Логическим продолжением отмены крепостного права стало проведение царским правительством буржуазных реформ–военная, земская, судебная, городская, учебная, печати, которые в определённой степени способствовали реформированию феодальной структуры феодального общества. Однако в Беларуси наблюдались существенные особенности, вызванные восстанием 1863 – 1864 г.: 1) земская реформа, вводившая в губерниях и уездах, выборные органы местного самоуправления, на западные губернии не распространялись по причине политического недоверия властей к местным польским помещикам, составляющих около 80% всех землевладельцев ( только в 1911 г. да и то только в 19 на Востоке); 2) в крае был установлен режим исключительных законов (до 1879г.), существенно отразивший гражданские и имущественные права населения, прежде всего, католические белорусские и еврейские; 3) всячески проводилась политика насаждения российского дворянского землевладения и чиновничества с целью русификации края; 4) позже, чем в России, начались судебная и городская реформы. Городское самоуправление осуществлялось на основе имущественного ценза, ограничивалась представительство еврейского населения (а они большинство в городах); 5) мировые судьи из-за отсутствия земли назначали министром юстиции и т.д.
Буржуазное направление реформ в Беларуси было более ограниченным, чем в Центральной России, поскольку сущность политики царизма в западных губерниях определяли великодержавные, колонизаторские задачи. С целью русификации здесь был фактически установлен режим исключительных законов. Это прежде всего ограничительные меры правительства в области землевладения и землепользования, принятые во время и после подавления восстания 1863 года и направленные преимущественно против католиков, евреев и иностранных подданных. Они привели к относительному понижению ценности земли, препятствовали ее свободной купле-продаже, способствовали сохранению дворянского землевладения в белорусских губерниях. Та часть общества, которая ратовала за переход к европейской демократии, была недовольна умеренностью и непоследовательностью реформ, их скромными результатами. Другая, консервативная, была напугана нововведениями. Реформы 60-70 годов изменили социально-экономические основы страны, явились вторым (первый - эпоха Петра 1 для России) принципиальным шагом для империи в целом по пути европеизации. В Беларуси начинается процесс формирования индустриального общества. Однако российские реформы не были доведены до своего логического завершения - введения конституционного строя. На то три важнейшие причины. Первая - трагическая гибель Александра II. Вторая - ограниченность реформистского потенциала общества. Третья - не изжито до конца крепостничество во всем его обличии, не пройдена его стадия тотального кризиса. В результате периода контрреформ к прежним противоречиям (между формировавшимся индустриальным обществом и остатками традиционно-феодального) добавились новые (уже в рамках растущего капиталистического).
После убийства Александра II разгорелась острая борьба между либералами - сторонниками реформ - и консерваторами, охраняющими патриархальные традиции. Новый царь – Александр III - стал на сторону консерваторов.
Русификация края совпала с периодом отката реформ (контрреформы 80х-90х годов), когда наблюдался возврат к старому (особенно в политической области) – укреплению сословий строя и самодержавия. Всё это затянуло процесс модернизации страны особенно в национальных рамках.
Начался откат от реформ. Постепенный возврат к старому, укрепление сословного строя и самодержавия составляло суть внутренней политики Александра III. Либерально настроенные чиновники были удалены из государственного аппарата. Однако полного свертывания реформ провести уже было невозможно. Реформы продолжались, но их характер и механизм реализации были иными. Если при Александре II реформы осуществлялись комплексно, во всех сферах сразу, то Александр III, опасаясь террора и революционных выступлений, шел другим путем. Он приостановил реформирование политической сферы, пытаясь вернуться назад. Была вновь ограничена демократия. Выборные органы местного самоуправления были поставлены под контроль чиновников. Вновь была введена цензура, отменена автономия университетов. По циркуляру 1887 года в гимназии было запрещено принимать детей простого народа. Была предпринята попытка ликвидировать элементы разделения властей; ограничивалась деятельность присяжных. Если реформы 60-70 годов проходили под знаком сближения прав различных сословий, то политика 80-90 годов в этой области была направлена на сохранение сословной замкнутости российского общества. 80-е годы стали временем строгого полицейского надзора за населением. Но это не ликвидировало того продвижения к европейской цивилизации, которое произошло в 60-70 годах. Более того, в социально-экономической области реформы продолжались.
Таким образом, реформирование шло по пути неприкосновенности самодержавного строя, но активного расширения рыночных отношений в экономике, которые обуславливали промышленный подъем в 90-е годы XIX века и переход к индустриализации империи, в том числе и промышленный рост на Беларуси.