Конспект лекций по предмету "История России"


Референдумы 1995 и 1996 гг.

С целью обеспечения эффективной государственной политики Президентом А. Лукашенко была проведена реформа системы исполнительной власти. В начале 1995г. была создана вертикальная структура власти. Она включала исполнительные и распорядительные органы, как в центре, так и на местах.
Между тем в обществе продолжались политические разногласия и борьба.
Важным этапом борьбы между властью и оппозицией стали парламентские выборы, назначенные на 14 мая 1995г. Для участия в выборах оппозиционные партии организовали предвыборный блок, но победить на выборах не смогли. Президент инициировал проведение в один день с парламентскими выборами республиканского референдума.
На референдум были вынесены следующие четыре вопроса:
1 о придании русскому языку равного статуса с белорусским;
2 о введении нового государственного флага Республики Беларусь и Государственного Герба Республики Беларусь;
3 об одобрении действий Президента, направленных на экономическую интеграцию с Российской Федерацией;
4 о внесении изменений в Конституцию Республики Беларусь, которые предусматривали возможность приостановления полномочий Верховного Совета Президентом Республики Беларусь в случаях систематического или грубого нарушения Конституции.
Эти вопросы получили поддержку граждан Республики Беларусь.
В голосовании приняло участие 64,8% избирателей, имевших право участвовать в референдуме. По первому вопросу положительно ответило 83% избирателей, по второму вопросу – 75,1%, за одобрение действий Президента, направленных на экономическую интеграцию с Российской Федерацией проголосовало 83,3% избирателей, по четвертому вопросу положительно проголосовало 77,7%, принявших участия в референдуме.
В соответствии с волеизъявлением народа сразу же после референдума была введена новая государственная символика, сняты ограничения в использовании русского языка, более интенсивным стало белорусско-российское сотрудничество.
Летом – осенью 1996 г. в Беларуси обострился конфликт из-за раздела властных полномочий между Президентом и Верховным Советом. Постепенно он приобрел характер конфронтации. Каждая из сторон предлагала вынести на референдум свой вариант поправок к действующему с 1994 г. Основному Закону. Согласно президентскому проекту, многих властных полномочий лишался Верховный Совет, согласно позиции парламента – упразднялся даже президентский пост.
В июне 1996 г. Президент внес в Верховный Совет предложение о референдуме по вопросам, которые касались, в том числе, и проблем, закрепленных в Конституции.
1 О перенесении национального праздника с 27 июля (День провозглашения суверенитета в 1990г.) на 3 июля (День освобождения Минска Красной Армией в 1944г.).
2 О свободном обороте земли.
3 Об отмене смертной казни.
4 О принятии новой редакции Конституции Беларуси 1994г.
В условиях обостренной конфронтации в обществе, попыток оппозиции сорвать референдум, а так же неудачной попытки провести Верховным Советом 20 ноября процедуры импичмента Президенту 24 ноября 1996 г. состоялся второй республиканский референдум.
За принятия Конституции Республики Беларусь 1994г. с изменениями и дополнениями (новой редакции Конституции Республики Беларусь) проголосовали около 5,2 млн. человек, или 70.45% граждан, внесенных в списки для голосования.
Республика Беларусь – это президентская республика с точки зрения формы правления. Президент является гарантом Конституции, прав человека и гражданина. Исполнительную власть возглавляет Премьер-министр. Новая редакция Конституции расширила права и полномочия Совета Министров.
Вместо однопалатного Верховного Совета был сформирован двухпалатный парламент – Национальное собрание, который состоит из Палаты представителей (110 депутатов) и Совета Республики (по 8 человек, избранных от каждой области и г. Минска, и 8 человек, назначаемых Президентом).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.