По официальным данным Департамента условий и охраны труда Министерства труда России, жертвами несчастных случаев на производстве ежегодно становятся 150-200 тыс. человек. Из них 20 тыс. пожизненно остаются инвалидами, а 5 тыс. гибнут. Экономическая сторона этой проблемы выглядит не менее впечатляюще. Из-за низкого уровня дисциплины, из-за несоблюдения требований техники безопасности «вылетают в трубу» огромные средства. Только прямые потери, связанные с различными формами возмещения, восстановления разрушенного оборудования и т. д., составляют ежегодно около 4 млрд рублей.
Традиционная техника безопасности базируется на категорическом императиве — обеспечить безопасность, не допустить никаких аварий. Как показывает практика, такая концепция не адекватна законам техносферы. Требование абсолютной безопасности, подкупающее своей гуманностью, может обернуться трагедией для людей, потому что обеспечить нулевой риск в действующих технических системах невозможно.
Ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопас-ности. Следовательно, можно сформулировать следующее заключение: любая деятельность потенциально опасна. Это утверждение имеет аксиоматический характер. Из этой аксиомы следует вывод: несмотря на предпринимаемые защитные меры, остаточный риск всегда сохраняется.
Невозможность достижения абсолютной производственной безопасности предполагает введение понятия социально приемлемый (допустимый)риск. Так называют состояние безопасности, которое достижимо по техническим и экономическим соображениям на современном этапе развития науки и техники. Приемлемый риск гибели человека в течение года для обычных условий принимается равным 10-6, что соответствует риску гибели людей на Земле в течение года от природных опасностей. В качестве примера приведем зарубежные данные, характеризующие индивидуальный риск (табл. 1.10).
Таблица 1.10
Индивидуальный риск фатального исхода за год, обусловленный различными причинами (данные для всего населения США)
Причина
Степень риска
Причина
Степень риска
Автомобильный транспорт
3•10-4
Воздушный транспорт
9•10-6
Падение
9•10-5
Падающие предметы
6•10-6
Пожар и ожог
4 •10-5
Электрический ток
6•10-6
Утопление
3•10-5
Железная дорога
4•10-7
Отравление
2 •10-5
Молния
5•10-7
Огнестрельное оружие
1 •10-5
Все прочие
4•10-5
Станочное оборудование
1 •10-5
Общий риск
6 •10-4
Водный транспорт
9•10-6
Ядерная энергия
2•10-10
Для сравнения риска многие специалисты предлагают ввести экономический эквивалент человеческой жизни. Такой подход вызывает возражение, состоящее в том, что человеческая жизнь свята и финансовые сделки в этой области недопустимы.
Однако на практике неизбежно возникает необходимость в такой оценке именно при организации безопасности людей, если вопрос ставится так: «Сколько надо израсходовать средств, чтобы спасти человеческую жизнь?». По зарубежным исследованиям, человеческая жизнь оценивается в сумму от 650 тыс. до 7 млн долларов США. Следует отметить, что процедура определения риска весьма приблизительна. Можно выделить четыре методических подхода к определению риска.
Инженерный, опирающийся на статистику, расчет часов, вероятностный анализ безопасности, построение деревьев опасности.
Модельный, основанный на построении моделей воздействия вредных факторов на отдельного человека, социальные, профессиональные группы и т.п.
Экспертный, когда вероятность событий определяется на основе опроса опытных специалистов-экспертов.
Социологический, основанный на опросе населения.
Перечисленные методы отражают разные аспекты риска, поэтому применять их необходимо в комплексе.