Возраст(aging) процесса– повышение операционной системой приоритета длительное время находящегося в системе процесса.
Время обработки процесса (turnaround time)– время, необходимое для исполнения какого-либо процесса.
Время ожидания (waiting time) –время, которое процесс ждет в очереди процессов, готовых к выполнению.
Время ответа (response time)– время, требуемое от момента запроса (команды) пользователя до первого ответа системы.
Голодание (starvation)- ситуация в системе, когда процессы с низким приоритетом длительное время ждут и не получают квантов времени процессора.
Диаграмма Ганта (Gantt chart)– схема в виде "временной линейки", изображающая имена процессов и временные диапазоны их выполнения, выраженные в некоторых единицах времени.
Диспетчеризация (процессора) –распределение времени процессора между процессами в системе путем поочередного выделения планировщикомоперационной системы процессам квантов процессорного времени.
Диспетчеризация без прерывания процессов (non-preemptive) –стратегии диспетчеризации, не использующие прерывания работы процессов при поступлении в систему более коротких или более приоритетных.
Диспетчеризация с прерыванием процессов (preemptive) –стратегии диспетчеризации, использующие прерывания работы процессов при поступлении в систему более коротких или более приоритетных.
Использование процессора (CPU utilization)– поддержание его в режиме занятости максимально возможный период времени.
Многоуровневая очередь– совокупность системных очередей, содержащих в отдельных очередях процессы различных классов и приоритетов (например, пакетные и интерактивные).
Планировщик (scheduler) –компонента ОС, которая выбирает один из нескольких процессов, загруженных в память и готовых к выполнению, и выделяет процессор для одного из них.
Пропускная способность системы (throughput)– (среднее) число процессов, завершающих свое выполнение за единицу времени.
Скрытая активность (латентность) диспетчера (dispatch latency)– время, требуемое для диспетчера, чтобы остановить один процесс и стартовать другой.
Стратегия First-Come-First-Served (обслуживание в порядке поступления)– стратегия диспетчеризации, при которой ресурсы процессора предоставляются процессам в порядке их поступления в систему, независимо от потребляемых ими ресурсов.
Стратегия Round Robin (RR, круговая система)– стратегия диспетчеризации, при которой всем процессам по очереди предоставляются одинаковые кванты времени.
Стратегия Shortest Job First (SJF, обслуживание самого короткого задания первым)– стратегия диспетчеризации процессора, при которой процессор предоставляется в первую очередь наиболее короткому процессу из имеющихся в системе.
Стратегия Shortest-Remaining-Time-First (SRTF, обслуживание процесса с минимальным оставшимся временем выполнения) -стратегия диспетчеризации процессора, при которой процессор предоставляется в первую очередь процессу с минимальным оставшимся временем выполнения.
Цикл CPU / I-O– чередование периодов использования процессора и ожидания ввода-вывода.