межотраслевом уровне ведется за выгодные сферы приложения капитала, за получение наиболее высокой прибыли. Состязательность возникает потому, что в разных видах производства изначально образуется неравная по величине прибыль на равный капитал. Как и отдельные предприятия, отрасли различаются уровнем технической оснащенности, структурой применяемого капитала, скоростью его оборота, стабильностью спроса на продукцию. По этим причинам процент прибыли на капитал в разных отраслях будет неодинаков. Условно все отрасли и виды занятости можно свести в три группы: - с низкой, средней и высокой нормой прибыли. Возьмем три отрасли: в одной процент прибыли на капитал составляет 10, в другой - 20, в третьей - 30. При таком соотношении предприниматели, занятые в первой, да и во второй отрасли, постараются перевести свои капиталы в третью, как наиболее доходную отрасль. Приток капиталов и труда в более выгодные сферы будет сопровождаться расширением производства, изменением соотношения между предложением и спросом и, следовательно, понижением цен. В малодоходной отрасли в результате оттока капитала производство сократится и при прочих неизменных условиях цена на ее продукцию пойдет вверх. Ключом к эффективному распределению ресурсов и служит их перемещение из сфер низкопроизводительного в сферы высокопроизводительного их использования. Движение цен будет сопровождаться изменениями в норме прибыли. Перелив капитала будет происходить до тех пор, пока различные нормы прибыли не выровняются в какую-то общую или среднюю прибыль. Полного выравнивания никогда не достигается и поэтому движение капиталов является характерным признаком рыночной экономики. Межотраслевая конкуренция объективно создает определенное динамичное равновесие, обеспечивающее получение примерно равной прибыли на равный капитал, независимо от того, где он вложен. В американской экономике различия в отраслевых нормах прибыли составляют всего лишь 1-2 процента. В недавнем прошлом фирмы, входящие в военно-промышленный комплекс, получали более высокий процент прибыли. И мы были свидетелями жесточайшей конкурентной борьбы (открытой и скрытой) между корпорациями за получение правительственных заказов на производство вооружения. Если бы условия для возрастания капитала в какой-либо отрасли были устойчиво ниже, чем в других, то капиталы покинули бы ее и общественная потребность в товарах этой отрасли осталась бы неудовлетворенной. Если подобная ситуация и возникает в определенной жизненно важной отрасли, то государство субсидирует данную отрасль и создает необходимые условия для получения фирмами нормальной прибыли. В частности это касается сельского хозяйства. Проблему образования средней нормы прибыли, приливов и отливов капитала опять-таки необходимо рассматривать применительно к четырем рыночным ситуациям: 1) в условиях чистой конкуренции; 2) чистой монополии; 3) монополистической конкуренции и 4) олигополии. Стихийное передвижение капиталов из одних отраслей в другие, возможно лишь тогда, когда вход в высокоприбыльную отрасль не заблокирован. Однако в современных условиях одной из форм движения капитала стала свободная купля и продажа ценных бумаг, акций на фондовых биржах. Если в обществе возникают отношения, ограничивающие конкуренцию, становится неизбежным подрыв механизма образования средней нормы прибыли. Плановая система, утвердившаяся в нашей стране, свела на нет механизм конкуренции. До каждой отрасли доводились плановые задания по выпуску продукции, нормативы затрат материальных ресурсов, численность занятых работников, фонд заработной платы, отпускные цены на продукцию с включением в них показателей по прибыли. Свободный вход и выход предприятий в отрасли был закрыт. Это привело к тому, что одни отрасли работали с прибылью в 20-30, другие - в 70-100 процентов, а многие были планово-убыточными и жили на дотации от государства. Экономика государства оказалась деформированной. Предприятия стали делить продукцию на выгодную и невыгодную, из рыночных отношений вымывался ассортимент дешевых товаров. Жители Крыма, начиная с февраля месяца, могли свободно купить в государственной торговле парниковые огурцы, но зато не могли приобрести там же летнего грунтового огурца. Секрет был прост: на тепличном огурце колхозы и совхозы имели до 200 процентов прибыли, а на выращенном на открытом грунте - 12-15 процентов. Образование средней нормы прибыли ведет к тому, что стоимость произведенного товара выступает как совокупность издержек производства и средней прибыли на капитал. Товары продаются не по их стоимости, а по общественной цене производства. Прибыль, произведенная на всех предприятиях, как бы поступает в "общий котел" для дальнейшего перераспределения и превращения в среднюю прибыль. Из анализа издержек производства и образования средней прибыли К. Маркс сделал вывод, что рабочие эксплуатируются не только "своим" капиталистом, а всеми капиталистами, поскольку они делят между собой созданную ими прибавочную стоимость. Поэтому они должны бороться за уничтожение всей системы "Капиталистического рабства".
Вопросы для повторения:
Дайте определение издержкам производства. 2. Совпадают ли по своей величине издержки предприятия и издержки общества? 3. Чем руководствуется предприниматель, авансируя свой капитал на производство? 4. Есть ли разница между авансированным и потребленным капиталом? 5. Какими критериями руководствуется фирма при включении в издержки производства. 6. Как определяется норма прибыли и что характеризует этот показатель? 7. Чем руководствуются фирмы при установлении цен на продукцию и объемов производства? 8. Рассмотрите особенности рыночных ситуаций в условиях: а) чистой конкуренции; б) чистой монополии; в) монополистической конкуренции; и г) олигополии. 9. Раскройте механизм внутриотраслевой конкуренции и ее последствия. 10. Что может быть объектом соперничества между фирмой, выпускающей обувь, и заводом, производящим автомобили? 11. Как образуется средняя норма прибыли? 12. Есть ли разница между стоимостью товара и ценой производства? 13. К каким выводам пришел К. Маркс в результате анализа механизма образования средней нормы прибыли?