Реферат по предмету "Финансовые науки"


Финансово-кредитная система РФ, принципы ее формирования и функционирования отдельных звеньев

Государственный Университет Управления
Заочное отделение
Учебнаядисциплина –Финансы, денежное обращение и кредит
КУРСОВАЯ РАБОТА
натему:
Финансово-кредитнаясистема РФ, принципы ее формирования и функционирования отдельных звеньевМосква 2000
СОДЕРЖАНИЕВведение …………………………………………………………………3
 
1. Понятие и сущность финансово-кредитной
системы и ее звеньев …………………………………………………5
2. Характеристика,формирование и принципы
функционированияосновных звеньев финансово-
кредитнойсистемы …………………………………………………...10
 
2.1.Бюджетное звено финансово-кредитной системы …………-
2.1.1. Государственные внебюджетные фонды РФ………………...12
2.1.2. Государственный кредит ………………………………………14
2.2.Банковское (кредитное) звено финансово-кредитной
системы ………………………………………………………………15
2.3.Страховое звено финансово-кредитной системы ……….…..20
3.Финансы предприятий различных форм
собственности…………………………………………………….….25
 
Заключение………………………………………………………………30
Списокиспользованных источников ……………….…………… 32

Введение
Государство не может реализовать своювнутреннюю и внеш­нюю политику, обеспечить выполнение своих социально-экономи­ческихпрограмм, функций обороны и безопасности страны, не располагая финансовымиресурсами, не используя широкие воз­можности воздействия на все эти явленияпосредством финансово­го механизма. Развитие в стране местного самоуправления,призванного решать задачи местного значения, также требует соответ­ствующегофинансового обеспечения, функционирования финан­сов муниципальных образований.
Переход к рыночным отношениям требуетусиления роли эко­номических, в том числе и финансовых, рычагов в регулированииобщественного производства взамен административно-командных методов управления.Развитие этих отношений обусловлено обще­ственным разделением труда, наличиемразных форм собственнос­ти и основанных на них организационно-правовых формхозяйст­венной деятельности, экономической обособленностью и равно­правием ихсубъектов, внешнеэкономическими связями. В ре­зультате распределениеобщественного продукта и национального дохода происходит в денежной форме.Конституционное и законо­дательное закрепление разнообразия форм собственностии разви­тия рыночного механизма[1]определяет перспективы расширения и углубления товарно-денежных отношений вРоссийской Феде­рации.
Финансы как целостная экономическаякатегория, обладаю­щая общими свойствами, имеют свою структуру, в которуювходят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), для каждого из которыххарактерны свои особенности. Необходимость их выделе­ния обусловленамногообразием потребностей общества, которые обслуживают финансы, охватываясвоим воздействием всю эконо­мику страны и социальную сферу. Совокупностьвходящих в со­став финансов звеньев (институтов) в их взаимосвязи образует фи­нансово-кредитнуюсистему страны.
В финансовой системе Российской Федерациив последние годы произошли существенные изменения в связи с новыми экономи­ческимии политическими условиями (переход к рыночным отно­шениям, распад СССР,изменение федеративных отношений в Российской Федерации, становление местногосамоуправления и др.). Они коснулись как состава финансовой системы (появилисьновые институты), так и содержания вошедших в нее звеньев, их внут­реннегостроения, взаимодействия между собой.
На современном этапе в состав финансовойсистемы Российской Федерации входят:
– бюджетнаясистема, состоящая из государственных (феде­рального бюджета и бюджетовсубъектов Федерации) и местных бюджетов муниципальных образований;
–внебюджетные целевые государственные и муниципальные
(местные) фонды;
–финансы предприятий, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;
–имущественное и личное страхование;
–кредит (государственный, муниципальный и банковский). Названные звеньяфинансовой системы существуют как на фе­деральном уровне, так и на уровнесубъектов Федерации и местно­го самоуправления. Все они обладают общимисвойствами финан­сов как экономической категории, но в силу своих особенностейпо-разному влияют на социально-экономические процессы, вместе с темвзаимодействуя между собою. Многозвенность финансовой системы способствуетбольшей ее гибкости и эффективности.

1.Понятие и сущность финансово-кредитной системы и ее звеньев
Понятие «финансовая система»является развитием более общего понятия «финансы». Финансы, какотмечалось во введении, выражают экономические общественные отношения. Однако вкаждом звене финансов эти отношения проявля­ются по-разному, имеют своюспецифику. Каждое звено фи­нансов определенным образом влияет на процессвоспроиз­водства, имеет свои, присущие ему функции. Так, финансы предприятийобслуживают материальное производство. При их участии создается ВВП,распределяемый внутри предпри­ятий и отраслей хозяйства. Через государственныйбюджет мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства, ипроисходит перераспределение средств между отраслями хозяйства, экономическимирегионами, отдельны­ми социальными группами населения. Внебюджетные специ­альныефонды имеют строго целевое назначение. Так, круп­нейший социальный Пенсионныйфонд Российской Федера­ции мобилизует средства на выплату пенсий гражданам стра­ны.Фонды страхования предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийнымибедствиями предприятиям и населению, а по личному страхованию – выплаты застра­хованномулицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая.
Таким образом, каждое звено финансовойсистемы пред­ставляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансоваясистема в целом – совокупность различных сфер фи­нансовых отношений, в процессекоторых образуются и использу­ются фонды денежных средств.
Другими словами, финансовая система – этосистема форм и методов образования, распределения и использования фон­довденежных средств государства и предприятий.         
Финансовая система РоссийскойФедерации включает сле­дующие звенья финансовых отношений:                   
- государственную бюджетнуюсистему;                
- внебюджетные специальные фонды;
- государственный кредит;
- фонды страхования;
- финансы предприятий различных формсобственности.
Первые три блока финансовых отношенийотносятся к централизованным финансам и используются для регулированияэкономики и социальных отношений на макроуровне. Финан­совые отношенияпредприятий относятся к децентрализованным финансам и используются длярегулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
• В1991 г. бюджетная система Российской Федерации претер­пела кардинальныеизменения. До этого государственный бюджет Российской Федерации, как и другихсоюзных республик, включался в государственный бюджет СССР, в которомотражались все бюдже­ты на территории страны, в том числе сельские ипоселковые. Он состоял из союзного бюджета, государственных бюджетов 15 союзныхреспублик и бюджета государственного социального страхования. В союзном бюджетев 1970 – 1990 гг. концентрировались 52 – 50% об­щего объема ресурсовгосударственного бюджета. На бюджеты союз­ных республик приходилось 48 – 50%,из которых 35% находились в распоряжении республиканских бюджетов республик и15% – в ме­стных бюджетах.
В соответствии с Законом РСФСР «Обосновах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября1991 г. и рядом других законов и постановлений Правительства РоссийскойФедерации государственная бюджетная система России была коренным образомперестроена и в настоящее время включает три звена:
ü  республиканский бюджет Российской Федерации, или фе­деральныйбюджет;
ü  бюджеты национально-государственных и административ­но-территориальныхобразований, к которым относятся рес­публиканские бюджеты республик в составеРоссийской Феде­рации, краевые, областные бюджеты, бюджеты автономных об­ластей,автономных округов и городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга. Это бюджетысубъектов Федерации;
ü  местные бюджеты.
Все эти бюджеты функционируют автономно.Мест­ные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюд­жеты территорий, апоследние не включаются в федеральный республиканский бюджет.
Таким образом, структура бюджетной системыРоссийской Федерации приближена к структуре бюджетных систем западных стран.
Если в 1992 г. 70% ресурсов поступили вфедеральный бюд­жет и 30% – в бюджеты территорий и местные бюджеты, то в 1995г. это соотношение соответственно составило 49% и 51%. Однако средствтерриториям не хватает, поскольку расширены их функции, связанные с расходами,и задача состоит в увели­чении их собственной доходной базы.
Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение – расширитьсоциальные услуги населению, стимулировать раз­витие отсталых отраслейинфраструктуры, обеспечить дополни­тельными ресурсами приоритетные отраслиэкономики.
Важнейший среди социальных фондов – Пенсионныйфонд, средства которого формируются за счет страховых взносов ра­ботодателейи работающих, дотации из федерального бюджета и ресурсов, получаемых отсобственных инвестиций фонда. Средства Пенсионного фонда используются навыплату пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, завыслугу лет, социальных пенсий, а также пособий на детей, пострадавших отаварии на Чернобыльской АЭС. Так, доходы бюджета Пенсионного фонда РФ на 1996г. утверждены в сум­ме 163,1 трлн. руб. Из них 137,3 трлн. руб. приходятся настра­ховые взносы. Основная часть расходов Пенсионного фонда (140,3 трлн. руб.,или 88% от общей суммы расходов) направля­ется на выплату трудовых пенсий. Ксоциальным фондам отно­сятся также Фонд социального страхования,Государственный фонд занятости населения, Федеральный и территориальный фон­дыобязательного медицинского страхования.
В соответствии с Указом Президента от 22декабря 1993 г. «О формировании республиканского бюджета РФ и взаимоот­ношенияхс бюджетами РФ в 1994 г.» № 2268 в целях усиления контроля зарасходованием государственных финансовых ре­сурсов в республиканском бюджетеРоссийской Федерации должны быть консолидированы все государственные внебюд­жетныефонды, доходы которых формируются за счет обяза­тельных платежей предприятий,учреждений и организаций, за исключением Пенсионного фонда, Фонда социальногострахо­вания и Фонда обязательного медицинского страхования с со­хранениемцелевой направленности консолидируемых фондов. Органам государственной властисубъектов Российской Феде­рации рекомендовано консолидировать в бюджетахнациональ­но-государственных и административно-территориальных обра­зованийаналогичные региональные внебюджетные фонды.
• Государственныйкредит представляет собой особую форму кредитных отношений междугосударством и юридическими и фи­зическими лицами, при которых государствовыступает главным образом в качестве заемщика средств. Политику в отношении го­сударственноговнутреннего долга определяет федеральное Соб­рание Российской Федерации,которое устанавливает его верхний предел при утверждении федерального бюджетана предстоящий финансовый год. Увеличение внутреннего долга за последние го­дысвязано с эмиссией банкнот Центральным Банком России для покрытия бюджетногодефицита и явилось мощным инфляцион­ным фактором. Задача состоит в том, чтобыбюджетные дефициты, как и в зарубежных странах с развитой рыночной экономикой,покрывались путем выпуска государственных займов, размещае­мых средиюридических и физических лиц. Государственный внутренний долг РоссийскойФедерации в 1993 г. достиг 16,1 трлн. руб., его предельный размер в 1995 г.установлен в сумме 159,3 трлн. руб. и в 316 трлн. руб. на 1 января 1997 г.
В 1993 г. для покрытия бюджетного дефицитабыли выпу­щены новые ценные бумаги – государственные краткосрочные облигации(ГКО) со сроком обращения три месяца и золотые сертификаты Министерствафинансов со сроком обращения один год. В 1994 г. наряду с трехмесячнымиоблигациями эми­тированы шестимесячные государственные облигации, а затем сосроком погашения до одного года. В 1995 г. были выпущены облигации Федеральногозайма (ОФЗ) и Государственного сбе­регательного займа (ОГСЗ), что привело кразвитию рынка го­сударственных ценных бумаг.
В настоящее время внутреннийгосударственный долг Рос­сии состоит из государственных ценных бумаг,выпущенных
Министерством финансов РФ от имениПравительства России, а также в виде кредитных соглашений с Центральным БанкомРоссии. Все виды заимствований являются срочными и по ним выплачиваютсяпроценты.
• Вусловиях административно-командной системы действо­вала государственнаямонополия на страховое дело. Страхование осуществлялось на всейтерритории страны Госстрахом СССР, и страховые органы союзных республикнаходились в двойном под­чинении – Правлению Госстраха и Министерству финансовсо­юзной республики. Деятельность страховой системы была подчи­нена интересамгосударственного бюджета. Государство безвоз­мездно изымало из страховых фондовкрупные средства для по­крытия бюджетного дефицита. С переходом к рыночнойэкономи­ке созданы объективные условия для активного развития страхо­вания.
В 1990 г. было покончено с государственноймонополией в страховом деле. Наряду с государственными страховыми орга­низациямистрахование осуществляют акционерные страховые компании, получившие лицензиюна  проведение страховых операций. В настоящее время на страховом рынкедействуют около трех тысяч страховых компаний.
По мере развития рыночных отношений имущественноеи личное страхование и страхование ответственности приобретают все большеезначение, поскольку степень страхового риска, свя­занного с возможностьюнаступления стихийных бедствий, спадов производства, политическойнестабильностью, возрастает.
Следует отметить, что четкая специализациясреди российс­ких страховщиков по направлениям страховой деятельности насегодняшний день отсутствует. Большинство страховых компа­ний проводят операциипо страхованию жизни, страхованию имущества юридических и физических лиц,страхованию гру­зов, страхованию от несчастных случаев и болезней, страхова­ниюответственности.
Ведущую роль на страховом рынке занимаетгосударствен­ная страховая компания Росгосстрах, которая за более чем 70-летнийпериод своего функционирования создала мощный ме­ханизм страховой защитыотдельных сторон общественного производства, жизни, здоровья, трудоспособностичленов об­щества. Успешно работают такие акционерные страховые об­щества, какАСКО, Ингосстрах, «Росно», «Энергогарант»,«Макс», «Россия» и другие страховые компании.
• Финансыпредприятий различных форм собственности (государственные, муниципальные,акционерные, частные, аренд­ные и др.) составляют основу финансов. Здесьформируется пре­обладающая часть финансовых ресурсов. От состояния финансовпредприятий во многом зависит общее финансовое положение страны.
В условиях рыночных отношений предприятияосуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, при кото­ромрасходы предприятия должны покрываться за счет собствен­ных доходов. Главнымисточником производственного и социаль­ного развития трудовых коллективовстановится прибыль.
Предприятия стали обладать реальнойфинансовой незави­симостью, самостоятельно распределяют выручку от реализа­циипродукции, по своему усмотрению распоряжаются прибы­лью, формируютпроизводственные и социальные фонды, изыскивают необходимые им средства дляинвестирования, используя в том числе и ресурсы финансового рынка.
Предприятия стали свободны от мелочнойопеки со сторо­ны государства, но вместе с тем резко повысилась их ответ­ственностьза экономические и финансовые результаты работы.
В следующей частиработы будут более подробно рассмотрены принципы функционирования основныхзвеньев финансово-кредитной системы Российской Федерации.

2. Характеристика, формирование  и принципыфункционирования основных звеньев финансово-кредитной системы
 
2.1.Бюджетное звено финансово-кредитной системы
 
Все действующие на территории РоссийскойФедерации бюд­жеты представляют в совокупности определенную систему, кото­раяназывается бюджетной системой. В законодательстве было дано ее определение какоснованной на экономических отношени­ях, государственном устройстве июридических нормах совокуп­ности федерального бюджета РФ, бюджетов субъектовФедерации и местных бюджетов муниципальных образований.
В бюджетную системуРоссии как федеративного государства также входят бюджеты трех уровней, являясьее самостоятельны­ми частями. К ним относятся государственные бюджеты двухуровней:
а) федеральный бюджет;
б) бюджеты субъектов Федерации –республиканские бюдже­ты республик в составе РФ; краевые, областные бюджетыкраев и областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербур­га,областной бюджет автономной области и окружные бюджеты автономных округов.
Третий уровень – местные бюджеты, ккоторым относятся бюджеты муниципальных образований (бюджеты районов, горо­дови других административно-территориальных единиц, являю­щихся муниципальнымиобразованиями в соответствии с феде­ральным законодательством и законамисубъектов Федерации).
Среди них следует выделить бюджетыадминистративно-терри­ториальных единиц с особым режимом – бюджеты закрытых ад­министративно-территориальныхобразований.
Каждый из бюджетов служит финансовой базойдля деятель­ности соответствующих органов государственной власти или мест­ногосамоуправления.
С 1991 г. при сохранившихся в основномвидах бюджетов бюд­жетное устройство в РФ претерпело существенные изменения. Со­держаниеорганизационно-правовых принципов взаимосвязи между бюджетами еще в рамкахСоюза ССР стало иным после при­нятия бывшими союзными республиками, в том числеи Россий­ской Федерацией, Деклараций о суверенитете. Бюджеты союзных республикобособились от союзного (федерального) бюджета и перестали представлять вместес ним единый государственный бюджет, утверждаемый высшим органомгосударственной власти страны. Обособление бюджетов произошло и в РоссийскойФедера­ции, что нашло свое закрепление в Законе РСФСР «Об основах бюджетногоустройства и бюджетного процесса в РСФСР». В ре­зультате государственный бюджетРоссийской Федерации пере­стал утверждаться как ее основной финансовый планформирова­ния и использования единого денежного фонда, в котором сосредо­точивалисьсредства всех бюджетов.
Законодательно закреплены в качествеосновы бюджетного уст­ройства принципы единства и самостоятельности бюджетов.
Принцип единства. Несмотря на самостоятельность каждого из бюджетов вРФ, законодательство подчеркивает единство бюд­жетной системы. Оно проявляетсяво взаимодействии бюджетов всех уровней по линии доходов. Это взаимодействиеосуществля­ется путем распределения между бюджетами регулирующих до­ходныхисточников, создания и частичного перераспределения це­левых и региональныхфондов.
Законодательство определяеторганизационно-правовые и эко­номические гарантии единства бюджетной системы. Кним отно­сятся: ее единая правовая база, использование единых бюджетныхклассификаций, обеспечивающих сопоставимость доходов и рас­ходов бюджетов всехуровней, а также статистической и бюджет­ной информации, позволяющей составитьконсолидированные бюджеты, согласованные принципы бюджетного процесса; единаяденежная система.
Единство бюджетной системы являетсянеобходимым условием проведения единой социально-экономической, финансовой, втом числе налоговой, политики в стране.
Бюджетный кодекс РФ 1998 г. (ст. 29)указывает и на другие проявления и гарантии единства бюджетной системы –единство форм бюджетной документации, санкций за нарушение бюджет­ногозаконодательства, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровнейи ведения бухгалтерского учета.
Самостоятельность бюджетов обеспечивается правом само­стоятельногоутверждения каждого уровня бюджета соответству­ющими представительными органамивласти, правом определять направления использования и расходования бюджетныхсредств; наличием собственных источников бюджетных доходов, запреще­ниемизъятия дополнительно полученных в ходе исполнения бюд­жета доходов, суммпревышения доходов над расходами и эконо­мии по расходам.
Обобщенное выражение рассмотренныепринципы находят в принципах федерализма и развития местного самоуправления,свойственных финансовой деятельности российского государства в целом.
В соответствии с законодательствомгосударственные и мест­ные бюджеты состоят из доходной и расходной частей.Кроме того, в составе бюджетов образуются целевые и резервные фонды, имею­щиесвои источники доходов или создаваемые за счет общих бюд­жетных ресурсов. Онииспользуются на определенные цели соот­ветственно своему предназначению. Однакоих доходы и расходы входят в общий состав доходов и расходов бюджета. Вседоходы и расходы бюджетной системы распределяются (разграничиваются) междубюджетами.
Распределение (разграничение) доходов и расходов бюдже­тов – этоопределение видов и объемов доходов и расходов, подле­жащих включению в каждыйиз бюджетов.
Законодательство устанавливает единуюдля всех уровней бюд­жетов классификацию доходов и расходов, что обеспечиваетсопо­ставимость их показателей. Такая классификация обусловлена принципомединства бюджетной системы в РФ.
Впервые в России бюджетная классификацияутверждена зако­нодательным актом – Федеральным законом «О бюджетной клас­сификацииРоссийской федерации» от 15 августа 1996 г.
Закрепленные доходы бюджетной системы – это доходы, кото­рые всоответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (впроцентах) на постоянной или долговре­менной основе (не менее пяти лет)поступают в соответствующий бюджет.
Для нормального функционирования бюджетов,своевременно­го финансирования намеченных расходов законодательство пред­усматриваетутверждение в структуре бюджетов сверх расходов оборотной кассовойналичности в определенной сумме. Оборот­ная кассовая наличность – этоутверждаемая в составе бюджетов сумма, образуемая за счет остатков средств посоответствующему бюджету, предназначенная для использования в течение года напокрытие временных кассовых недостач. В том же году она долж­на бытьвосстановлена до утвержденных на начало года размеров.
 
2.1.1. Государственные внебюджетные фонды РФ
 
Государственные социальные внебюджетныефонды РФ (Пен­сионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государст­венныйфонд занятости населения РФ, фонды обязательного меди­цинского страхования)формируются за счет различных источни­ков, в том числе добровольных взносов иассигнований из бюдже­та. Однако основным и постоянным источником финансовых ре­сурсовэтих внебюджетных фондов являются обязательные плате­жи, именуемые вдействующем законодательстве «страховые пла­тежи» либо «страховые взносы».
Денежные средства государственныхсоциальных внебюджет­ных фондов являются федеральной собственностью, однако приэтом не включаются в бюджет и имеют строго целевое назначение, обусловленноезадачами фондов и содержанием разработанных и реализуемых с их помощьюобщегосударственных социальных программ. Концепция этих программ базируется наположениях Конституции РФ, устанавливающих каждому гражданину гаран­тии прав насоциальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потерикормильца, рождения и воспитания детей, на охрану здоровья и медицинскуюпомощь, на защиту от безрабо­тицы (ст. 37,39,41).
Таким образом, именно общегосударственнаязначимость на­званных социальных внебюджетных фондов позволяет законода­телюотнести страховые взносы в них к числу особых обязательных платежей и запретитьизъятие денежных средств государственных социальных внебюджетных фондов, в томчисле и в целях погаше­ния бюджетного дефицита.
Одним из характерных признаков созданияназванных фондов, согласно действующему законодательству, является особый методфинансирования на основе обязательности уплаты страховых взносов работодателями(страхователями), а в определенных слу­чаях – гражданами (застрахованными) либоорганами управле­ния (за отдельные категории застрахованных граждан). Ведь вседействующие в России государственные социальные внебюджет­ные фонды формируютсястраховым методом, предусматриваю­щим обязанность всех страхователей –работодателей (организа­ций), работающих и самозанятых граждан (нотариусов,занимаю­щихся частной практикой, частных детективов, адвокатов), а вопределенных случаях и органов управления вносить обязатель­ные страховыеплатежи (взносы) в фонды.
Страховой метод образования финансовыхресурсов государст­венных социальных внебюджетных фондов, в свою очередь, ипредопределил название платежей в эти фонды как «страховые взносы».
В материальном аспекте страховойвзнос представляет собой сумму, периодически вносимую страхователями(организациями и физическими лицами) в государственный социальный внебюд­жетныйфонд для материального обеспечения граждан в связи с достижением определенноговозраста, при наступлении болезни, инвалидности, в случае безработицы, наохрану здоровья и полу­чение бесплатной медицинской помощи.
Уплата страховых взносов производится постраховым тари­фам – ставкам платежей по социальному страхованию с единицыстраховой суммы за определенный период. Размер страховых та­рифов вгосударственные социальные внебюджетные фонды по представлению Правительства РФутверждается Федеральным Со­бранием РФ в ежегодно принимаемом Федеральномзаконе «О та­рифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федера­ции,Фонд социального страхования Российской Федерации, Госу­дарственный фондзанятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинскогострахования».
Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ,Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ ифонды обязательного медицинского страхования в первоначаль­ном вариантеНалогового кодекса РФ должны были быть объеди­нены в социальный налог,включенный в перечень федеральных налогов. Однако в окончательном вариантепервой части Налого­вого кодекса РФ, принятой 31 июля 1998 г., вместо«социального налога» в перечень федеральных налогов и сборов (ст. 13) включе­ны«взносы в государственные социальные внебюджетные фонды», предусматривающиесохранение действующих в настоя­щее время обязательных платежей в каждый изэтих внебюджет­ных фондов. Однако необходимо учитывать, что ст. 13 Налоговогокодекса РФ будет введена в действие со дня введения в действие части второйНалогового кодекса. Поэтому к идее объединения отчислений в государственныесоциальные внебюджетные фонды в едином обязательном платеже законодательвозможно вернется позднее, после ее всесторонней дополнительной проработки, темболее что данные предложения поддерживают как ученые, так и представителифинансово-кредитных органов[2].
С учетом анализа норм действующегофинансового законода­тельства, страховые платежи (взносы) в государственныесоциаль­ные внебюджетные фонды в правовом аспекте можно определить каквид обязательных платежей, взимаемых с организаций и фи­зических лиц по ставкам(тарифам), в порядке и сроки, закреплен­ные в нормативно-правовых актах, вцелях финансового обеспече­ния гарантированных государством прав граждан напенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случаебезработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь, а также обеспечениядеятельности самих внебюджетных фондов.
Таким образом, страховые взносы вгосударственные социаль­ные внебюджетные фонды устанавливаются как ставки(тарифы).
 
2.1.2. Государственный кредит
 
Для привлечения денежных средств в распоряжениегосударст­ва и решения проблем бюджетного дефицита, помимо других способов,применяется государствен­ный кредит.
Слово «кредит» произошло от латинского creditum– ссуда, долг, credere – верить. В толковом словаре В.И. Даля понятие«кредит» раскрывается как «доверие, вера в долг, забор, дача и прием денег илитоваров на счет, на срок». В современном рус­ском языке термин «кредит»сохранил свое основное содержание и определяется как «ссуда, предоставлениеценностей (денег, то­варов) в долг; коммерческое доверие». Таким образом, вобщеп­ринятом смысле, кредит – это предоставление денег или товаров в долг наопределенный срок на условиях возмездности и возврат­ности.
Государственный кредит является одним изосновных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижениябаланса бюджетных доходов и расходов. Отдельные вопросы, касающиеся, например,конкретного порядка заключе­ния договоров государственного займа регулируютсятакже граж­данско-правовыми нормами (ст. 817 ГК РФ). Однако это не влияет наобоснованность вывода о том, что сам государственный кредит являетсясамостоятельным финансово-право­вым институтом.
Как совокупность финансово-экономическихотношений госу­дарственный кредит представляет собой отношения между госу­дарством,с одной стороны, и юридическими и физическими ли­цами – с другой, при которыхгосударство выступает в роли за­емщика временно свободных денежных средствуказанных субъ­ектов.
Правовые основы государственного кредита вРоссийской Фе­дерации закреплены в различных нормативных актах, основным средикоторых является Закон РФ «О государственном внутрен­нем долгеРоссийской Федерации». Этот закон впервые был при­нят 13 ноября 1992 г. Ранееспециального нормативного акта, за­крепляющего основные положениягосударственного кредита Рос­сийской Федерации, не было. Не было такого законаи в бывшем Союзе ССР.
Кредитные отношения такого родаскладываются, как мы вы­яснили, также на уровне субъектов Федерации и местногосамоуп­равления и регулируются правовыми актами соответствующего уровня наоснове законодательства Российской Федерации.
Вопросы государственного кредитаконкретных субъектов РФ и муниципального кредита регулируются такжеконституциями и уставами субъектов Федерации, а также уставами конкретных му­ниципальныхобразований.
Общие же положения, касающиеся правовогорегулирования выпуска в обращение региональных и муниципальных займов со­держатсяв Конституции Российской Федерации (ст. 12, 71, 72, 75, 132) и Федеральномзаконе «Об общих принципах организации местного самоуправления».
Особое место в системе правовых источниковзаймет Бюджет­ный кодекс РФ, которым комплексно урегулированы правоотно­шенияпо осуществлению государственных и муниципальных за­имствований, а такжеправоотношения в области государственно­го и муниципального долга.
 
2.2.Банковское (кредитное) звено финансово-кредитной системы
 
Вбанковской системе Российской Федерации, условно можно выде­лить несколькоуровней, поскольку элементы, ее составляющие, имеют раз­личные в рамках даннойсистемы цели, задачи, функции, полномочия и от­ветственность, то есть имеютразличный правовой статус, но при этом дей­ствуют в одной и той же сфереобщественных отношений – сфере финансов и денежно-кредитного обращения, имеютединые предмет и метод правово­го регулирования.[3]
Существованиев банковской системе нескольких уровней обуслов­лено тем, что в единую системувключены Центральный банк Российской Федерации, являющийся федеральным банком иглавным банком Россий­ской Федерации, кредитные организации (банковские инебанковские), создающиеся по законодательству России, а также филиалы ипредставительст­ва иностранных банков. Банк России, согласно законодательству,является кредитором последней инстанции. Он способствует созданию условий дляустойчивого функционирования кредитных организаций, не вмешиваясь в ихоперативную деятельность.
Какорган управления кредитной системы РФ он осуществляет контроль за законностью ицелесообразностью создания банков и небанковских кредитных организаций.[4]Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности какхозяйственные общества, и в свою очередь подразделяются на банковские инебанковские кредитные организации. Банковские кредитные организациипредставляет собой кредитные организации, которые имеют исключи­тельное правоосуществлять в совокупности следующие банковские опера­ции: привлечение вовклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанныхсредств от своего имени и за свой счет на ус­ловиях возвратности, платности,срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.Небанковские кредитные организа­ции имеют право осуществлять отдельныебанковские операции, причем до­пустимые сочетания банковских операций длянебанковских кредитных ор­ганизаций устанавливаются Банком России. Иностраннымбанком является банк, признанный таковым по законодательству иностранногогосударства, на территории которого он зарегистрирован.[5]
Каждаякредитная организация имеет устав, который содержит фирменное (полноеофициальное) наименование, указание на организационно-правовую форму, переченьосуществляемых банковских операций и сделок, сведения о месте нахожденияорганов управления, в том числе исполни­тельных, и органов внутреннегоконтроля, о порядке их образования и их полномочиях, а также иные сведения,предусмотренные федеральными зако­нами для уставов юридических лиц указаннойорганизационно-правовой формы.
Уставныйкапитал кредитной организации составляется из величины вкладов ее участников иопределяет минимальный размер имущества, гаран­тирующего интересы еекредиторов. Привлеченные денежные средства не могут быть использованы дляформирования уставного капитала кредитной организации.
БанкРоссии устанавливает предельный размер неденежной части в уставном капиталекредитных организаций, а также минимальный размер уставного капитала вновьрегистрируемых кредитных организаций. Норматив минимального размера уставногокапитала может устанавливаться в зависи­мости от вида кредитных организаций.
Правоосуществления банковских операций кредитная организация получает послегосударственной регистрации в Банке России с момента получения лицензии,выдаваемой Банком России. Все банковские операции и другие сделкиосуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России –и в иностранной валюте. Правила осуществления банковских операций, в том числеправила их материально-технического обеспечения, устанавливаются Банком России.
Кредитныморганизациям запрещается осуществлять деятельность в сфере материальногопроизводства и совершать операции с торгово-материальными ценностями, а такжезаниматься всеми видами страхования.
Банкивправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции сценными бумагами.
Кредитнаяорганизация имеет право осуществлять профессиональ­ную деятельность на рынкеценных бумаг.
Отношениямежду Банком России, кредитными организациями и их клиентами осуществляются наоснове договоров, если иное не предусмотре­но Федеральным Законом.
Кредитныеорганизации на договорных началах могут привлекать и размещать друг у другасредства в форме вкладов (депозитов), кредитов, осуществлять расчеты черезрасчетные центры и корреспондентские счета, открываемые друг у друга.[6]
Центральноеместо в банковской системе занимает Банк России, который помимо сходных скредитными организациями банковских опера­ций выполняет ряд не свойственных имфункций, а также наделен государ­ственно-властными полномочиями по организациифункционирования сис­темы в целом.
Структурныеэлементы системы кредитных организаций могут быть классифи­цированы поразличным признакам. Так, по признаку наличия государствен­но-властныхполномочий могут быть выделены: Центральный банк Россий­ской Федерации какединственный банк, имеющий государственно-властные и нормотворческиеполномочия, и кредитные организации, филиалы и пред­ставительства иностранныхбанков.
Образующиесистему организации могут иметь статус юридического лица (Банк России,кредитные организации, иностранные бан­ки) или не иметь такого статуса(структурные подразделения, территориаль­ные учреждения Банка России;представительства и филиалы иностранных банков в Российской Федерации).
Поместу регистрации в банковской системе России действуют ор­ганизации, созданныеи зарегистрированные в Российской Федерации, а также организации,зарегистрированные по законодательству иностранных государств, расположенные запределами Российской Федерации, и их пред­ставительства и филиалы, находящиесяв Российской Федерации.[7]
Взависимости от целей, стоящих перед кредитными и иными орга­низациями,включенными в банковскую систему России, их можно разде­лить на коммерческие инекоммерческие. К некоммерческим организациям относится Центральный банкРоссийской Федерации, не имеющий цели по­лучения прибыли.[8]Коммерческими являются организации, преследующие извлечение прибыли в качествеосновной цели своей деятельности, то есть все кредитные организации. При этом,руководствуясь статьей 50 ГК РФ, можно сделать вывод, что представительства ифилиалы иностранных бан­ков коммерческими организациями по законодательствуРоссии признаны быть не могут, поскольку таковыми являются непосредственно теиностран­ные банки, которые они представляют.[9] Коммерческие банки бывают уни­версальнымии специальными, региональными и межрегиональными (не ог­раничивающими своюдеятельность определенной территорией), отраслевыми или созданными подреализацию конкретной программы (например, банки развития) и не ограничивающимисвою деятельность определенной отраслью или программой.
Однимиз важнейших критериев, позволяющих классифицировать организации, образующиесистему кредитных организаций России, на группы, является форма собственности.По этому признаку могут быть выделены частные, государственные, муниципальные исмешанные кредитные организации. Банк России является государственнойорганизацией, поскольку его уставной капитал и иное имущество являютсяфедеральной собственностью,[10] а 50 % финансовой прибылиперечисляется в федеральный бюджет.
В целяхобеспечения экономической реформы в России могут соз­даваться муниципальныебанки. Таковыми признаются коммерческие банки, входящие в банковскую системуРоссийской Федерации и осуществляющие свою деятельность в соответствии сзаконодательством о банках и банков­ской деятельности, одним из учредителей(участников) которых выступает соответствующий орган местного самоуправления. Кчастным относятся кредитные организации, уставный капитал и имущество которыхнаходятся в собственности физических или юридических лиц, основанных на частнойсобственности. Во всех иных случаях кредитные организации могут быть отнесены ксмешанному типу. Среди них такие крупнейшие банки, как Сбербанк России иВнешторгбанк России. В зависимости от при­надлежности юридических и физическихлиц, внесших свои средства в ус­тавный капитал кредитных организаций, тому илииному государству эти организации могут быть российскими или иностраннымиинвестициями (со­вместные, иностранные).[11]
Впоследнее время много спорят о месте и роли иностранных бан­ков в России. Вдействующем законе о Центральном банке России преду­смотрено равенство правбанков резидентов и нерезидентов в России. Од­нако под мощным давлениемкоммерческих банков и их ассоциаций (Ассо­циация Российских банков – АРБ) этанорма была скорректирована Указом Президента Российской Федерации от 17сентября 1993 года «О деятель­ности иностранных банков и совместных банковс участием средств нерезидентов на территории Российской Федерации».[12]Этот Указ предусматри­вал введение моратория на операции иностранных исовместных банков с резидентами до 1 января 1996 года. Однако Указом от 10 июня1994 года «О совершенствовании работы банковской системы РоссийскойФедерации»[13] изложенные ограничения были сняты вотношении банков из стран, с которыми у России заключены соглашения о поощрениии защите капита­ловложений.
Нестабильностьзаконодательства в рассматриваемой области являет­ся отражением остройдискуссии по поводу правового положения ино­странных и совместных банков нароссийском рынке. Совершенно четко прослеживаются две противоположные позиции.Сторонники первой счита­ют необходимым существенно снизить деятельностьиностранных банков, поставить заслон, который дал бы возможность их менеемощным и не очень опытным российским коллегам прочно встать на ноги. Поэтомутакие условия, как не превышение капиталом иностранных банков 12 процентовсовокупного российского банковского капитала, ограничение на три года их работыс ценными бумагами и требование минимального остатка на счете банка не 50 тыс.ЭКЮ или иной достаточно мягкий набор ограничений, представляются обоснованными,поскольку российским банкам действитель­но трудно конкурировать с зарубежнымимонстрами. При равных или более привлекательных условиях в российских банкахклиент в силу особенно­стей российского менталитета все равно пойдет виностранный банк, счи­тая, что последний обеспечит ему большую надежностьвкладов. Для срав­нения, сторонники данной позиции приводят пример США,рекламирующих свою якобы абсолютно либеральную к иностранцам политику, примернона 17 тысяч банков приходится всего 250-300 иностранных, а также примерИспании, создавшей совершенную банковскую систему, где до 1992 года иностранныебанки могли иметь только представительства.[14]
Сторонникипротивоположной позиции считают, что протекционист­ская позиция по отношению кроссийским коммерческим банкам создает им тепличные условия развития и, вконечном счете, приведет к полной неконкурентноспособности российских банков, вто время как кон­куренция заставит их «крутиться». Важно учитывать иблагоприятное влия­ние функционирования иностранных банков на уровеньбанковской техно­логии и применение приемов, которые наработаны за долгие годы.Наконец, возможность пользоваться привычными банковскими услугами, надежностьбанковских механизмов снимет одну из причин слабого развития процессаиностранного инвестирования. Усиление протекционистских мер в России неминуемоприведет к ответным мерам со стороны развитых государств. В результатеинтеграция российских банков в мировой рынок окажется под угрозой. В пример,сторонники данной позиции приводят Чехию, где созда­ние банков с полнойиностранной собственностью и совместных банков на национальный рынок не привелк разрушительным результатам: доля во вкладах девяти иностранных банковсоставляет 13 процентов, а в пяти со­вместных – 18 процентов совокупногобанковского капитала.[15]
Следуетотметить, что никто не ставит вопрос: «Пускать или не пускать иностранныебанки в российскую экономику?», а дискуссии разво­рачиваются о мере ихдопуска, а, следовательно, в законодательстве должно быть решено какие и чьикапиталы и инвестиции нам нужны, в какие от­расли и в каком именно виде они намжелательны, на каких условиях и посредством каких механизмов мы готовы ихпринимать и многие другие взаимосвязанные вопросы.
Кредитныеорганизации вправе создавать союзы и ассоциации, которые непосредственно неосуществляют банковских операций, и деятельность которых не может преследоватьизвлечение прибыли. Основными  задачами  союзов и  ассоциаций  являются защита  и представление интересов своих членов, координация их деятельности,осуществление межрегиональных и международных связей, удовлетворение научных,информационных и профессиональных интересов, выработка рекомендаций дляосуществления банковской деятельности и решения иных совместных задач.
 
2.3.Страховое звено финансово-кредитной системы
 
Страхование как система защитыимущественных интересов граждан, организаций и государства является необходимымэле­ментом социально-экономической системы общества.
Страхование является самостоятельнымзвеном финансовой системы Российской Федерации. Оно выступает в двух обособлен­ныхформах: в форме социального страхования и собственно стра­хования, связанного снепредвиденными чрезвычайными собы­тиями.
Социальное страхование в современныхусловиях развития ры­ночной экономики и функционирования предприятий, основан­ныхна различных формах собственности, как самостоятельная форма страхованияподразделяется, в свою очередь, на два вида: государственное социальноестрахование и негосударственное со­циальное страхование. В соответствии со ст.39 Конституции РФ первый из названных видов социального страхования гражданамРоссии гарантируется, второй – поощряется.
Вторая форма страхования – собственнострахование, связан­ное с непредвиденными чрезвычайными событиями.
В русском языке понятие «страхование»всегда ассоциирова­лось с деятельностью по предохранению от чего-нибудь неприят­ного,нежелательного[16].Например, В. Даль так объясняет значение слова «страховать»: отдавать кому-либо«на страх, на ответ, руча­тельство, т.е. платить посрочно, за обезпеченьецелости чего, с ответом на условную сумму»[17].
В современном русском языке основной смыслпонятия «стра­хование» сохранился. Страховать – означает «предотвращать ма­териальныепотери путем выплаты взносов учреждению, которое берет на себя обязательствовозместить возможный ущерб, поне­сенный в специально оговариваемых случаях»2.
В экономическом аспекте страхованиепредставляет собой сис­тему экономических отношений по поводу образованияцентрали­зованных и децентрализованных резервов денежных и материаль­ныхсредств, необходимых для покрытия непредвиденных нужд общества и его членов.
С материальной точки зрения в ходестрахования создаются денежные (материальные) фонды специализированных учрежде­ний– страховщиков, используемые для возмещения ущерба, причиненного стихийнымибедствиями, несчастными случаями, а также в связи с наступлением определенныхсобытий.
Страхование предоставляет гарантиивосстановления нарушен­ных имущественных интересов в случае непредвиденныхприрод­ных, техногенных и иных явлений, оказывает позитивное влия­ние наукрепление финансов государства. Оно не только освобож­дает бюджет от расходовна возмещение убытков при наступлении страховых случаев, но и является одним изнаиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций.
Это определяет стратегическую позициюстрахования в странах с развитой рыночной экономикой.
Для современной России ускоренное развитиестрахования как механизма защиты имущественных интересов лиц становится осо­беннозначимым. Так, в результате широкомасштабной привати­зации значительная частьосновных фондов перешла в собствен­ность физических лиц и негосударственныхструктур. Это настоятельно требует создания системы финансовых гарантий,обеспечи­вающей возмещение ущерба в случае стихийных бедствий, ава­рий, пожарови других непредвиденных событий, которые могут негативно повлиять на формирующиесяпроизводственные связи, породить сбои в отраслях экономики.
Характерными чертами страхования являются:
1.Не постоянный, а вероятностный характер отношений. При страхованиинельзя заранее предусмотреть ни время наступ­ления страхового случая (определенногособытия, с которым свя­зано возмещение потерь страхователю), ни размерпричиненных убытков. Невозможно определить заранее и конкретного страхова­теля,интересы которого будут подлежать защите в тот или иной момент времени.
2. Возвратностьсредств. Страховые платежи после объедине­ния их в страховой фонд подлежат(за вычетом расходов за услуги страховой компании) выплате самим жестрахователям. Размер выплат конкретному страхователю при данной форместрахования (в отличие от социального) может зависеть не только от величиныпотерь, но и от условий конкретного страхового договора, напри­мер, от размерастраховых платежей, срока договора и т.д. Возврат средств, согласносреднестатистическим данным, осуществляется, как правило, по истечении пяти –десяти лет после их внесения. Поэтому невыплата средств какому-либо конкретномустраховате­лю из-за краткосрочности договора лишь подтверждает вероят­ностныйхарактер отношений при страховании, но не свидетельст­вует об отсутствии этойхарактерной черты страхования. Ведь при страховании выплата средствпредназначается не какому-либо конкретному страхователю, а как бы всем им всовокупности.
3. Строгоочерченный (замкнутый) характер перераспредели­тельных отношений.Перераспределительные отношения при страховании заключаются в том, что суммаущерба, подлежащая возмещению при наступлении страхового случая, распределяетсямежду всеми участниками этих отношений. Субъекты страхова­ния – юридические ифизические лица – аккумулируют в специ­ализированном предприятии (страховойкомпании) денежные фонды, за счет которых и осуществляется защита имущественныхи личных интересов этих лиц. При этом риск раскладывается на всехстрахователей, что особенно важно и максимально эффектив­но при нестабильныхэкономических условиях хозяйствования.
Таким образом, перераспределительныеотношения при страхова­нии основываются на том, что общее количествострахователей, участвующих своими взносами в формировании страхового фонда, какправило, превышает число страхователей, получающих право на возмещение потерь,связанных с наступлением страхового слу­чая (что в конечном итоге и делаетвозможным перераспределе­ние). И поскольку этот фонд используется исключительнодля воз­мещения потерь страхователям, размер страховых взносов будет зависетьот количества лиц, участвующих в этих отношениях: чем шире круг страхователей,тем меньшая доля придется на каждого из них в распределении ущерба. Поэтомувозможность возместить значительный ущерб при незначительных суммах взносовпоявля­ется лишь тогда, когда количество страховщиков будет макси­мальным. Вэтом одно из преимуществ государственного обяза­тельного страхования.
Страховой деятельностью в РоссийскойФедерации могут зани­маться как государственные, так и негосударственныеорганиза­ции и компании. Деятельность страховых компаний носит пред­принимательскийхарактер.
Содержание взаимоотношений государства истраховых ком­паний после перехода России к рыночным отношениям карди­нальноизменилось. Государственное управление заменено на го­сударственноерегулирование и контроль (надзор). Системы орга­нов государственногострахования как самостоятельной системы органов государственного управления насовременном этапе не существует.
Основным органом, уполномоченнымгосударством осущест­влять надзор за страховой деятельностью, являетсяМинистерство финансов РФ, а точнее – его Департамент страхового надзора. Ранеестраховой надзор был возложен на Росстрахнадзор – Феде­ральную службу понадзору за страховой деятельностью, которая действовала в России с апреля 1993г. по ноябрь 1996 г. На Депар­тамент страхового надзора Минфина России (какправопреемника) возложены функции по анализу документов, которые страховщи­кипредставляют в Минфин РФ для получения лицензий и дачи по
ним (документам) заключения, регистрациистраховых компаний, а также функции по ведению единого реестра страховщиков,уста­новлению правил формирования и размещения страховых резе­рвов, обобщениюпрактики страховой деятельности, осуществле­нию контроля за обеспечениемплатежеспособности страховщи­ков. В случае обнаружения неоднократных нарушенийзаконода­тельных актов РФ Департамент вправе предъявлять в арбитраж­ный судиски об их ликвидации.
Сложный характер взаимоотношений пристраховании, учас­тие в этих отношениях государственных органов предопределилиизменения в этой области, регулируемой несколькими отраслями права, в частностигражданским и финансовым правом. Граждан­ское право регулирует договорныеотношения в этой области (гл. 48 ГК РФ), финансовое право – отношения,основанные на государственно-властных велениях. Нормы финансового права оп­ределяютсистему и организацию страхования, его виды, порядок обязательного страхования,лицензирование страховой деятель­ности, обеспечение финансовой устойчивостиорганизаций-стра­ховщиков, а также осуществление государственного надзора застраховой деятельностью.
Государственный надзор, возложенный нафедеральные органы исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью,осуществляется в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании,эффективного развития страховых услуг, защи­ты прав и интересов страхователей,страховщиков, иных заинте­ресованных лиц и государства.
Отношения в области страхования,регулируемые нормами фи­нансового права, в зависимости от участвующих в них субъектовможно классифицировать на следующие виды:
1)отношения между государством в лице Правительства РФ и федеральными органами,исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью (ДепартаментомМинфина России) по по­воду утверждения основных положений их деятельности вцелях осуществления государственного надзора за страховой деятельнос­тью вРоссийской Федерации (п. 2 ст. 30 Закона РФ «Об организа­ции страхового дела вРоссийской Федерации»);
2)отношения между федеральными исполнительными органа­ми власти по надзору застраховой деятельностью и организация­ми-страховщиками по поводу выдачилицензий, установления правил формирования и размещения страховых резервов,показа­телей и форм отчетности страховых организаций, а также по пово­ду выполненияпредписаний Департамента страхового надзора об устранении нарушений Закона РФ«Об Организации страхового дела в Российской Федерации», в связи сприостановлением или ограничением действия, а также отзывом лицензийстраховщиков и т.д. (п. 3, 4 ст. 30 Закона РФ «Об организации страхового дела вРоссийской Федерации»; п. 31 п. 7 Положения о Министерстве финансов РФ от 6марта 1998 г.);
3)отношения между государством в лице федерального антимо­нопольного органа(Министерства РФ по антимонопольной поли­тике и поддержке предпринимательства)и организациями-стра­ховщиками по поводу предупреждения, ограничения и пресече­ниямонополистической деятельности и недобросовестной конку­ренции на страховомрынке (ст. 31 Закона РФ «Об организации страхового дела в РоссийскойФедерации»);
4)отношения по обязательному государственному страхова­нию, где государство какобязательный субъект всех финансовых правоотношений выступает в качествестраховщика имуществен­ных и личных интересов отдельных категорий граждан ивыраба­тывает меры по обеспечению имущественных интересов страхова­телей. Так,еще Росстрахнадзором 14 марта 1995 г. были утверж­дены Правила размещениястраховых резервов[18].Страховые резе­рвы, образуемые из полученных от страхователей страховых взно­совдля предстоящих страховых выплат, в соответствии с п. 1.2 этих Правилинвестируются страховыми организациями в целях обеспечения их финансовойустойчивости и гарантий страховых выплат на принципах диверсификации,возвратности, прибыль­ности и ликвидности.
В целях обеспечения финансовойустойчивости всех страхов­щиков принято решение о повышении до 1 января 1999 г.мини­мального размера уставного капитала до 25 тыс. минимальных размеров оплатытруда (МРОТ) при проведении видов страхования иных, чем страхование жизни; неменее 35 тыс. МРОТ – при про­ведении страхования жизни и иных видов страхованияи не менее 50 тыс. МРОТ – при проведении исключительно перестрахования (ч. 2ст. 25 Закона РФ «Об организации страхового дела в Россий­ской Федерации»).
5)отношения между Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. Министерством РФпо налогам и сборам со страховщиками по осуществлению контрольных функций застраховой деятель­ностью.
Посколькув условиях рыночных отношений государство и предприятия становятсяравноправными хозяйствующими субъ­ектами, каждый из которых отвечает только посвоим долгам, осо­бенно остро ощущается необходимость использования страхова­ния.Таким образом, сами рыночные условия хозяйствования объ­ективно предопределяютнеобходимость защиты имущественных и личных интересов юридических и физическихлиц путем созда­ния страховых фондов.
 

3.ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ
Финансы организаций и предприятий какчасть финансовой системы охватывают процессы создания, распределения ииспользования ВВП в стоимостном выраже­нии. Они функционируют в сферематериального производства, где в основном создаются совокупный общественныйпродукт и национальный доход.
В ходе финансово-хозяйственнойдеятельности коммерчес­ких организаций и предприятий возникают определенные фи­нансовыеотношения, связанные с организацией производства, реализацией продукции,формированием финансовых ресурсов, распределением и использованием доходов.
Финансы организаций и предприятий представ­ляют собой экономические отношения,возникающие в про­цессе формирования производственных фондов, производства иреализации продукции, образования собственных финансо­вых ресурсов, привлечениявнешних источников финансирова­ния, их распределения и использования[19].
Такие экономические отношения частоназывают денеж­ными, или финансовыми, хотя финансовые отношения явля­ются частьюденежных отношений, возникают лишь при дви­жении денежных средств исопровождаются формированием и использованием централизованных идецентрализованных фондов денежных средств.
• Посвоему экономическому содержанию всю совокупность финансовых отношений предприятийможно систематизиро­вать по следующим направлениям:
ü  связанные с формированием уставного капитала хозяйст­вующегосубъекта. Конкретные способы образования уставного капитала зависят оторганизационно-правовой формы хозяйст­вования. Уставный капитал являетсяосновным источником формирования производственных фондов, приобретения нема­териальныхактивов любой коммерческой организации и пред­приятия;
ü  связанные с производством и реализацией продукции, воз­никновениемвновь созданной стоимости. К ним относятся де­нежные отношения междупоставщиком и покупателем, транс­портом и клиентурой, заказчиком и подрядчикоми т. д.;
ü  между коммерческими организациями и предприятиями,связанные с эмиссией и размещением ценных бумаг, с взаим­ным кредитованием, долевымучастием в создании совместных предприятий;
ü  между хозяйствующим субъектом и его подразделениями,вышестоящей организацией, союзами и ассоциациями, члена­ми которых они являютсяпри выполнении взаимных финансо­вых обязательств;
ü  между коммерческими организациями и предприятиями и от­дельнымиработниками, возникающие при распределении и ис­пользовании доходов, выпуске иразмещении акций, облигаций, выплате дивидендов по акциям и процентов пооблигациям;
ü  между хозяйствующими субъектами и финансовой системойгосударства при уплате налогов и других платежей в бюджет, формированиивнебюджетных фондов, получении ассигнова­ний из бюджета, предоставленииналоговых льгот, применении штрафных санкций;
ü  между хозяйствующими субъектами и банковской системойв процессе хранения денег в банках, получения и погашения ссуд, уплатыпроцентов за кредит, оказания банковских услуг;
ü  между хозяйствующими субъектами и страховымикомпаниями, возникающие при страховании имущества, отдельных категорий ра­ботников,предпринимательского и коммерческого рисков.
Очевидно, что финансовые отношения,являясь частью де­нежных отношении, возникают лишь при реальном движенииденежных средств и сопровождаются созданием или изменени­ем величины денежныхфондов.
•Финансам коммерческих организаций и предприятий при­сущи те же функции,что и общегосударственным финансам, – распределительная и контрольная. Обефункции тесно связаны между собой.
Посредством распределительной функциипроисходят форми­рование первоначального капитала, образующегося за счетвкладов учредителей, создание основных пропорций в распре­делении доходов ифинансовых ресурсов, обеспечивается опти­мальное сочетание интересов отдельныхтоваропроизводителей, хозяйствующих субъектов и государства в целом.
Объективная основа контрольной функции– стоимостный учет затрат на производство и реализацию продукции (выпол­нениеработ и оказание услуг) и формирование доходов и де­нежных фондов. Финансы какраспределительные отношения обеспечивают источниками финансирования воспроизводствен­ныйпроцесс (распределительная функция) и тем самым связы­вают воедино все фазывоспроизводственного процесса: произ­водство, обмен и потребление. Однакораспределить и исполь­зовать доходов больше, чем создано в процессепроизводства и получено после реализации продукции, (выполнения работ иоказания услуг), невозможно. Размер получаемых хозяйствую­щим субъектом доходовопределяет возможности его дальней­шего развития. От эффективностипроизводства, снижения за­трат, рационального использования финансовых ресурсовзави­сят конкурентоспособность предприятия, его финансовая ус­тойчивость.
При нарушении нормального кругооборотасредств, увели­чении затрат на производство продукции (выполнение работ,оказание услуг) снижаются доходы хозяйствующего субъекта и общества в целом,что свидетельствует о нарушении в произ­водственном процессе, недостаточномвоздействии распредели­тельных отношений на эффективность производства.
Распределительные отношения затрагиваютинтересы как общества в целом, так и отдельных хозяйствующих субъектов, ихработников, акционеров, кредитных и страховых институтов. Поскольку краспределению вновь созданной стоимости имеет­ся всесторонний интерес, финансовыйконтроль за деятельнос­тью хозяйствующего субъекта осуществляют:
ü  непосредственно хозяйствующий субъект путемвсестороннего анализа финансовых показателей, оперативного контроля за ходомвыполнения финансовых планов, обязательств перед поставщика­митоварно-материальных ценностей, потребителями продукции, государством, банкамии другими контрагентами,
ü  налоговые органы, которые следят за своевременностью иполнотой уплаты налогов и других обязательных платежей;
ü  контрольно-ревизионная служба Министерства финансовРФ, которая осуществляет контроль за финансово-хозяйственной дея­тельностьюпредприятий и организаций, использующих бюджет­ные средства;
ü  коммерческие банки при выдаче и возврате ссуд,оказании других банковских услуг;
ü  независимые аудиторские фирмы при проведении аудитор­скихпроверок.
Положительный финансовый результатхозяйственной дея­тельности коммерческих организаций и предприятий свиде­тельствуетоб эффективности применяемых форм и методов управления финансовыми ресурсами.И, наоборот, отрицатель­ный результат или отсутствие его говорят о недостаткахв уп­равлении финансовыми ресурсами, организации производства и может привестик банкротству хозяйствующего субъекта.
Финансовые отношения коммерческихорганизаций и пред­приятий строятся на определенных принципах, связанных с ос­новамихозяйственной деятельности: хозяйственная самостоя­тельность,самофинансирование, материальная заинтересован­ность, материальнаяответственность, обеспечение финансовы­ми резервами.
• Принципхозяйственной самостоятельности не может быть реализован безсамостоятельности в области финансов. Его реализация обеспечивается тем, чтохозяйствующие субъекты не­зависимо от формы собственности самостоятельноопределяют свои расходы, источники финансирования, направления вложенийденежных средств с целью получения прибыли. Развитие рыноч­ных отношенийсущественно расширило самостоятельность хо­зяйствующих субъектов, появилисьновые возможности в инвести­ровании денежных средств. Коммерческие организациии пред­приятия с целью получения дополнительной прибыли могут осу­ществлятьфинансовые инвестиции краткосрочного и долгосрочного характера в формеприобретения ценных бумаг других ком­мерческих организаций, государства,участия в формировании ус­тавного капитала другого хозяйствующего субъекта,хранения де­нежных средств на депозитных счетах коммерческих банков. Од­накосказать о полной финансовой самостоятельности хозяйст­вующих субъектов впроцессе формирования финансовых ресур­сов и использования принадлежащих имденежных средств нельзя. Государство регламентирует отдельные стороны ихдеятельности. Так, коммерческие организации и предприятия всех форм собст­венностив соответствии с законодательством уплачивают необхо­димые налоги всоответствии с установленными ставками, участ­вуют в формировании внебюджетныхфондов. Начисление амор­тизации также происходит по нормам, установленнымзаконода­тельно.
• Принципсамофинансирования. Реализация этого принципа – одно из основных условийпредпринимательской деятельности и обеспечивает конкурентоспособностьхозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную окупаемость затратна производство и реализацию продукции, инвестирование в разви­тие производстваза счет собственных денежных средств и, при необходимости, банковских икоммерческих кредитов. В настоя­щее время не все предприятия и организацииспособны полно­стью реализовать этот принцип. Предприятия и организации рядаотраслей народного хозяйства, выпуская продукцию, необходимую потребителю, пообъективным причинам не могут обеспечить ее достаточную рентабельность. К нимотносятся отдельные пред­приятия городского пассажирского транспорта,жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства, оборонной промышлен­ности,добывающих отраслей. Такие предприятия получают до­полнительные ассигнования избюджета на разных условиях.
• Принципматериальной заинтересованности – объектив­ная его необходимость диктуетсяосновной целью предпринима­тельской деятельности – получением прибыли.Заинтересован­ность в результатах хозяйственной деятельности в равной степениприсуща коллективам предприятий и организаций, отдельным ра­ботникам игосударству в целом. Реализация этого принципа мо­жет быть обеспечена достойнойоплатой труда, оптимальной нало­говой политикой государства соблюдениемэкономически обосно­ванных пропорций в распределении чистой прибыли на потребле­ниеи накопление.
• Принципматериальной ответственности – означает на­личие определенной системыответственности за результаты фи­нансово-хозяйственной деятельности. Финансовыеметоды реали­зации этого принципа различны для отдельных хозяйствующихсубъектов, их руководителей и отдельных работников. В целом для хозяйствующегосубъекта этот принцип реализуется через пени и неустойки, штрафы, взимаемые принарушении договорных обя­зательств (сроки, качество продукции),несвоевременности возвра­та краткосрочных и долгосрочных ссуд, погашениявекселей, на­рушении налогового законодательства, а также в случае неэффек­тивнойдеятельности путем применения к данному хозяйствую­щему субъекту процедурыбанкротства. Для руководителей ком­мерческих организаций и предприятий принципматериальной ответственности реализуется через систему штрафов в случаях на­рушенияхозяйствующим субъектом налогового законодательства.
К отдельным работникам предприятий иорганизаций при­меняется система штрафов, лишения премий, увольнение с ра­ботыв случаях нарушения трудовой дисциплины, допущенного брака.
• Принципобеспечения финансовых резервов – необходи­мость формирования финансовыхрезервов и других аналогичных фондов связана с предпринимательскойдеятельностью, которая всегда сопряжена с риском. В условиях рыночных отношенийпо­следствия риска ложатся непосредственно на предпринимателя, которыйдобровольно и самостоятельно на свой страх и риск реа­лизует разработанную импрограмму. В экономической борьбе за покупателя хозяйствующие субъектывынуждены продавать свою продукцию в кредит с риском невозврата денег в срок.При нали­чии временно свободных денежных средств хозяйствующий субъ­ект вправеразмещать их в виде депозитных вкладов или ценных бумаг с риском получениянедостаточного процента дохода в срав­нении с темпами инфляции или новыми болеедоходными сфера­ми приложения денежных средств. Наконец, могут иметь местопрямые экономические просчеты в разработке производственной программы.
Законодательно этот принцип реализуется воткрытых и закрытых акционерных обществах. Величина резервного фондарегламентирована и не может быть менее 15% величины опла­ченного уставногокапитала, но не более 50% налогооблагаемой прибыли, поскольку отчисления врезервный фонд производят­ся до налогообложения прибыли.
Финансовые резервы могут образовывать ихозяйствующие субъекты других организационно-правовых форм собственности посвоему усмотрению, но из чистой прибыли, после уплаты налогов и другихобязательных платежей в бюджет.
Вместе с тем денежные средства,направленные в финансо­вый резерв и другие аналогичные фонды, целесообразно хра­нитьна депозитных счетах в банке либо в другой ликвидной форме с тем, чтобы ониприносили дополнительную стоимость.
Все принципы организации финансов хозяйствующихсубъ­ектов находятся в развитии и для их реализации в каждой кон­кретнойэкономической ситуации применяются свои формы и методы, соответствующие уровнюразвития производительных сил и производственных отношений.
 

Заключение
Итак, каждое из звеньев финансовой системыконцентрирует специ­фические финансовые отношения, посредством которых образуют­сяи используются соответствующие виды денежных фондов (дохо­дов) в целяхудовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей.Эти фонды могут быть централизованными и децентрализованными, общего ицелевого назначения. Централизованные денежные средства в определен­ныхтерриториальных пределах (например, федеральный, респуб­ликанский, областнойбюджеты) используются для удовлетворе­ния общих нужд соответствующейтерритории. К децентрализо­ванным относятся денежные фонды предприятий,организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целейсоответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах. Целевымиденежными фондами, в отличие от бюдже­та, являются внебюджетные фонды(Пенсионный фонд. Фонд за­нятости населения и т.п.). В сравнении с нимигосударственный или местный бюджет – денежный фонд общего назначения.
Центральное место в финансовой системе Российской Федера­ции занимает бюджетнаясистема. Путем ее использования обра­зуются денежные фонды в формефедерального бюджета, бюдже­тов субъектов РФ и муниципальных образований. Такиеденежные фонды необходимы для реализации общегосударственных илитерриториальных социально-экономических планов и программ, обеспечения обороныи безопасности страны. Одновременно они служат финансовой базойсамостоятельности субъектов Россий­ской Федерации, развития местногосамоуправления.
Средства бюджетной системы образуются восновном за счет налогов и иных обязательных платежей юридических и физичес­кихлиц. Однако используется привлечение средств и на возврат­ной основе черезвнутренний и внешний кредит.
Внебюджетные целевые государственные имуниципальные фонды – новое звенофинансовой системы Российской Федераций, появившееся в начале 90-х гг. Приформировании этих фондов был использован зарубежный опыт. Внебюджетные целевыефонды со­здаются соответствующими представительными или исполнитель­нымиорганами государственной власти и местного самоуправле­ния.
Однако в связи с недостаточностью средствв бюджетной систе­ме (бюджетным дефицитом), распыленностью государственныхфинансовых ресурсов по многочисленным фондам, фактами неэф­фективногоиспользования их в рамках фондов проведено вклю­чение (консолидация) вбюджетную систему части этих фондов. Так с 1995 г. в федеральном бюджетеконсолидируются дорожный и экологический фонды, государственный фонд борьбы спреступ­ностью, развития таможенной системы и др. при сохранении своейобособленности в форме целевых бюджетных фондов.
Финансы предприятий, организаций,учреждений, отраслей народного хозяйствакак обособленные денежные фонды, нахо­дящиеся в распоряжении соответствующихсубъектов (предпри­ятий, министерств и т.д.), используются ими для выполнениясвоих функций и задач. Для современных условий характерно многообразие формсобственности, на основе которых функцио­нируют финансы предприятий,организаций и учреждений. Это звено финансовой системы подразделяется нафинансы коммер­ческих и некоммерческих организаций. Так, коммерческими ор­ганизациямиявляются предприятия, имеющие основной целью своей деятельное извлечениеприбыли, в отличие от них бюджет­ные организации такой цели не имеют, хотя наосновании зако­нодательства последних лет они вправе заниматься предприни­мательскойи иной деятельностью для получения дополнитель­ных доходов в целях болееполного выполнения ими своих функ­ций.
Финансы предприятий – исходное звено,основа всей финансо­вой системы, так как они непосредственно связаны сматериаль­ным производством, в процессе которого создается национальный доход,затем распределяемый и перераспределяемый посредством финансовой системы. Имущественноеи личное страхование обеспечивает форми­рование страховых денежных фондов,направляемых на возме­щение материального ущерба, причиненного физическим и юри­дическимлицам стихийными бедствиями, несчастными случаями и различного рода другиминеблагоприятными событиями. Средства таких фондов образуются в основном за счетвзносов юридических лиц, вступивших в отношения по страхованию. Од­накозаконодательство предусматривает случаи страхования за счет средствгосударственного бюджета (военнослужащих, госу­дарственных служащих, работниковгосударственной налоговой службы и т.д.).
В связи с переходом к рыночной экономикестрахование пере­стало быть государственной монополией. Наряду с государствен­нымив этой сфере действуют в качестве предпринимательских негосударственныестраховые организации, находясь под надзо­ром государства.
Кредит выражается в привлечении свободных денежных средствразличных субъектов, аккумуляцию их в денежные фонды и предоставление другимсубъектам во временное исполь­зование на началах возмездности и срочности.Кредит предостав­ляется заемщику не только из привлеченных, но и собственныхсредств кредитора. В условиях перехода к рыночной экономике кредитные отношенияпо своему содержанию и кругу участников стали более разнообразными.
Под государственным кредитомпринято понимать отноше­ния, посредством которых образуется государственныйдолг. Это отношения по временному использованию денежных средств юри­дических ифизических лиц государством при недостаточности го­сударственных (бюджетных)доходов для осуществления намечен­ных расходов. Государство в этих отношенияхвыступает в качест­ве заемщика, а лица, предоставившие ему средства, являютсякре­диторами. Заимствование осуществляется в форме выпуска обли­гацийгосударственных займов, получения Правительством РФ кредитов в банке и др.

Списокиспользованных источников
 
1. Актуальные проблемы финансов ибанковского дела: Сб. науч. тр. / Под ред. А. И. Михайлушкина, Н. А. Савинской.– СПб.: СПбГИЭА, 1999.
2. Антонов Н.Г., Пессель М.А.Денежное обращение, кредит и банки. М.: Финстатинформ, 1995.
3. Бабич А. М., Павлова Л. Н.Финансы. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000.
4. Балабанов И. Т., Степанов В. Н.Бюджетная система Российской Федерации. – СПб.: СПбТЭИ, 1995.
5.  Бюджетный кодекс РФ
6. Гейвандов Я. А. Основы правовогорегулирования банковской системы в Российской Федерации // Государство и право.– 1997. – № 6.
7.  Гражданский кодекс РФ
8. Гурьев А. Н., Памфилов С. Ф.История России: кредитная система. – М.: ЮКИС, 1995.
9. Даль В. Толковый словарь живоговеликорусского языка. М., 1980. Т. 4.
10.  Конституция РФ 12 декабря 1993года
11. Молчанов А., Тавасиев А.Российская банковская система: отечественная или иностранная? // РоссийскаяФедерация. 1994. – № 4.
12.  Налоговый кодекс РФ
13. Ожегов СМ., Шведова Н.Ю. Толковыйсло­варь русского языка. М., 1998.
14. Торкановский Е. Каким бытьбанковскому законодательству России? // Хозяйство и право. – 1994. – № 11.
15. Финансовое право: Учебник / Отв.ред. Н.И. Химичева. – М.: Юристъ, 2000.
16.  Финансы России: Статистическийсборник. М.: Госкомстат России, 1998.
17. Финансы, денежное обращение икредит. Учебник / Под ред. В. К. Сенчагова, А. И. Арзиповой. – М.: «Проспект»,1999.
18. Финансы. Денежное обращение.Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л. А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ,1999.
19. Шенаев В. Н. Денежная и кредитнаясистемы России. – М.: Наука, 1998.
20. Экономика и жизнь. – 1995. – № 19.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.