Конспект лекций по предмету "Римское право"


Тема № 5. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

План:
1. Римская семья
2. Линии и степени родства
3. Виды брака
4. Имущественные отношения в римской семье
5. Эманципация, узаконение и усыновление
Римская семья.Первичную ячейку римского общества составляла семья (familia) . Принадлежность к римской семье считалось прерогативой римских граждан, а положение, которое занимал в семье римский гражданин, определяло наряду со свободой и гражданством его правосубъектность.
Семья в Древнем Риме строилась на сугубо патриархальных началах, полностью подчинялась власти одного лица – главы семьи (pater familias) и только им была представлена вовне. Домовладыка первоначально имел одинаковую власть (manus) над женой, детьми, рабами и вещами. Всех их, включаю и жену, и детей, и имущество, домовладыка мог истребовать с помощью виндикационного иска.
Агнатское и когнатское родство. Подчинением paterfamilias определялось т родство. Все, кто подлежал власти одного главы семейства, вне зависимости от наличия между ними кровных уз, считались родственниками. Такое родство называлось агнатским (adgnatio),а родственники – агнатами.Поэтому дочь, вышедшая замуж и поступившая под власть нового домовладыки, переставала быть агнатской родственницей своего отца, братьев и т.д и наоборот, лицо постороннее, например, усыновленное домовладыкой, становилось его агнатом. Выход из под власти paterfamilias прекращал все правовые связи соответствующего лица с его бывшей семьей, поскольку в древнейшую эпоху факт кровного происхождения никакого юридического значения не имел, если не сочетался с похождением под властью отца.
По мере развития хозяйственных отношений и ослабления патриархальных устоев все большее значение получает так называемое когнатское родство (cognatio)– кровное родство, основанное на общности происхождения. В конце концов оно полностью вытеснило агнатское родство. Применительно к когнатскому родству выделяются линии и степени. Прямая линия родства связывает лиц, происходящих последовательно друг от друга, например, отец, сын, внук. Боковая линия объединяет лиц, имеющих общего предка (брат и сестра, дядя и племянник). Прямая линия могла быть восходящей и нисходящей в зависимости от того, проводилась она от потомков к предку или от предка к потомкам. Степень родства определялась количеством рождений, на которое сопоставляемые лица отстоят друг от друга. Отсеет рождений велся от общего предка. Например, брат и сестра состоят между собой во второй степени родства. В то же время среди братьев и сестер различаются полнородные, т.е происходящие от общих родителей, и не полнородные, которые могли иметь общего отца (единокровные) или общую мать (единоутробные).
От родства отличали свойство как отношение между мужем и родственниками жены, между женой и родственниками мужа или же между родственниками обоих супругов. Свойство, как и родство, дифференцировалось по степеням, соответствующим степени родства между супругом и его родственником, степень свойства с которым определялась. Степени родства имели значение при наследовании и вступлении в брак, поскольку заключение брака между близкими родственниками не допускалось. Этот запрет распространился и на близкие степени свойства.
Брак(matrimonium) являлся юридическим фактом союза между мужчиной и женщиной, определяющим правовое положение детей, рожденных в этом союзе, имущественные отношения между супругами и их наследственные права.
Вплоть до правления Юстиниана римское право различало законный римский брак (matrimonium iuris civiles) , т.е брак между лицами , имевшими ius conubii и брак между лицами, не имевшими ius conubii(права вступать в римский брак0. Он определялся как matrimonium iuris gentinium . от брака отличался конкубинат, т.е дозволенное законом, а не случайное сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака. Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети конкубины не подлежат отцовской власти. Несмотря на моногамный характер римской семьи, мужчина в республиканскую эпоху мог наряду с законным римским браком с одной женщиной состоять в конкубинате с другой. Но всякое сожительство женщины с другим мужчиной давало право убить жену.
Формы брака.В Древнем Риме вплоть до правления Юстиниана различали две формы брака. Брак cum manu mariti характеризовался установлением власти мужа, в силу чего жена поступала под власть мужа или домовладыки, если муж сам был подвластным лицом. Брак sine manuоставлял жену подвластной прежнему домовладыке либо делал ее самостоятельным лицом. Со временем брак sine manu полностью вытеснил форму брака cum manu mariti.
Как уже говорилось, последняя форма брака была характерна лишь для древнейшего периода римской истории. Первоначально власть мужа была неограниченной, правосубъективность жены постоянно поглощалась правосубъектностью мужа. Ее юридический статус был аналогичен статусу детей: по отношению к мужу она находилась в правовом отношении на положении дочери, будучи абсолютно бесправной.
Идея безграничной власти мужа пронизывала и имущественные отношения супругов. В семье был лишь один субъект имущественных прав – муж, которому принадлежало не только имущество, нажитое в браке, но и ранее составлявшее собственность жены.
Брак sine manu был полной противоположность браку cum manu martini . вступление в такой брак не влекло изменение правосубъектности женщины. Кровные родственные связи с ее семьей не прерывались, не возникало агнатского родства между ней и семьей мужа. Муж не обладал прежней властью над личностью жены. Тем не менее главенство мужа проявлялось и при браке sine manu. Жена получала имя и сословное положение мужа, местожительство мужа было обязательным и для жены, последствия нарушения супружеской верности были гораздо тяжелее для жены, чем для мужа. При любой форме брака только муж обладал властью над детьми.
Имущество супругов при браке sine manu оставалось раздельным. Муж не имел никаких прав на имущество жены, не только принадлежащее ей до брака, но и приобретенное ею в период семейной жизни (наследование, дарение и .д.). даже простое управление имуществом жены муж мог осуществлять только в тех случаях, когда жена сама передавала ему имущество для этой цели. При этом отношения между супругами определялись на основании договора поручения. Во избежании узурпации одним супругом прав на имущество другого, дарение между супругами было запрещено. Однако любые другие договоры заключать между мужем и женой дозволялось, как и предъявлять друг другу иски в случае возникновения имущественных споров. В случае спора между супругами относительно каких-либо вещей применялась презумпия, что каждая вещь принадлежит мужу до тех пор, пока жена не докажет свое право собственности на указанную вещь.
Условия для вступления в брак.Заключению брака предшествовала помолвка (sponsaliae). В древности и в начале классического периода стороны заключали договор в форме клятвенного обещания вступить в брак. Затем помолвка превратилась лишь в моральное обязательство, принцип свободы брака считался первостепенным. Однако под влиянием христианства помолвка снова приобретает обязательственное значение и сопровождается внесением задатка, который терялся женихом в случае отказа вступить в брак. Отец невесты отвечал в случае отказа в четырехкратном, а с 472 г.н.э в двухкратном размере полученного задатка. Заключение двух помолвок, как и многобрачие, не допускалось.
Заключение брака предварялось наличием определенных условий. Во-первых, достижением брачного возраста. Для юношей он составлял 14 лет, для девочек – 12 лет. Необходимо было согласие жениха и невесты, а если они находились и под властью домовладыки, то и его согласие. Если домовладыка не давал согласия на брак без достаточного основания, оно могло быть получено принуждением со стороны магистрата. Не допускался брак лица, состоявшего в непрекращенном браке. Кроме того жених и невеста не должны были состоять между собой в близких степенях родства или свойства и должны были обладать ius conubii, т.е. правом на вступление в законный римский брак. Так, заключение «правильного» брака не допускалось между кровными родственниками по боковой линии в пределах четвертой степени родства. Брак между родственниками считался уголовным правонарушением, причем само преступление считалось обоюдным.
Брак расторгался в случае смерти, утраты свободы или гражданства, одним из супругов. Брак прекращался также по воле супругов, посредством развода (devortium) или же по одностороннему заявлению об отказе от брачной жизни (repudium). Долгое время принципом римского права было признание свободы развода. Однакр в правление императора Августа были предприняты серьезные ограничения этой свободы, а при императоре Юстиниане был запрещен развод по обоюдному согласию супругов. Односторонние заявления о разводе допускались в случае нарушения одним из супругов верности или покушения на жизнь другого супруга.
Отцовская власть.Патриархальный характер римской семьи проявлялся также во власти домовладыки (patria potestas)по отношению к детям. Самостоятельным лицом в семье был только отец; дочери и сыновья были лицами чужого права (personae alieni iuris) . подвластный сын обладал статусом свободы и гражданства. В области публичного права по достижению 25 лет он стоит рядом с отцом, может занимать публичные должности, кроме сенаторской. Но в семье он был всецело подчинен отцовской власти, независимо от возраста, даже когда состоял в браке и сам имел детей. Причем власть над детьми принадлежала именно отцу, а не обоим родителям.
Правовое положение детей. Первоначально отец распоряжался жизнью и смертью своих детей, будучи вправе выбросить новорожденного, вне зависимости от возраста, продать в рабство или лишить жизни. Однако со временем эти правомочия стали ограничиваться. К концу существования Римской империи, отцовская власть свелась к праву применять домашние наказания, причем детям дозволялось жаловаться магистру на чрезмерную строгость отца, и если жалоба подтверждалась, отца обязывали освободить детей от своей власти.
Подвластный сын имел право на совершение сделок с имуществом (commercium) , но все, что он приобретал, автоматически поступало в имущество отца, поскольку подвластное лицо не имело ничего своего. В случае совершения подвластным частного нарушения, деликта, потерпевший имеет право на особый иск action noxalis . а отец должен был либо уплатить потерпевшему сумму понесенного ущерба, либо передать подвластного в кабалу на срок, необходимый для обработки суммы ущерба.
С развитием торговли и хозяйственных отношений происходило расширение имущественной правоспособности подвластного. Еще в республиканский период в Риме сложилась практика выделять подвластному сыну часть имущества в самостоятельное управление. Такое имущество называлось пекулий (peculium). На этой почве складывались такие же отношения, как и по поводу рабского пекулия.
С течением времени количество видов пекулия расширяется, увеличивается имущественная самостоятельность подвластных лиц и их участие в гражданском обороте.
Имущественная правоспособность подвластных детей в праве Юстиниана. При Юстиниане устанавливается правило, по которому сыну принадлежало все приобретенное им имущество, за исключением купленного на средства отца. Последнее становилось собственностью pater familias , а в отношении имущества детей он имел лишь право пользования.
Основанием для возникновения отцовской власти (patria potestas) было рождение детей от данных родителей, состоящих в законном браке, узаконение детей рожденных вне брака, и усыновление чужих детей.
Узаконениеявлялось признание детей данных родителей, рожденных ими вне законного брака, например детей конкубины. Узаконение должно было быть проведено путем заключения соответствующего императорского рескрипта или же путем зачисления сына в члены муниципального сената, а дочери путем выдачи замуж за члена муниципального сената.
Усыновлениеустанавливало отцовскую власть над посторонним лицом. Если усыновлялось лицо, не находящееся под отцовской властью (persona sui iuris) , то это называлось arrogation , если же усыновление проводилось в отношении лица находящегося под отцовской властью, то оно называлось adoptio.
В результате аррогации, самостоятельное лицо поступало под отцовскую власть со всеми последствиями, в том числе и взаимным правом наследования. Последствием adoptio было прекращение родительской власти домовладыки и установление власти усыновителя. При усыновлении должны были соблюдаться следующие условия:
-усыновлять мог только мужчина, женщина – лишь в исключительных случаях;
-усыновитель не должен быть подвластным, т.е должен быть persona iuris;
-усыновитель должен быть старше усыновляемого не менее чем на 18 лет.
В отношении arrogatio требовалось еще, чтобы магистрат произвел исследование обстоятельств дела и выяснил, не отразится ли отрицательно усыновление на интересах усыновляемого.
Эманципация. Отцовская власть прекращалась также эманципацией (imancipatio)подвластного, т.е освобождением из-под власти по воле домовладыки, и с согласия самого подвластного. В начале она выражалась в активной троекратной продаже сына или однократной продаже дочери покупателю, который тотчас освобождал подвластного. В результате последний становился самостоятельным лицом (persona sui iuris), а отец утрачивал над ним patria potestas , будучи вправе пользоваться половиной его имущества.
В праве Юстиниана эманципация совершалась:
- получением императорского рескрипта с занесением его в протокол суда;
- заявлением домовладыки, зафиксированным в протоколе суда;
- фактическим предоставлением подвластному самостоятельного положения в течение длительного времени.
В ряде случаев, например, при нанесении тяжких обид и т.п., эманципация могла быть отменена.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.