Конспект лекций по предмету "Психология"


Управление коллективом.

Изучение закономерностей функционирования коллективов показы­вает, что даже в самых малых, неорганизованных коллективах, как правило, возникает распределение власти между членами. Коллектив делится на рядовых членов и лидеров.Лидерство — это способность оказывать влияние на отдельных индивидов и коллектив в целом и направлять их усилия на достижение каких-либо целей.
Различают неформальных и формальных лидеров. Нефор­мальный лидер — это член коллектива, добровольно принявший на себя значительно большую ответственность, чем это требуют фор­мальные предписания и нормы.
Во всяком, организованном коллективе есть формальный лидер. Формальный лидер — это носитель административной власти. Его за­дача состоит в организации совместного взаимодействия и отношений членов коллектива для достижения его целей. Для этого руководитель должен обладать психофизиологическими характеристиками, а также знаниями, навыками, умениями и качествами.
К психофизическим качествам руководителя как личности от­носятся: волевые данные, профессиональное восприятие, обостренное внимание, объемная и точная память, эмоциональная устойчивость, компетентность и другие.
Особое значение имеютволевые качества руководителя. Волевого руководителя, как правило, характеризуют разумная настойчивость, решительность, энергичность, упорство в до­стижении цели, высокая самодисциплина, целеустремленность, т. е способность направлять все свои знания, навыки и чувства на достиже­ние поставленных целей, умение доводить начатое до конца, собран­ность, отсутствие боязни принимать решения в ответственных ситуа­циях и не стремиться переложить ответственность на других.
Немаловажное значение для руководителя имеетконтактность— общительность, интерес к людям, способность располагать к себе лю­дей, выслушивать, понимать и убеждать их, способность взглянуть на проблему «глазами другого».
Важной психологической характеристи­кой является также стрессоустойчивость - интеллектуальная и эмоци­ональная защищенность в проблемных ситуациях, самообладание и трезвость мышления при принятии индивидуальных и коллективных решений.
В совокупности неотъемлемых психологических качеств руково­дителя выделяетсядоминантность, которую следует понимать как свой­ство властности, честолюбия. Эти качества предполагают стремление к личной независимости в любых обстоятельствах, готовность к беском­промиссной борьбе за свои права, отсутствие преклонения перед авто­ритетами, самоуважение, соседствующее с высокой самооценкой, вы­сокий уровень притязаний.
Среди деловых качеств выделяютсязнания и умения. Так, на­пример, для руководителя предприятия важны знания в области техни­ки и технологии организации производства, экономики и права, психо­логии и педагогики, менеджмента. В качестве наиболее важных навыков (умений) отмечаются: умение видеть перспективу, найти главное звено в работе, изучать, подбирать и расставлять кадры, пойти на оправдан­ный риск, своевременно принимать решения и проводить их в жизнь, де­легировать полномочия, побуждать людей к труду, организовывать свою работу, отстаивать интересы своего коллектива.
К деловым навыкам и умениям тесно примыкают такжепро­фессионально-организаторские черты, поскольку одной из основных задач руководителя является создание команды единомышленников, т. е. формирование условий для оптимизации процесса самоорганиза­ции трудового коллектива, с этой точки зрения важными качествами руководителя являются такие, как предприимчивость и деловитость, научный системный подход к решению проблем. Предприимчивость и деловитость предполагают умение руководителя глубокои всесторон­не анализировать экономические процессы и направления научно-технического прогресса в своей сфере деятельности, предвидеть и опреде­лять их результаты, принимать на основе этого анализа лучший вари­ант решений. А это, в свою очередь, предполагает способность к логи­ческому размышлению, способность разложить каждую проблему на составные части, определить значимость каждого из имеющихся факторов и на основе их комбинации делать вывод, способность вос­принимать идеи и опыт других.
Не менее важна для руководителяком­муникабельность: способность срабатываться с людьми, налаживать взаимоотношения с людьми всех рангов — вышестоящими руководи­телями и подчиненными, способность сплачивать, объединять разных людей, налаживать их совместную работу.
Важное значение для социально-психологического климата коллектива имеют также особенности стиля руководителя коллекти­вом. Под стилем руководителя понимается комплекс приемов, методов и способов воздействия руководителя на коллектив с целью эффектив­ного и качественного выполнения управленческих функций. Опреде­ление стиля руководства коллективами осуществляется по основным функциям управления: принятие решений, организация выполнения решений, осуществление контроля исполнения, способы побуждения исполнителей к деятельности, использование системы стимулирова­ния деятельности исполнителей.
В социальной психологии имеются различные классификации стилей руководителя. Крупнейший специалист в этой области' знаний А. Л. Журавлев различает три основных стиля руководства: директив­ный (автократический), демократический (консультативный) и либе­ральный (попустительский). Дадим краткое описание этих стилей:
1) ди­рективный (автократический). При строгом применении этого стиля руководства руководитель строит свое поведение в соответствии с принципами формальной структуры. Такой руководитель держит дистан­цию по отношению к коллективу, старается избегать неформальных контактов. Он берет на себя всю полноту власти и ответственности за происходящее в организации, старается лично контролировать весь объ­ем отношений в организации, обращая внимание не только на результат, но и на процесс. Решения принимаются им единолично, работники полу­чают лишь самую необходимую для выполнения работы информацию. Руководитель такого типа, как правило, властен, требователен, ориен­тирован только на целевую функцию.
2) консультативный (демократический). Руководитель этого типа сочетает в своей работе ориентацию как на формальную, так и на неформальную структуру взаимоотношений руководителя с под­чиненными, поддерживает с ними товарищеские отношения, не до­пуская при этом фамильярности. Стремится разделить власть между собой и подчиненными, при принятии решений учитывает мнение коллектива, стремится контролировать только конечный результат, не вдаваясь в подробности процесса. Работники у такого руководите­ля получают достаточно полную информацию о своем месте в выпол­нении общего задания, о перспективах своего коллектива.
3) попустительский (либеральный) стиль руководства макси­мально ориентирован на поддержание неформальных отношений с со­трудниками, делегирование им своих полномочий и ответственности. Руководитель предоставляет подчиненным полный простор, они само­стоятельно организуют свою деятельность, решения принимаются коллегиально. Руководитель лишь в случае необходимости вмешива­ется в производственный процесс, осуществляет контроль, стимули­рует работу.
«Чистые» стили руководства далеко не всегда проявляются в дея­тельности предприятий. Как правило, имеет место сочетание каких-либо двух стилей руководства. Поэтому, при исследовании стиля руководства у каждого конкретного руководителя определяется степень выраженно­сти каждого из трех стилей и выявляются доминирующие.
Следует также отметить, что не существует универсального оп­тимального стиля руководства коллективом, способного обеспечить ре­шения стоящих перед ним задач и нормальный социально-психологиче­ский климат. В различных конкретных ситуациях эффективным может оказаться тот или иной стиль или их гармоничное сочетание.


ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.