Нарратив (англ. и фр. narrative - рассказ, повествование, от лат. narrare - рассказывать) - понятие философии постмодерна , которое фиксирует процессуальность самоосуществления как способ бытия текста .
Термин заимствован из историографии , где возникает в рамках концепции "нарративной истории", трактующей смысл исторического события не как обоснованный объективной закономерностью исторического процесса, но как возникающий в контексте рассказа о событии и имманентно связанный с интерпретацией (например, работа Тойнби "Человечество и колыбель-земля. Нарративная история мира", 1976 ).
Идея привнесености содержания в качестве основной ложится в фундамент постмодернистской концепции значения: как событие в нарративной истории не сводится историком в поисках его значения к некой общей, изначальной закономерности, имманентно проявляется в событиях, так и текст в постмодернизме не рассматривается с точки зрения презентации в нем исходного объективного наличного смысла (разрушение "онто-тео-теле-Фалло-фоно-лого-центризма" текста у Дерриды ; снятие "запрета на ассоциативность", вызванную "логоцентризмом индоевропейского предложения" в Кристевой ).
Вследствие этого текст не предполагает и своего понимания в герменевтичному смысле этого слова: текст, понимаемый как "эхо-камера" ( Барт ), лишь возвращает субъекту привнесенный им смысл, - Н. конституируется лишь в процессуальности нарации как "выявление" ( Гадамер ). По формулировке Ф. Джеймисона , нарративная процедура "действует реальность", одновременно утверждая ее относительность и свою "независимость" от сотворенного смысла. "Повествовательная стратегия" постмодернизма является радикальным отказом от реализма во всех возможных его интерпретациях, включая: литературно-художественный критический реализм, ибо критиковать - значит считаться с чем как с объективным (а постмодерн даже символизм отвергает за то, что знаки все- таки трактуются как следы и метки некой объективной наличии); средневековый реализм, ибо постмодерн относится к тексту принципиально номиналистической; даже сюрреализм, ибо постмодерн не ищет "зон свободы" в индивидуально-субъективной эмоционально-аффективной сфере, и поэтому обретает свободу не в феноменах детства, сновидения или интуиции, как сюр, но в процедурах "деконструкции" ( Деррида ) и "означивания" ( Кристева ) текста, предполагающих произвольность его центрации и семантизации.
Настоящая свобода и реализует себя в постмодернизме посредством нарративных практик: "все, что является человеческим, мы должны позволить себе высказать" (Гадамер). Условием возможности такой свободы является принципиальная открытость как любой нарации ("всякая беседа имеет внутреннюю бесконечность" - Гадамер), так и текста: "все сказанное всегда обладает истину не просто в себе самом, но указывает на уже и еще не сказано". И только когда "несказанное совмещается со сказанным, все высказывание становится понятным" (Гадамер). В данном контексте общая для постмодерна установка, которая может быть обозначена как "смерть субъекта" (и, в частности, "смерть автора"), появляется одной из своих возможных сторон: Н. Автора в процессе чтения снимается Н. Читателя, который по-новому центрирующего и означуваю текст.
Источником смысла текста, таким образом, становится не Автор, но Читатель: по оценке Дж.Х. Миллера, "читатель овладевает произведением ... и налагает на него определенную схему смысла ... Чтение никогда не бывает объективным процессом обнаружения смысла, но вложением смысла в текст, который сам по себе не имеет никакого смысла". (См. Язык искусства ).
В фундаментальной для обоснования культурной программы постмодернизма работе "Постмодернистская судьба" Лиотар определяет модернизм как культуру "больших нараций" ("метанаративив"), как определенных социокультурных доминант, своего рода властных установок, объективируются не только в социальных институтах и структурах, алезадають легиитимизацию того или иного (но обязательно одного) типа рациональности и языка. Такие "доминантные повествования", по формулировке Джеймисона, является не столько вербальное рассказ, сколько "епистемологична категория". Модель "объясняющего рассказа", основанная на презумпции принципиально повествовательной природы знания, лежит в основе наративистських концепций объяснения ( А. Данте , У. Геллы, М. Уайт, Т. М. Гуд и др.).. Как детерминирующие векторы, организующие культуру модернизма, выступают такие "великие истории" ("метаоповидання"), как идея прогресса, идеалы Просвещения, гуманизм свободы личности, гегелевская диалектика духа и т.п.. - В отличие от этого, постмодерн постулирует принципиальный плюрализм возможных Н., вариабельность рациональностей, фейерверк релятивных смыслов, обосновывая языковые игры как альтернативу языку. Тем самым постмодерн осуществляет радикальный отказ от самой идеи традиции: ни одна из возможных форм рациональности, ни одна языковая игра, ни один Н. не является претензией на основоположение приоритетной (в перспективе - нормативной и, наконец, единственно легитимной "метанарации". Это находит свое видображенння в фигуре "мертвой руки" (К. Брук-Роуз), заимствованной постмодерном из юридической практики, где она означает владение без права передачи по наследству.
В условиях "заката больших нараций" девальвирован оказывается не только онтологическая, но даже конвенциональная универсальность как разновидность идентичности: "консенсус стал устаревшей и подозрительной ценностью" (Лиотар). В условиях тотального культурного плюрализма такая установка оценивается постмодерном как естественная: "затерявшись в ночи среди болтунов ... нельзя не ненавидеть видимости света, идущего от болтовни" (Батай). Постмодерн, таким образом, отвергает "все метаповиствування, все системы объяснения мира", заменяя их плюрализмом "фрагментарного опыта" (И. Хассан). - В отличие от "эпохи больших нараций" постмодерн - это "эпоха комментариев, который мы принадлежим" ( Фуко ).
Идеалом культурного творчества, стиля мышления и стиля жизни становится в постмодерне коллаж как условие возможности плюрально означивания бытия. "Эклектизм является нулевой степенью общей культуры: по радио слушают реггей, в кино смотрят вестерн, на ленч идут в закусочную Мак-Дональда, на обед - в ресторан с местной кухней, употребляют парижские духи в Токио и носят одежду в стиле ретро в Гонконге" (Лиотар).