Конспект лекций по предмету "Социология"


Социология как интегративная наука.

1. Социология как самостоятельная область знания сформировалась относительно недавно – в 30 годы 19 века. Термин “социология” ввел в научный оборот в 1839 году французский философ и социолог Огюст Конт. Социология в переводе с латинского означает – “наука об обществе” или “учение об обществе”.
Изучение любой науки начинается с определения ее объекта и предмета.
Объект науки – это определенная часть действительности, которая отражается, исследуется конкретной наукой, находясь за ее пределами.
Предмет науки – это ее содержание, система основных положений, категорий и законов, отражающих объект.

В соответствии с этим под объектом социологии понимается общество в целом и общественные явления, их функционирования и развитие.
А предметом социологии выступает понятийная схема социальной реальности, в которой ее главные черты и элементы приведены в систему и логически выводятся друг из друга.
Социология относится к числу наук, изучающих не только общество в целом, но и отдельные его части, сферы, элементы: социальные институты политики и образования, трудовые и бытовые отношения, анализируя их в социальном аспекте.
Одна из важнейших категорий социологии – “социальное”.
Социальное – возникает в ходе взаимодействия людей и отражает все многообразие их связей и отношений, образующих общественную жизнь. В центре внимания социологов находится человек как активный субъект социальных отношений, социальных структур и организаций.
Объектами социологии являются: микрогруппы (семья, компания друзей); макрогруппы (население города, рабочего поселка, производственные объединения); общность (рабочие, предприниматели, фермеры) и, наконец, общество.
Выделение объекта и предмета социологии позволяет определить ее как науку.
Социология – наука о закономерностях функционирования и развития общества, общественных явлений, понимаемых через призму социальных отношений, взаимосвязей.
2. Структура социологического знания – упорядоченная совокупность информации, представлений научных понятий об обществе, как динамично функционирующей социальной системе.
Множественность подходов в определении социологии приводит к тому, что ее структура складывается как многоуровневая. Система научного знания может быть структурирована по различным основаниям.
В зависимости от объекта исследования социология подразделяется на:
ü общетеоретическую (макросоциология);
ü отраслевую (социология среднего уровня);
ü микросоциологию.
Общетеоретическая социология (как макросоциологическое исследование) изучает общие закономерности функционирования и развития общества как целого.
На общетеоретическом уровне формируются общесоциологические теории производственной, общественной деятельности человека, выявляется роль труда в развитии общества.
На этом уровне исследуется взаимодействие, взаимосвязь и взаимозависимость всех сфер общественной жизни (политической, экономической, духовной и др.).
Каждое социальное явление рассматривается в системе взаимодействия глобальных социальных факторов.
Отраслевая социология (социология среднего уровня) занимается изучением отдельных сфер социальной жизни. В ней выделяют три раздела:
ü исследование социальных институтов (образование, наука, культура, семья и др.);
ü исследование социальных общностей (территориальных образований, этнических общностей, профессиональных групп);
ü исследование социальных процессов (массовых коммуникаций, урбанизации, социальных конфликтов).
Цель исследований данного уровня: на основе статистических материалов, данных социологических исследований и другой информации получить оптимальное решение проблем повышения эффективности управления социально-экономическими проблемами.
Микросоциология – изучает социальные явления и процессы сквозь призму действия и взаимодействия людей, их поведения.

Исследования этого уровня дают основания для выработки рекомендаций к решению текущих и перспективных задач. Помогают выявить существующие противоречия, а также тенденции развития социальных явлений.
В зависимости от уровня получаемого знания социологию подразделяют на:
ü теоретическую;
ü эмпирическую.
Для теоретической социологии – решающее значение имеет глубокое обобщение накопленного фактического материала в области социальной жизни, и создание на этой основе концепций и теорий, объединяющих закономерности развития социальных явлений и процессов.
Для эмпирической социологии в центре исследования находится само накопление, сбор фактического материала и его первичная обработка, включая научный уровень обобщения.
В социологическом исследовании нельзя разрывать эмпирическое и теоретическое, т.к. это две стороны единого целостного процесса познания социальной реальности.
В зависимости от целей и задач социологические исследования подразделяют на:
ü фундаментальные;
ü прикладные.
Фундаментальные исследования – ставят своей целью получение нового знания, открытие новых социальных законов, обобщение методологии социологической науки.
Прикладные исследования – имеют задачи, связанные с изучением конкретных вопросов социума, поиском решения актуальных общественных проблем.
Эмпирические и теоретические исследования могут иметь как фундаментальную, так и прикладную направленность.


Поскольку каждый социолог - это своеобразный творческий мир или, как минимум, “лаборатория”, то и трактовки структуры социологического знания достаточно разнообразные. Некоторые исследователи, к примеру, включают в структуру социологического знания такие элементы, как социальная философия, теоретическая социология, специальные теории, прикладная социология, практическая социология. Все это говорит о том, что представление о структуре постоянно эволюционирует.
3. Метод социологии определяется ее социально-философским содержанием. Научные методы социологии нужно отличать от методов социологического исследования. Научные методы социологии это, по-существу, методология социологической науки.
Методы социологии – правила социального познания, технологический принцип изучения объекта или его предметных областей.
Социология, как и любая другая наука, руководствуется общими критериями научного исследования, такими как:
ü системность исследований;
ü объективность интерпретаций;
ü применение методов: дедукции и индукции, математического и статистического анализа.
Существуют и собственные теоретические методы социологии:
ü структурно-функциональный анализ;
ü сравнительный метод.
Структурно-функциональный метод позволяет устанавливать общие, универсальные закономерности функционального действия социальных систем.
С позиции этого метода общество рассматривается как функциональная система, которая характеризуется такой функцией любой системы, как устойчивость. Эта устойчивость обеспечивается за счет воспроизводства, поддержки равновесия системы элементов. В качестве системы может быть рассмотрен любой социальный институт или организация.


С середины 70 годов XX века этот метод подвергается критике, как теория, не дающая возможности рассматривать общество в его изменениях и преемственности.
Именно поэтому, в методологии социологической науки появился сравнительный метод, который дополняет и корректирует метод структурно-фун-кциональный.
Сравнительный метод опирается на предпосылку, что имеются определенные общие закономерности проявления социального поведения, поскольку в социальной жизни различных народов много общего. Этот метод расширяет кругозор исследования.
Понятие “функция” в переводе с латинского означает “выполнять что-либо”.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.