Конспект лекций по предмету "История науки"


Наука Древнего Востока.

Общая характеристика.В древневосточных цивилизациях были заложены основы для будущего развития прежде всего арифметики, геометрии и астрономии. Общее место в трудах по истории науки: древневосточная наука в целом имела практически-рецептурный, утилитарно-технологический, директивный характер. Например, математика Древнего Египта и Древнего Вавилона была не столько собственно наукой, сколько особого рода искусством – искусством счёта, вычисления, измерения, решения определённых арифметических и геометрических задач. Это искусство, как и всякое другое, было ориентировано на решение практических проблем, имело жизненно-важное значение для общества. Но в ней не было теории, она не была фундаментальной (её целью не было познание сущности вещей), в ней отсутствует понятие доказательства (обоснования). Мы не находим здесь установки на общедоступность (открытость), развитие, усовершенствование, обоснование научного знания, не видим свободного критического обсуждения, споров и научных дискуссий.
Почему она была именно такой? Наука – часть общественного целого, в котором всё взаимосвязано и переплетено, как в живом организме. Уровень научных знаний определяется уровнем развития общества. Характер древневосточной науки был обусловлен характером древневосточных цивилизаций, прежде всего – теократическим деспотизмом, бюрократизмом, кастовостью, консерватизмом, традиционализмом. Элементы научных знаний были частью сакрально-когнитивно-государственного комплекса, были монополией и привилегией замкнутых сословий жрецов и чиновников, были неразрывно связаны с властью, религией, авторитетом. Это были «эзотерические», тайные знания, тщательно охраняемые, доступные лишь немногим, избранным и особо посвящённым. Уже древнеегипетские фараоны прекрасно знали, что сохранение в тайне некоторых важных для общества знаний, от которых зависит судьба людей, даёт над ними власть – более прочную, чем вооружённая сила. Особенно - знаний о том, как общаться с могущественными богами, от которых зависит всё, счастье и несчастье, жизнь и смерть. Те или иные конкретные протонаучные знания древних культур в значительной их части можно понять лишь в контексте религиозных ритуалов и неразрывно связанных с ними верований, мифов. Именно мифология была здесь общей «теорией» мира, мировоззрением. Знание же, «вплетённое» в мифологическое мировоззрение, всегда является средством достижения тех или иных жизненных благ посредством магического воздействия на богов, духов, демонов, на мистические и космические силы, то есть всегда имеет практическую направленность. Первые зачатки научных знаний были частью ритуально-магического действия. «Магическое» понимание знания придаёт ему практически-рецептурный характер. Сакрализация и мифологизация арифметических, геометрических, астрономических представлений придаёт им форму строго обязательных, неизменных действий, настоящего священнодействия: малейшее отклонение от предписания чревато катастрофой, возмездием богов, может иметь фатальные последствия. Отсюда – абсолютность требования, установка на точное и неизменное повторение, сохранение традиции, страх перед всякой «новацией». Новация – разрушение порядка, катастрофа, космическая и человеческая. Сакрализация отливает знание в форму вечности. Эти характерные черты древневосточных знаний и служат основанием для отрицания их собственно научного характера для тех, кто усматривает в идее свободного обсуждения, критики, обоснования и доказательства, установке на открытие нового и т.п. самую суть научности вообще.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.