Конспект лекций по предмету "Экономическая теория"


Национальные модели рыночного хозяйства

Причинами их различий являются: своеобразие истории стран, уровень экономического развития, социальные и национальные условия. Изучение этих моделей имеет практическое значение для разработки модели развития России, чтобы,  не копируя их, творчески использовать с учетом конкретных условий.
АМЕРИКАНСКАЯ ЛИБЕРАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ капитализма построена на поощрении предпринимательской активности и обогащении наиболее активной части населения.     Здесь очень мал удельный вес государственной собственности (10%), минимальное государственное регулирование экономики. Задача социального равенства не ставится, но бедным создается приемлемый уровень жизни за счет льгот и пособий. Высок разрыв в уровне зарплаты  (110-кратный между зарплатой главы фирмы и служащих). Модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации населения на достижение личного успеха.
ШВЕДСКАЯ МОДЕЛЬ «функциональная социализация» отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения за счет очень высокой нормы налогообложения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов в 90-х гг. составила 70% ВНП, причем более половины этих расходов идет на социальные нужды.
Здесь функция производства выполняется частными предприятиями, действующими на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (занятость, образование, социальное страхование) и развития инфраструктуры (транспорта, науки) – государством.
ГЕРМАНСКАЯ МОДЕЛЬ «социальное рыночное хозяйство» формировалась на основе ликвидации концернов гитлеровских времен и путем предоставления всем формам хозяйства возможности устойчивого развития. Особым покровительством пользовались так называемые миттельштанд, то есть мелкие и средние предприятия и фермерские хозяйства. Государство активно влияло на цены, пошлины, технические нормы. Создатель модели Людвиг Эрхард поставил целью «вырастить» средний класс и за 5 лет поднял Германию из руин.
ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. Так достигается снижение себестоимости продукции и повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится.
Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства, направленной на создание такой хозяйственной  среды, в которой перспективные отрасли развиваются  динамично.
ЮЖНОКОРЕЙСКАЯ МОДЕЛЬ имеет много общего с японской. Это в частности относится к особенностям психологического склада населения страны, его высокому трудолюбию и ответственному отношению к своим обязанностям, базирующимся на нравственных нормах конфуцианства (это религиозное учение китайского мыслителя Конфуция (Кун-Фу-Цзы), жившего по преданию в 6 веке до рождества Христова). Его важнейшие положения: беспрекословное подчинение монарху и феодалам и культ предков, на чем строится система морально-политической философии.
Общим для японской и южно-корейской моделей является активное участие государственных органов в перестройке экономики. Однако южнокорейская модель имеет и свои специфические элементы. Некоторые из них раньше (в прошлом веке – и в первой половине текущего века) использовались в японской модели  и применимы для России. Это государственное содействие созданию крупных корпораций, так называемых ”че-боль”, переросших затем в финансово-промышленные конгломераты.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.