Философские идеи проникают в Киевскую Русь одновременно с принятием и распространением христианства. Появляются произведения, содержащие тексты с философской проблематикой, с морально-назидательной направленностью, а также богословские сочинения. Это были, в основном, комментарии на труды византийских богословов, Среди знати и духовенства появились образованные люди, способные размышлять и истолковывать идеи Писания (Илларион, Владимир Мономах, Даниил Заточник и др.). Мысль этого периода не достигла высот подлинно философской рефлексии, хотя предпосылки для этого существовали.
Монголо-татарское иго и последующие смутные века Московского царства привели к практически полному исчезновению философских интересов в русской культуре. Отдельные образованные мыслители (Иосиф Волоцкий, Нил Сорский, Максим Грек и др.) не выходили за пределы комментирования, имевшего духовное назначение. Из мысли этого периода вошла в историю концепция старца Филофея «Москва – третий Рим», долгие века определявшая официальную позицию русской монархии и церкви. Известна также переписка царя Иоанна Грозного с Андреем Курбским. Последний в письмах из-за границы обличал тиранию Грозного, а также дикие порядки своего времени.
Возрождение русской мысли началось в XVII в. в эпоху царствования Алексея Михайловича. Впервые появляются русские люди (как духовного сословия, так и светские), которые пишут не только комментаторские, но и самостоятельные сочинения. Лидер церковного раскола протопоп Аввакум выступил против реформ Никона в церкви, призывая к личной вере и благочестию. Выступая за возрождение евангельского духа, против внешних церковно-догматических форм, Аввакум не только способствовал усложнению религиозной жизни, но и предложил своеобразную религиозную антропологию, перенеся веру вовнутрь человека. Юрий Крижанич и Григорий Котошихин впервые в России стали сопоставлять устои общественной жизни России и Европы. В трактате «Политика» Крижанич выступил с западнической позицией, призывая царя ввести в стране европейские порядки.
После того, как Петр Великий осуществил свои политические реформы, он решил учредить Академию наук, и поставил философию вкачестве одной из главных наук. При Петре в Россию стали проникать идеи классиков философии (Платона, Лейбница, Вольфа), начали постепенно переводиться и издаваться сочинения по философии. В петровское и послепетровское время появляются мыслители, которые последовательно проводили идеи философов Запада, причем в разных сферах: Феофан Пропокович в богословии, Василий Татищев в истории, Антиох Кантемир в метафизике. Их последователь Михаил Ломоносов, учреждая отечественную науку, литературу и создавая систему образования, прямо опирался на идеи Вольфа. Выступая последовательным рационалистом, Ломоносов смотрел на метафизику как на науку наук, венчающую здание из частных наук. Таким образом, русская философия первой половины XVIII в., несмотря на свою подражательность, принесла значительные плоды в области просвещения и сближения России с цивилизованными странами Запада.
В екатерининское время в моду входят идеи французских просветителей (Вольтера, Дидро, Руссо и др.). Екатерина II переписывалась с Вольтером, а Дидро даже жил в Петербурге два года. В рамках дворянской культуры того времени свободомыслие уживалось с религией, вольнодумство с абсолютизмом, а республиканские «прожекты» с крепостничеством. Воспользовавшись благоприятной ситуацией, целый ряд талантливых людей того времени (Д. Фонвизин, Д. Аничков, И. Третьяков, С. Десницкий, Я. Козельский, А. Сумароков, Н. Новиков и др.), цитируя французских философов, ратовали за развитие наук, открытие университетов и расширение свобод, выступая, вместе с тем, ревнителями дворянских привилегий. Александр Радищев решился сделать радикально иные выводы из учения Вольтера и Руссо. Признавая одинаковые политические и нравственные права за каждым человеком, Радищев высказывался против абсолютизма, призвав к равенству и прекращению угнетения народа. Напуганная американской и французской революцией, Екатерина заключила в тюрьму и сослала Радищева. Тем самым, Радищев стал первым русским диссидентом. Пострадав за правду, он стал своеобразным символом для многих поколений русской интеллигенции. С этого времени началась не прекращающаяся до 1917 г. оппозиция интеллигенции и правительства.
К началу XIX в. интеллигенция в России формируется как класс. Философские идеи немецких и французских романтиков, Канта, Шеллинга и Гегеля проникают в Россию. Никакая цензура и репрессии не могут остановить распространения свободомыслия. Все без исключения лидеры декабристов были сторонниками республиканских или конституционно-монархических идей. Практически все крупные литераторы изобличали угнетение народа и бесправие в России. Карамзин пишет историю России, открывшую глаза общества на бесконечные злоупотребления власти и варварские порядки. Это создало благоприятные условия для возникновения первого в России оригинального философского направления, не имеющего европейских аналогов – западничества. Ведущие западники (Петр Чаадаев, Виссарион Белинский, Александр Герцен) поставили вопросы, определившие характер русской философии: «Россия – это Восток или Запад? Это цивилизованная или варварская страна?», «Каково подлинное значение реформ Петра Великого?», «Петербург или Москва должны представлять Россию перед всем миром?» Но самой страшной для царской власти проблемой, отмеченной западниками была проблема о глубокой пропасти между монархами и дворянством, с одной стороны, и народом, с другой.
Николай I жестоко преследовал западнические идеи. Чаадаев был объявлен сумасшедшим за свои слова о том, что Петр I увидел в России «лист белой бумаги», полудикую страну, не внесшую в мировую культуру ничего ценного. Герцен был сослан, а затем эмигрировал. Находясь в Западной Европе, Герцен пришел к выводу об иррациональном характере истории и стал пропагандировать социалистические идеалы. Характерно, что европейские ценности западники совмещали с верой в величие русского народа. Так, Белинский в своих литературно-критических статьях доказывал, что литература должна быть прежде всего народной и реалистической. Он был первым русским человеком, который выступил с критикой такого авторитета в философии, как сам Гегель. Не соглашаясь с философией истории немецкого мыслителя, Белинский выступил против теории, согласно которой смысл истории воплощается в отдельном народе и избранных великих людях. Он полагал, что нельзя быть счастливым до тех пор, пока все другие люди не будут вести достойное существование. Нравственные идеалы Белинского предвосхитили мысли Достоевского, Соловьева, Бердяева, Толстого, которые видели «русское» решение нравственных вопросов не в личном совершенствовании, а в служении человечеству.
Противники западников называли себя славянофилами. Славянофильство сформировалось в 1840-х гг. (преимущественно в Москве), как реакция на западничество. Крупнейшие представители этого течения (Алексей Хомяков, Иван Киреевский, Иван и Константин Аксаковы и др.) доказывали ошибочность следования России путем западных ценностей и призывали вернуться к национальным идеалам допетровского времени, доказывали «загнивание» Европы и т. д. Николай Данилевский выпустил книгу «Россия и Европа», где утверждал, что Россия не может усвоить западных ценностей, поскольку относится к другому культурно-историческому типу. Характерно, что славянофилы также преследовались властями, поскольку учили о наличии особой правды в жизни допетровской России и крестьянских общин, доказывали, что в России раньше не было знати, социального неравенства, крепостничества. Несмотря на откровенный утопизм, славянофилы по-новому осмыслили своеобразие русской культуры, доказали ее уникальность и неповторимость.
В условиях отсутствия традиции, и наличия цензуры и погромов русская мысль к середине XIX в. приобрела преимущественно этический и социально-политический характер. Другие разделы философии, а также академическая философия в силу объективных обстоятельств и причин не могли существенно влиять на умы россиян. Поэтому русская философия с момента своего зарождения существует не только в научной, но также в художественной и публицистической форме.
В середине XIX в. в России доминирует философия революционных демократов (Николай Чернышевский, Николай Добролюбов, Дмитрий Писарев). Эти мыслители совмещали последовательный материализм и натурализм в философии с либерально-буржуазной идеологией. Будучи последователем Фейербаха, Чернышевский развивает антропологический принцип в философии, согласно которому человек есть целостный организм, а жизнь есть не что иное, как удовлетворение материальных и духовных потребностей организма. Поэтому культура вторична по отношению к природе; она не обладает самостоятельным существованием. Например, Писарев доказывал, что поэзия Пушкина бесполезна для общества, поскольку ее объектом выступают фальшивые, противоестественные потребности Онегина и прочих «лишних людей». Несмотря на большой элемент вульгарного материализма и низведение искусства, морали, религии до уровня потребностей быта, идеи революционных демократов были очень популярны. Возникло даже соответствующее течение в среде молодежи, названное нигилизмом. Нигилисты отрицали общепринятые моральные и культурные ценности, ставя во главу угла индивидуальное развитие человека, заключающееся в образованности, аскетическом образе жизни, служении обществу. Художественный облик Базарова – нигилиста, последователя Чернышевского – обрисован Тургеневым в романе «Отцы и дети».
На почве нигилизма выросло новое крупное социально-политическое течение – народничество. Крупнейшими деятелями народничества выступают Петр Лавров, Михаил Бакунин, Петр Ткачев, Николай Михайловский и другие Значение представителей народничества состоит не только в их политической программе, предвосхитившей возрастающую роль народа в событиях русской революции, но и в том, что в своих идеях они опирались на положения центральных правовых концепций европейских философов. Развивая идеи Герцена и Чернышевского, они утверждали, что народ представляет собой не нацию или определенную народность, но это есть социально-политическое понятие; народ – носитель экономической и культурной жизни страны, и именно он обладает высшим нравственным авторитетом. Не обошлось, конечно, и без определенной идеализации народа. Так, одни народники пропагандировали «хождение в народ» с целью просвещения низов, другие проповедовали анархизм (отрицание государства и власти), третьи основывали террористические организации («Народная воля» и др.), пытаясь убить царя и освободить народ от тирании монарха. Наступившая после убийства народовольцами в 1881 г. Александра II реакция и верноподданнические чувства народа обнажили утопичность народнических идеалов. В последние десятилетия XIX в. народничество постепенно уступает лидерство левым социально-демократическим движениям, главным из которых является русский марксизм (Георгий Плеханов, Александр Богданов, Владимир Ленин и др.). Марксисты, в отличие от народников, делали ставку на революционную агитацию. Организовав политическую партию, они подводили под научную основу неизбежность гибели царизма и капитализма в России.
В 1870-е гг. обретает новый импульс славянофильское движение. Поздние славянофилы уже не призывают вернуться к допетровским порядкам. Они призывают обратиться к высшим основам русской духовности, верить в русского человека и в русскую землю. Поэтому это направление получило название почвенничество. «Почва» противопоставляется «среде», а почвенничество – учению материалистов о полной зависимости человека от социально-экономических условий. Основоположником почвенничества является Федор Достоевский. В своих философски настроенных художественных и публицистических произведениях («Записки из подполья», «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы», «Дневник писателя» и др.) писатель ставит множество религиозно-философских, нравственных и политических вопросов. В центре творчества Достоевского стоит проблема нравственного выбора человека. Раскольников, Верховенский, Шигалев и другие герои его романов исповедуют теории, доказывающие право избранных на временное насилие и террор ради будущего всеобщего счастья. Достоевский полагает, что эта позиция является ложной в нравственном отношении; человек не может построить счастье на несчастье ближнего. Он также развенчивает человекобожие как веру в возможность установить царство благоденствия, лишенное религиозного основания. Герой романа «Бесы» Ставрогин – воплощение человекобожия – гибнет, так и не найдя приложения своей огромной внутренней силе.
Положительным этическим идеалом у Достоевского выступает деятельная любовь. Она представляет собой синтез личной глубокой веры, приобщения к народным истокам и жизни в служении ближним. Достоевский убежден, что прогресс человечества заключается в психическом и нравственном совершенствовании человека, а не в социальном развитии человечества. Деятельная любовь, вместе с тем, не может быть всеобщей, уравнительной. Герой «Идиота» князь Мышкин терпит крах, обнаруживая любовь-жалость и христианское всепрощение ко всем людям, без учета их развития, духовных запросов и характеров.
В своих публицистических сочинениях Достоевский проводит политику умеренного славянофильства. Не идеализируя жизнь и быт народа, он, тем не менее, пропагандирует нравственное здоровье простого человека, цельность облика человека из народа в отличие от наносных западных ценностей интеллигентов и «русских баричей». В одном месте Достоевский пишет, что его идеал в том, чтобы каждый человек из миллионов русского народа был сыт, образован и культурно развит. Достоевский, также, переосмысляет известный со времен Белинского тезис о народном характере поэзии Пушкина. По Достоевскому, не Евгений Онегин, а Татьяна выступает положительным идеалом поэта, поскольку она обладает устойчивой системой нравственных идеалов, связанной с глубинными корнями духовной жизни народа. Онегин же представляет собой инородное тело в русской жизни; он нравственно пуст, он только голая возможность совершенства. Нельзя сказать, что Достоевский полностью свободен от переоценивания народа. Он и его единомышленники (Николай Страхов, Аполлон Григорьев, Константин Леонтьев и др.) призывали к объединению славянского мира вокруг российской монархии, призывали взять Константинополь, доказывали неискоренимую любовь народа к царю и, следовательно, неотъемлемость монархии от основ жизни России и т. д. Перенесенные в официальные круги и в низы народных масс, эти идеи служили благодатной пищей для возникновения шовинистической и черносотенной идеологии, свойственной царствованиям последних двух российских монархов.
Наряду с идеями самого Достоевского, огромное значение имеют многочисленные теории и вопросы, которые он вкладывал в уста своих литературных героев. Например, Раскольников вопрошает: «Тварь я дрожащая или право имею?» Человек должен смириться со средой, принять ее, как она есть, или выстрадать право «действовать, жить и любить»? Иван Карамазов, отказываясь от будущего царства гармонии, задается вопросом: чего стоит вся эта гармония, если для ее установления требуется пролить хотя бы слезинку ребенка? Великий инквизитор, воплощающий в себе позицию церкви и теократического государства, спрашивает Христа: «Зачем ты пришел нам мешать?». Обращаясь так к Христу, он свидетельствует, что в религии главное не свобода, а власть и авторитет. Эти и другие проблемы, поставленные писателем, породили огромную философско-критическую литературу внутри страны, а также оказали значительное влияние на зарубежную мысль. Достоевский и по сей день считается на Западе крупнейшим русским мыслителем.
Другой великий писатель, ставший известным философом – это Лев Толстой. Философия Толстого обнаруживается не только в его художественных произведениях («Война и мир», «Анна Каренина», «Крейцерова соната» и др.), не только в публицистике («Не могу молчать», «Русская церковь» и др.), но также и в этических сочинениях («Исповедь», «Круг чтения», «Путь жизни» и др.). В «Войне и мире» Толстой представил философию истории, согласно которой в жизни человечества доминирует «роевое начало». История не может быть даже постигнута, тем более она не может направляться человеком. По мнению Толстого, историю направляют вечные идеалы и ценности, сформированные в основных мировых религиях и учениях мудрецов. Это обусловило характер этической концепции писателя, считавшего, что мудрость состоит в смирении и нравственном совершенствовании. При этом Толстой не призывал к отшельничеству; наоборот, он полагал, что труд на благо ближних – самое достойное поприще человека.
Понимая знание как мудрость, как «искусство жить», Толстой вступает в сложное отношение с христианством. С одной стороны, Толстой видит в Христе великого человека и учителя, с другой стороны, он отрицает божественность Христа и необходимость существования церкви. По Толстому, не только в христианстве, но и в других религиях (буддизме, мусульманстве и т.д.) можно достичь подлинного богопознания. В результате, писатель вступил в конфликт с религиозными кругами и был отлучен от церкви.
Ведущим русским мыслителем конца XIX в. является Владимир Соловьев (1853-1900). В своих главных трудах «Оправдание добра», «Чтения о богочеловечестве», «Философия цельного знания», «Смысл любви» он создает одну из самых целостных философских систем в русской мысли.
Вл. Соловьев тесно связывает проблемы европейского абсолютного идеализма (Кант, Шеллинг, Гегель) с религиозно-философской проблематикой. Согласно Соловьеву, существует изначальное умопостигаемое единство знания и мира. Это единство Соловьев называет истинно-сущим. Истинно-сущее представляет собой не все бытие, а абсолютную сущность бытия. Истинно-сущее изучают три основные науки: логика, постигающая истинно-сущее само по себе; метафизика, изучающая отношение сущего к миру, и этика, познающая отношение мира к сущему. Философия, теология и наука, взятые в свободном и органическом единстве, образуют цельное знание, постигающее всеединое, которое представлено в виде трех главных идей: истины, добра и красоты. Несмотря на то, что Соловьев рационально определяет истинно-сущее, он считал его непостижимым без наличия веры.
Размышляя над Евангелием и идеями Достоевского, Соловьев выводит в качестве центральной этической проблемы оправдание (т. е. доказательство безусловности) добра в мире, а в качестве главного пути к нему разрешение противоположности человекобожия и богочеловечества как двух возможных интерпретаций будущего человечества. Соловьев полагает, что люди придут к богочеловечеству, руководствуясь двумя главными ценностями: это 1) христианство (при этом Соловьев учит о вселенской церкви, а не о православии или какой-то другой конфессии) и 2) социализм (понимаемый Соловьевым не в экономическом, а, скорее, в этическом духе - как состояние общества, свободного от угнетения и несправедливости). Высшие ценности морали и религии Соловьев считает мистическими, доступными лишь вере, хотя, вместе с тем, он пытается рационально определять их. В результате возникла противоречивость в концепциях Соловьева и многих его последователей, которые полагали, что идеалы не отвлеченны, а могут быть осуществлены на земле. Это привело к возникновению богостроительства. Богостроители {Дмитрий Мережковский, Николай Минский, и др.) культивировали теософию, учили о необходимости быть готовым к пришествию Христа, доказывали необходимость Третьего Завета с Богом, после которого наступит царство Духа (сменившее царство Отца и царство Сына). Богостроители организовали «Религиозно-философские собрания», на которых делалась попытка не только обновить христианство, но и сблизить позиции иерархов церкви и религиозно настроенной интеллигенции.
Для первых десятилетий XX в. характерна очень бурная философская жизнь, которую Н. Бердяев неслучайно назвал «новым духовным Ренессансом». В это время создается много оригинальных философских концепций, среди которых занимают ведущее место теории Николая Бердяева, Василия Розанова, Сергея Булгакова, Павла Флоренского, Ивана Ильина, Николая Лосского и др. Несмотря на огромное различие в позициях, все эти философы считали себя, прежде всего, религиозными философами, обсуждая преимущественно религиозные, нравственные и социально-политические проблемы.
Н. Бердяев в трудах «Смысл творчества», «Русская идея», «Самопознание», «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого» доказывает, что все мировоззренческие проблемы носят антропологический характер. Для Бердяева значимы только экзистенциальные вопросы, т.е. те, которые определяют «личный духовный опыт». Человек обладает такой свободой, что он может разрешить конфликты внутри себя. Свобода может осуществиться только через творчество, которое, в свою очередь, неотделимо от веры. Характерно, что Бердяев понимает творчество как творение совершенно нового из ничего; причем, высшим видом творчества он считает «творчество новой жизни».
В. Розанов в сочинениях «В мире неясного и нерешенного», «Уединенное», «Опавшие листья» и других сосредотачивается на вопросах религии и пола. По мнению Розанова, христианство несовместимо с жизнью, поскольку проповедует смерть и аскетизм. Взамен христианства Розанов предлагает возродить ценности древнего иудаизма как «религии плодородия и чадородия». Розанов также полагает, что человек должен сосредоточиться исключительно на «маленьком», то есть на том, что составляет его заботы, интересы и повседневные нужды. Эту, казалось бы, обывательскую философию Розанов излагает в виде афоризмов, приобретших большую известность, которые ниспровергают все отвлеченные «большие», «всеобщие» и «общечеловеческие» ценности. Розанова справедливо называют русским Ницше; он так и не сумел вписаться в какое-то направление.
В начале XX в. философия в России становится массовым увлечением интеллигенции, затрагивающим все слои образованного общества. Возрастает роль академической философии, увеличивается количество переводов философских произведений, выходят периодические издания («Вопросы философии и психологии», «Вопросы жизни» и др.), имеет место борьба школ и напряженная полемика, выходит большое количество критических работ, разрабатываются проблемы ведущих современных времени школ Запада: позитивизма, неокантианства, прагматизма и т. д. Все это позволяет сделать вывод о наличии русской философии XX в. как полноценной культурной традиции, постепенно приближающейся к философским стандартам и критериям ведущих стран.
Все эти процессы были прерваны после 1917 г. Партия большевиков практически сразу установила цензуру и идеологический гнет. Многие философы были высланы в 1922 г., другие бежали за границу. Оставшиеся в России философы либо попали в лагеря, либо перестали печататься. Ведущие теоретики марксизма-ленинизма (Владимир Ленин, Лев Троцкий, Николай Бухарин, Иосиф Сталин и др.) полагали, что только марксистская философия имеет право на существование. Называя все другие концепции буржуазными, идеологический аппарат ВКП(б) объявил марксизм «единственно правильной философией» победившего пролетариата. До 1988 г. философия в СССР существовала в условиях жестокого цензурного гнета и практически полной изоляции от Запада. На фоне безликой массы специалистов по «диамату», «истмату» и «научному коммунизму» только немногие, искусно лавируя и осторожно выбирая специальные темы для исследований, смогли составить себе имя. Среди них А. Лосев, В. Асмус, В. Тугаринов, Э. Ильенков, М. Мамардашвили.
Основной поток русской философии переместился за границу; вследствие этого появляется философия русского зарубежья. Эту философию составили, в основном, политэмигранты (Д. Мережковский, Н. Бердяев, Н. Лосский, Ф. Степун, Г. Федотов и др.). Философия русского зарубежья сохранила идеалистическую и религиозную направленность. Русские философы очень много писали о русском коммунизме, разрабатывали эсхатологические и богостроительские концепции. Усиленно разрабатывалась концепция русской идеи, представляющая собой ретроспективное рассмотрение российской философии и культуры, выявление ее уникальности и своеобразия, определение судьбы России и ее интеллигенции. Однако эта философия была оторвана от России и русской читательской аудитории. В послевоенное время философия зарубежья начала мельчать, приобретая характер антисоветской идеологии. В результате, когда после 1988 г. произведения мыслителей зарубежья были переизданы, они, во многом, уже не отвечали новым запросам времени и не оправдывали надежд, что они послужат для современности социально-политическими пособиями.
В результате в 1990-х гг. стало очевидно, что русская дореволюционная философия, равно как и философия марксизма, не может выступать платформой для обновления отечественной философии, что привело к обращению российских философов в сторону Запада. В современной России, в частности, особенно популярны идеи французских и немецких философских школ: экзистенциализма, феноменологии, герменевтики и др. С наступлением перестройки Россия активно адаптируется в мировой философии, восстанавливает утраченную в ходе десятилетий идеологического гнета свободу творчества и дискуссий. Однако, вполне естественно, что за столь короткий срок в условиях постоянных изменений жизни в России отечественная философия не смогла еще выработать новых основ. В наше время в России имеет место свободная конкуренция самых различных философских концепций, что напоминает свободную конкуренцию школ эпохи досократиков.