Конспект лекций по предмету "Экономика"


Показатели монопольной власти.

Для измерения монопольной власти используется несколько показателей. Наиболее известными являются «индекс Лернера» и «индекс Херфиндаля — Хиршмана».
Индекс Лернера — индикатор монопольной власти, определяе­мый по формуле
,
где IL — индекс монопольной власти по Лернеру;
Рm— монопольная цена;
МС — предельные издержки;
Еd — ценовая эластичность спроса.
При совершенной конкуренции цена равна предельным издерж­кам и индекс Лернера равняется нулю. Когда цена превосходит предельные издержки, индекс приобретает положительное значение, расположенное между нулем и единицей. Считается, что чем бли­же индекс к единице, тем большей монопольной властью обладает фирма.
Подсчитать индекс Лернера по приведенной формуле непросто в связи с трудностью расчета предельных издержек. Поэтому час­то вместо предельных издержек используют средние издержки АС:
.
Если числитель и знаменатель умножить на Q, то в числителе будет прибыль, в знаменателе — совокупный доход:
.
Таким образом, согласно Лернеру, высокая прибыль — признак монопольной власти фирмы. Обратите внимание: индекс характери­зует факт, а не возможность монопольного поведения фирмы.
Индекс Херфиндаля — Хиршмана — показатель концентрации отраслевого рынка, или, говоря иначе, распределения «рыночной власти» между всеми участниками рынка.
Для расчета индекса индивидуальные доли рынка каждой фир­мы в виде дробей должны быть возведены в квадрат. Индекс Херфиндаля — Хиршмана IHH получается сложением всех этих квадратов, т. Е.
,
где S1 — удельный вес самой крупной фирмы,
S2 — удельный вес следующей по величине фирмы,
...........................................................................................
Sn — удельный вес наименьшей фирмы.
Значение IHH будет равно 10000, если в отрасли действует только одна фирма, поскольку S1 = 100%.
Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то Si = 1%, а IHH =100.
Если доля S1 = 90,1%, а доля каждой из последующих 99 фирм составляет 0,1%, то .
В США высокомонополизированной считается отрасль, в кото­рой IHH превышает 1800.
Поскольку IHH учитывает и число фирм в отрасли, и различия их размеров, то его широко используют в антимонопольной прак­тике при оценке слияний. Если IHH < 1000, то рынок оценивается как неконцентрированный и слияния допускаются. Если 1000 < IHH < 1800 — рынок признается умеренно концентрированным. При IHH = 1400 департамент юстиции США может проверить целесообраз­ность слияния. Наконец, как уже отмечалось, если IHH > 1800, от­расль считается высокомонополизированной и вопрос передается на рассмотрение комиссии по монополиям и слияниям, являющей­ся независимым административным судом.
Резюме. На решение фирмы об объеме выпуска и о цене су­щественное влияние оказывает конкурентная структура рынка. Под последней подразумеваются формы организации рынка, т. е. характер соперничества фирм и наличие у них монопольной власти, ко­торую они могут использовать при принятии рыночных решений.
В условиях несовершенной конкуренции фирма обладает в не­которой степени контролем над ценой, что находит отражение в отрицательном наклоне кривой спроса на продукцию фирмы.
Основными источниками несовершенной конкуренции являются: экономия от масштаба, барьеры входа на отраслевой рынок в фор­ме правовых ограничений (патенты, лицензии, государственное ре­гулирование) или высоких издержек, реклама, дифференциация продукта.
Для простой монополии (не прибегающей к ценовой дискри­минации) предельный доход MR меньше цены Р: когда фирма вы­нуждена снижать цену, чтобы продать дополнительную единицу выпуска, это приводит к потере выручки с предыдущих единиц. Монополист максимизирует прибыль, производя такое количество продукции, при котором МR=МС. Цена, устанавливаемая монопо­листом на свою продукцию, определяется высотой кривой спроса в точке выпуска, дающего максимум прибыли. Монопольная цена всегда выше предельных издержек (Р > МС=МR). С целью макси­мизации прибыли монополия может осуществлять ценовую дискри­минацию — устанавливать разные цены на один и тот же товар для разных покупателей.
По сравнению с конкуренцией монополия, максимизирующая прибыль, стремится произвести меньший объем продукции и уста­новить более высокую цену на свой товар. В результате общество несет потери, возникающие из-за того, что производится меньше, чем позволяют ресурсы, а высокие цены монополиста позволяют ему перераспределять в свою пользу часть доходов потребителей.
На большинстве реальных рынков продукция конкурирующих фирм не стандартизирована. Такая рыночная среда получила назва­ние монополистической конкуренции: монополистической — потому что каждый продавец обладает монополией над своим вариантом товара, и конкуренции — так как существуют многочисленные кон­куренты, которые продают подобные товары.
Ряд современных рынков имеет олигополистическую структуру, т.е. такой тип конкуренции, которая ведется между сравнительно малым числом фирм. Ключевым признаком олигополии является взаимозависимость фирм, простирающаяся на все сферы конкурен­ции: цену, объем продаж, долю рынка, инновационную деятель­ность, рекламу, услуги покупателям и т. д.
Необходимость учета реакции конкурентов на любые действия фирмы вынуждает всех участников олигополистического рынка за­ниматься стратегическим планированием. Олигополистические фир­мы приходят либо к интенсивной конкуренции (некооперативное стратегическое поведение), либо к сознательному параллелизму (кооперативное стратегическое поведение).
Дилемма «монополия или конкуренция», сформулированная на основе эффективности совершенной конкуренции и недостатков монопольных рынков, слишком упрощает реальную жизнь. Тот факт, что монопольная цена превышает предельные издержки, а объем выпуска монополиста меньше конкурентных фирм, делает монопольные рынки менее эффективными, чем конкурентные. Вме­сте с тем гипотеза Шумпетера заставляет учитывать и другие факты. Конкурентные фирмы по сравнению с крупными корпора­циями вкладывают значительно меньше средств в НИОКР, по­скольку их экономические возможности невелики. Это значит, что, именно крупный бизнес является носителем технического прогресса и главным источником повышения уровня жизни общества.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.