Конспект лекций по предмету "Концепция современного естествознания"


Виды эмоциональных процессов, состояний, творчество

Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей человека. Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, постольку любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. Эмоции, утверждал Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.
Функции и виды эмоций
На мобилизационную, интегративно-защитную роль эмоций указывал физиолог П. К. Анохин: "Производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализации воздействий и конкретный механизм ответной реакции организма". Благодаря вовремя возникшей эмоции организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям. Он может быстро, со спасительной скоростью, отреагировать на внешнее воздействие, не определив еще его тип, форму, другие частные конкретные параметры, "сведя их... к общему биологическому знаменателю: полезно или вредно для него данное воздействие".
Эмоциональные ощущения биологически в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов. Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче гамма всевозможных эмоциональных состояний, которые оно способно переживать. Количество и качество потребностей человека в целом соответствуют числу и разнообразию характерных для него эмоциональных переживаний и чувств, причем, чем выше потребность по своей социальной и нравственной значимости, тем возвышеннее связанное с ней чувство.
Эмоциональные состояния регулируют протекание психических и органических процессов. Внешняя эмоциональная экспрессия развилась и закрепилась в эволюции "как средство оповещения об эмоциональном состоянии индивида во внутривидовом и межвидовом общении... У высших животных, и особенно у человека, выразительные движения становятся тонко дифференцированным языком, с помощью которого индивиды обмениваются информацией как о своем состоянии, так и о том, что происходит вокруг". В этом высказывании подчеркнута еще одна роль эмоций - коммуникативная. Они, по сути дела, явились для человека первым "языком", которым он начал пользоваться в общении с себе подобными. Этот язык, как показывают многочисленные наблюдения, вполне доступен и высшим животным.
Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний - это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности. Практически все элементарные органические ощущения имеют свой эмоциональный тон. О тесной связи, которая существует между эмоциями и деятельностью организма, говорит тот факт, что всякое эмоциональное состояние обычно сопровождается многими физиологическими изменениями организма.
Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, коммуницируются, т.е. передаются другим людям, сопереживаются.
Чувства - высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными, входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека. Предметом чувственного отношения человека могут стать исторические и социальные события, многое другое. В отличие от эмоций, которые обычно возникают в ответ на воздействие отдельных свойств окружающей среды, чувства соотносятся с восприятием и оценкой сложных предметов, событий, людей, ситуаций. Они достаточно развиты лишь у человека - у животных их нет. Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-нибудь называется страстью. Устойчивые чувства умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени, именуются настроениями.
Аффекты - это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения, и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями. Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, возникающая в результате аффектогенных ситуаций, может накапливаться и, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая возникшее напряжение, часто сопровождается чувством усталости, подавленности, депрессией.
Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные "факторы риска" при появлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.
Страсть - еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека). Как писал С. Л. Рубинштейн: "Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель... Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели".
Каждый из описанных видов эмоций внутри себя имеет подвиды, а они, в свою очередь, могут оцениваться по разным параметрам - например, по следующим: интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, генетическому происхождению, условиям возникновения и исчезновения, действию на организм, динамике развития, направленности (на себя, на других, на мир, на прошлое, настоящее или будущее), по способу их выражения во внешнем поведении (экспрессии) и по нейрофизиологической основе. В целом же, какими бы разными не казались, все они неотделимы от личности. "То, что радует человека, что его интересует, повергает в уныние, волнует, что представляется ему смешным, более всего характеризует его сущность, его характер, индивидуальность". "Всю систему чувств, - писал Вундт - можно определить как многообразие трех измерений, в котором каждое измерение имеет два противоположных направления, исключающих друг друга". Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их как органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства. К аффективно-эмоциональной чувствительности относятся элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства связаны с обладанием предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим. Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к людям, событиям, нравственным категориям и ценностям.
Теории эмоций
Широкую известность в психологии получила теория, объясняющая происхождение эмоций, их связь с органическими процессами, предложенная почти в одно и то же время американским психологом У. Джемсом и датским ученым К. Ланге. В историю науки она и вошла под двойным названием как теория Джемса-Ланге. Согласно этой теории, первопричинами возникновения эмоциональных состояний являются изменения физиологического характера, происходящие в организме. Возникнув под влиянием внешних или внутренних стимулов, они затем отражаются в голове человека через систему обратных нервных связей и порождают ощущение определенного эмоционального тона. Сначала должны произойти соответствующие органические изменения в ответ на воздействия стимулов, и только затем как их субъективно отраженное следствие возникает эмоция.
Разница, которая впоследствии обнаружилась во взглядах Джемса и Ланге, была небольшой. Джемс полагал, что телесные изменения непосредственно следуют за восприятием возбуждающих факторов - стимулов, а эмоция есть не что иное, как наше ощущение уже произошедших органических перемен. Ланге же считал, что сенсорные стимулы возникают непосредственно в рецепторах кровеносных сосудов, что эти сосуды в первую очередь реагируют на внешние воздействия, а эмоции проявляются затем как отражение произошедших в них изменений.
Концепция происхождения эмоций Джемса-Ланге наряду с одобрением встретила ряд возражений. Наиболее серьезные замечания в ее адрес были высказаны У. Кенноном, который одним из первых обратил внимание на то обстоятельство, что телесные реакции, возникающие при различных эмоциях, очень похожи друг на друга и как таковые недостаточны для того, чтобы удовлетворительно объяснить качественное многообразие существующих у человека эмоций. Кроме того, внутренние органические структуры, в частности кровеносные сосуды, с изменениями которых Ланге связывал возникновение эмоциональных переживаний, малочувствительны и очень медленно приходят в состояние возбуждения. Что же касается эмоций, то они появляются как субъективные состояния почти мгновенно при возникновении эмоциогенной ситуации, по крайней мере, гораздо быстрее, чем на нее своими изменениями реагирует организм.
Самым сильным из возражений Кеннона против теории Джемса-Ланге явилось следующее: искусственно вызываемые у человека специальными средствами органические изменения, те самые, существованию которых Джемс и Ланге приписывали возникновение эмоциональных реакций, далеко не всегда на деле сопровождаются эмоциональными переживаниями. Нo даже в том случае, когда в условиях искусственной органической стимуляции подобные эмоциям переживания все же возникают, субъективно они воспринимаются совершенно иначе, чем те, которые появляются в естественных условиях. Искусственно вызываемые висцеральные (т.е. относящиеся к внутренним органам) изменения, характерные для некоторых эмоций, не влекут за собой непосредственно эмоцию как таковую. Так, инъекция адреналина лишь повышает специфическую восприимчивость, увеличивающую вероятность возникновения эмоции, а не вызывает ее непосредственно. Между ощущением органических реакций и переживанием эмоций не существует параллелизма. В результате Кеннон предложил альтернативную теорию происхождения эмоций. Он считал, что эмоциональные переживания и соответствующие им органические изменения порождаются одновременно и возникают из единого источника. Таким источником - эмоциогенным центром - является таламус, играющий важную роль в регулировании основных органических процессов и передающий импульсы с периферических и внутренних рецепторов в кору головного мозга и обратно. Возникновение эмоционального переживания есть результат одновременного возбуждения симпатической нервной системы и коры головного мозга.
Высказанные Кенноном положения были развиты далее П. Бардом. Он показал, что в действительности как телесные изменения, так и связанные с ними эмоциональные переживания возникают почти одновременно. Собственно с эмоциями из всех структур головного мозга более всего связан не сам таламус, а гипоталамус и центральная часть лимбической системы. В экспериментах, выполненных на животных, удалось показать, что электрическими воздействиями на эти структуры в определенной степени можно управлять эмоциональными состояниями, такими, например, как страх и гнев. В результате этих доработок концепция Кеннона получила новое, современное название теории эмоций Кеннона-Барда.
Поскольку между нейрональными и гуморальными факторами существует сложное взаимодействие, постольку трудно ответить однозначно на вопрос о том, что чему в действительности предшествует: эмоции органическим изменениям или же органические изменения эмоциям. В эмоциональных переживаниях, длящихся в течение достаточного периода времени, скорее всего, сочетается и то и другое.
Идею о том, что эмоцию следует рассматривать не как психическое состояние, а прежде всего как ответ организма на ситуацию, можно найти уже у Дарвина. Впрочем, такая позиция является естественной для того, кто исходит из исследования лишь поведенческих реакций животного. Согласно Дарвину большая часть эмоциональных реакций объясняется либо тем, что они полезны (выражение гнева пугает врага), либо просто тем, что они являются рудиментами движений, которые были целесообразны на предыдущей стадии эволюции. Так, если руки становятся влажными при страхе, то это значит, что некогда у общих обезьяноподобных предков эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветви деревьев. Эмоция возникает лишь тогда, когда осуществление инстинктных действий, привычных или произвольных форм поведения наталкивается на препятствие. Драться, спасаться - сами по себе эти акты не влекут за собой эмоции, если они осуществляются в обычных условиях, но как только возникает затруднение, человек, стремясь адаптироваться к условиям жизни, испытывает эмоцию. "Психологически эмоция - это адаптация или напряжение привычек и идеала, а органические телесные изменения, строго говоря, являются проявлением борьбы за адаптацию".
Эта конфликтная теория эмоций значительно ближе к самым современным представлениям. Она была воспроизведена, в частности, Клапаредом (1928). "Эмоции возникают лишь тогда, когда по той или иной причине затрудняется адаптация. Если человек может убежать, он не испытывает эмоции страха". Была сформулирована идея: эмоции - это реакция организма на ситуацию. Эмоция возникает непосредственно из восприятия ситуации. Эмоция не сводится к внутреннему переживанию или к физиологическим нарушениям, и тем самым вопрос о первичности одной из ее сторон не является больше проблемой. Эмоция - это реакция всей личности (включая организм) на те ситуации, к которым она не может адаптироваться, и она имеет преимущественно функциональное значение.
Следует также иметь в виду, что у человека в динамике эмоциональных процессов и состояний не меньшую роль, чем органические и физические воздействия, играют когнитивные факторы. В связи с этим в последние годы были предложены новые концепции эмоций у человека, выводящие эти факторы на первый план. Одной из первых явилась теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Согласно этой теории, положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, представления воплощаются в жизнь, а планы выполняются, т.е. тогда, когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным или ожидаемым, согласуются, находятся в консонансе. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех условиях, когда между ожидаемыми и реальными результатами деятельности имеется несоответствие - диссонанс. Субъективно состояние когнитивного диссонанса переживается человеком как дискомфорт, и он стремится во что бы то ни стало как можно скорее избавиться от него. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: или изменить ожидания и планы таким образом, чтобы они соответствовали реально полученному результату, или попытаться получить новый результат, который согласовывался бы с прежними ожиданиями. В современной социальной психологии теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в различных социальных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков. Лежащим в их основе когнитивным факторам придается в детерминации поведения человека гораздо большая роль, чем органическим изменениям.
Концепция эмоций, предложенная С. Шехтером, получила название когнитивно-физиологической. Согласно этой теории, на возникшее эмоциональное состояние помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных изменений оказывают воздействие прошлый опыт человека и оценка им наличной ситуации с точки зрения актуальных для него интересов и потребностей. Косвенным подтверждением справедливости когнитивной теории эмоций является влияние на переживания человека словесных инструкций, а также той дополнительной эмоциогенной информации, которая предназначена для изменения оценки человеком возникшей ситуации. В одном из экспериментов, направленном на доказательство высказанных положений когнитивной теории эмоций, людям давали в качестве "лекарства" физиологически нейтральный раствор в сопровождении различных инструкций. В одном случае им говорилось о том, что данное "лекарство" должно будет вызвать у них состояние эйфории, в другом - состояние гнева. После принятия соответствующего "лекарства" испытуемых через некоторое время, когда оно по инструкции должно было начать "действовать", спрашивали, что они ощущают. Оказалось, что те эмоциональные переживания, о которых они рассказывали, соответствовали ожидаемым по данной им инструкции. Было показано также, что характер и интенсивность эмоциональных переживаний человеком ситуации зависят от того, как ее переживают другие, рядом находящиеся люди. Это значит, что эмоциональные состояния могут передаваться от человека к человеку, причем у человека в отличие от животных качество коммуницируемых эмоциональных переживаний зависит от его личного отношения к тому, кому он сопереживает.
Эмоции и адаптационный процесс
Является ли эмоция нарушением поведения или, напротив, это организующая реакция? Дарвин, Кеннон, Линер считали в целом, что эмоция является полезной и что она представляет собой адаптивный процесс благодаря осуществляемой ею энергетической мобилизации в ответ на требования среды. Напротив, большинство других психологов рассматривали эмоцию как дезорганизацию, нарушение деятельности. Они подчеркивали, что эмоция - это главным образом дезорганизующая сила. Именно это резкое нарушение адекватного действия, любого поиска адаптации, эта дезорганизация, распространение возбуждения на весь организм, которые кажутся нам феноменом, совершенно отличным от других регуляций, и характеризуют эмоцию. Так, эмоция вызывает нарушения памяти, навыков и вообще замену трудных действий более легкими. Эмоция соответствует такому снижению уровня адаптации, которое наступает, когда мотивация является слишком сильной по сравнению с реальными возможностями субъекта. Эмоция - это страх, гнев, горе, иногда радость, особенно чрезмерная радость. Возьмем пример с учащимся, сдающим устный экзамен и имеющим избыточную мотивацию по сравнению с его возможностями. При слабом уровне дезорганизации эмоция может выражаться в виде не свойственных ему и излишних негативных реакций: влажные руки, общее напряжение, затрудненное пищеварение, возбужденность. Эти органические расстройства, если они не слишком сильны, могут сочетаться с высокой успешностью на экзамене. При более значительном уровне дезорганизации человек теряется, приходит в замешательство, нарушения охватывают саму психическую деятельность: возникает неясность мыслей, провалы памяти, вербальные затруднения. Вегетативные проявления могут стать еще более сильными: слезы, покраснение или побледнение, а иногда даже обморок.
Между мотивацией и эмоцией имеются сходство и различие. Чтобы произошла адаптация к возникающим перед нами задачам, необходима достаточная мотивация. Однако, если мотивация слишком сильна, мы лишаемся части наших возможностей, и адаптация становится менее адекватной действительности. Тогда в деятельности появляются признаки эмоций, и иногда адаптивное поведение нарушается, полностью замещаясь эмоциональными реакциями. Существует оптимум мотивации, за пределами которого возникает эмоциональное поведение. Понятие оптимума мотивации связано с адекватностью или неадекватностью реакций ситуации. Эта связь соответствует отношению между интенсивностью мотивации и реальными возможностями субъекта в конкретной ситуации. Как говорил Хоудж, "эмоциональные реакции обратно пропорциональны способности высших мозговых центров противостоять данной ситуации". Эмоциональные вспышки возникают тогда, когда обычный контроль "Я" становится недостаточным а) из-за чрезмерного усиления возбуждения или б) из-за предшествующей блокады состояния разрядки.
С усилением мотивации повышается качество исполнения, но до определенного предела: если она слишком велика, исполнение ухудшается. Это можно наблюдать и в повседневной жизни. Учащиеся теряются на экзамене, военным хорошо известно, что войска лучше маневрируют на учениях, чем в бою. В каждом случае имеется оптимум мотивации, при котором научение является наиболее быстрым. Однако результаты свидетельствуют также о том, что этот оптимум зависит и от трудности задачи, о чем говорит закон Йеркса-Додсона: "С увеличением трудности задачи интенсивность наказания, определяющая оптимальную скорость изучения, должна приближаться к пороговой величине". Это означает, что в случае трудной задачи оптимум достигается при слабой мотивации, тогда как при легкой задаче он соответствует сильной мотивации. Очевидно, что при легкой задаче избыточная мотивация не вызывает нарушений поведения, но такая возможность возникает при трудных задачах.
Эмоция возникает часто потому, что субъект не может или не умеет дать адекватный ответ на стимуляцию. В целях квалификации разнообразных ситуаций сгруппируем их по трем рубрикам: новизна, необычность, внезапность. Ситуации являются новыми, когда мы совсем не подготовлены к встрече с ними. Возникающее возбуждение может разрядиться лишь в виде эмоциональных реакций. Хороший пловец, услышав призыв о помощи, не испытывает или почти не испытывает эмоции, он плывет, но зритель, не умеющий плавать и остающийся пассивным на берегу, волнуется. Это правило объясняет, с одной стороны, почему чем младше ребенок, тем больше эмоций он испытывает. С самого рождения он непрестанно сталкивается с ситуациями, на которые у него еще нет приобретенной системы ответов. Если привычные представления нарушаются, ребенок оказывается неподготовленным к необычным ситуациям. Последние могут даже сильнее взволновать его, чем совершенно новые стимуляции, вызывающие лишь любопытство. Эти случаи хорошо согласуются с теорией Хебба, который объясняет происхождение эмоций нарушением последовательности фаз реакции. Очевидно, с возрастом и накоплением опыта ребенок реже сталкивается с новыми и необычными ситуациями.
Удивление - важная причина эмоций. Гасто показал, что реакция удивления представляет собой первичную эмоциональную реакцию, которая соответствует просто возбуждению ретикулярной формации. Психологи постепенно приходили к мысли, что существуют различные уровни активации поведения и что эмоция - это просто реакция, соответствующая очень сильной активации. Последние открытия в области нейрофизиологии подтвердили и развили эти точки зрения. Действительно, раздражая в восходящем порядке ретикулярную формацию у животного, можно проследить сменяющие друг друга различные состояния - от глубокого сна и промежуточных состояний внимания до состояний ярости или страха. С этой физиологической, в сущности, точки зрения нет больше необходимости рассматривать эмоцию как особый феномен. Эмоциональные реакции являются только одним из крайних значений континуума, в котором можно различить все уровни активации.
Бывает, что ситуация, как таковая, не вызвала бы у нас никаких эмоций, если бы только один или несколько из окружающих нас людей не испытывали эмоцию. Страх заразителен, как и радость. Следует различать два типа заражения эмоциями. Один из них соответствует тем случаям, когда одна и та же ситуация вызывает у одного, а затем у нескольких индивидов одинаковую реакцию страха, гнева или радости. Наличие группы вызывает усиление аффективных состояний и эмоциональных реакций.
Другой тип более специфичен. Он соответствует тем случаям, когда эмоция овладевает нами, хотя сама ситуация нас не затрагивает. Бурная ссора двух людей может привлечь наше внимание или оставить нас равнодушными, но может и привести к тому, что мы сами будем охвачены гневом. В этом случае мы отождествляем себя с одним из ссорящихся. Так же заразителен может быть смех. Мы можем засмеяться, потому что смеются вокруг нас, но лишь если мы отождествляем себя с тем, кто смеется. В противном случае мы остаемся равнодушными или даже раздраженными.
Существуют как кратковременные, так и хронические источники эмоций. При повторении стимуляции, вызывающей обычно эмоциональные реакции, в ситуации, к которой невозможна адаптация, развиваются состояния тревожности и даже невротические состояния. Именно повторение в определенном ритме состояний тревожности лежит в основе невроза. В жизни часто бывают более или менее постоянные причины избыточной мотивации. Источник их часто социального происхождения: женщина боится оказаться покинутой; рабочий опасается увольнения; солдат боится быть убитым; эти внутренние страхи, которые не находят внешнего проявления, поддерживают более или менее выраженное состояние тревожности.
Такое состояние может возникнуть также из-за неразрешенного внутреннего конфликта, например, подавления сексуального влечения. Самое возобновление побуждения вызывает повторное возникновение конфликта. Это напряжение влечет за собой более или менее диффузные состояния тревожности, а если оно очень сильное, то и невротические состояния. Г. И. Косицкий различает четыре фазы эмоционального напряжения. Первая фаза характеризуется мобилизацией физиологических функций, так сказать, в разумных пределах. Если действия человека уже начинают противоречить здравому смыслу, то это значит, что наступила вторая фаза эмоционального напряжения. Третья фаза характеризуется угнетением физиологических функций: человек впадает в состояние эмоционального шока. Наконец, четвертая фаза - это уже невроз, который может привести к обострению различного рода заболеваний.
Нередко вместе с эмоцией возникает желание посмотреть, какой эффект она производит на окружающих. Эта социализация эмоциональных проявлений возникает по двум направлениям:
а) использование органических проявлений эмоций для воздействия на другого: слезы, которые должны разжалобить; проявления страха, взывающие о помощи;
б) перестройка поведения, ведущая к преобразованию эмоциональных реакций в реакции, относительно адекватные ситуации.
Плач ребенка, топание ногами, катание по полу в состоянии гнева - вот примеры первого рода; удары по препятствию, будь то физическая преграда или человек, - пример адаптации низкого уровня, выражающейся в агрессивности по отношению к трудности.
Человек, будучи не в состоянии управлять некоторыми своими реакциями, в известной мере направляет их на то, чтобы извлечь из самого факта дезорганизации поведения какую-то социальную пользу. Ребенок очень быстро обнаруживает, что его эмоциональные реакции, связанные с физическим нездоровьем, обладают большой силой воздействия на окружающих вследствие заразительности эмоций. И эта почти рефлекторная реакция становится средством воздействия на окружающих. Так, ребенок 5 лет говорит: "Я буду плакать до тех пор, пока ты мне это не дашь".
Эмоции вызывают в организме множество характерных реакций. Эти реакции можно сгруппировать в три категории:
а) вегетативные реакции;
б) мышечные реакции;
в) импрессивные реакции.
Вегетативные проявления эмоций весьма разнообразны: изменение сопротивления кожи, частоты сердечных сокращений, кровяного давления, сужения и расширения сосудов, изменение скорости амплитуды и ритма дыхания, температуры кожи, потоотделения, диаметра зрачка, секреции слюны. Наблюдаются расстройства пищеварительной системы, сокращение и расслабление сфинктера, изменяется электрическая активность мозга, химический и гормональный состав крови, мочи, слюны, основной обмен. Лишь немногие изменения вегетативных функций могут рассматриваться как характерные проявления эмоций.
Источником некоторых эмоций, в том числе радости, может быть легкое щекотание. Возникающее состояние проприоцептивного возбуждения выражается в безудержном смехе, который может перейти в рыдания, если это возбуждение является чрезмерным, и спазматические реакции разрядки становятся болезненными. Такой тип эмоции лежит в основе большинства игр детей (а иногда и взрослых). Принцип их состоит в том, чтобы создать умеренно напряженную ситуацию, порождающую, как правило, чувство легкого страха. Когда он снимается, это вызывает приятную эмоциональную разрядку. В таких играх дети пугают себя, чтобы посмеяться затем над своим страхом. Смех возникает из-за несоответствия действительного хода событий тому, что обычно ожидают. Это высказывание можно интерпретировать следующим образом: реакция на что-то необычное, не вызывающее страха и не влекущее за собой активных действий, выражается в смехе.
Итак, эмоции вызывают в организме множество характерных реакций. Например, под влиянием страха или быстрой ходьбы ускоряется деятельность сердца, а при боязни или счете в уме нарушается нормальный ритм дыхания. Основываясь только на показателях активации, невозможно обнаружить собственно эмоцию, поскольку она определяется лишь отношением к ситуации. Возбуждение симпатической системы ускоряет деятельность сердца, вызывает расширение зрачка, сосудов кожи и сужение сосудов внутренних органов, секрецию потовых желез и надпочечников, торможение слюноотделения, оргазм и т. п. Возбуждение парасимпатической системы замедляет деятельность сердца, вызывает сужение сосудов кожи и расширение сосудов внутренних органов, слюноотделение, секрецию инсулина, эрекцию половых органов и т.п. Наше равновесие, "мудрость нашего тела" зависит от равновесия эти двух систем. Очевидно, при эмоциях равновесие нарушается. Вегетативные нарушения при эмоциях проявляются возбуждением симпатической системы, следствием которого является увеличение содержания адреналина в крови, что, в свою очередь, усиливает возбуждение симпатической системы. Действие симпатической системы еще более усиливается, если парасимпатическая система не оказывает тормозящего влияния на секрецию адреналина.
Когда мы говорим, что человек, только что переживший состояние эмоционального шока, "окаменел", мы хотим тем самым подчеркнуть, что его мышцы находятся в состоянии гипертонуса. Эмоция начинается с гипертонуса, внешним проявлением которого является преобразование неиспользованной по назначению энергии в спазматические движения: смех, слезы, беспорядочные действия. При чрезмерной активности наблюдается тем большее увеличение мышечного напряжения, чем сильнее стремление субъекта подавать вызываемые стимуляцией движения: это напряжение еще более усиливается под влиянием социальных и моральных запретов. Напряжен юноша, не решающийся обнять нравящуюся ему девушку; напряжен ребенок, не желающий подчиниться какому-то требованию; напряжен человек, испытывающий страх и не осмеливающийся убежать. Дети, воспитывавшиеся в большой строгости, сильнее скованны в движениях по сравнению с детьми, которым предоставлялась известная свобода.
Лица, страдающие от различных конфликтов и даже с невротическими отклонениями, характеризуются, как правило, большей скованностью движений, чем другие. Психоаналитики заметили: наибольшее напряжение и скованность наблюдаются у пациентов в момент припоминания ими конфликтных ситуаций. Многие психотерапевтические приемы связаны со снятием этой напряженности. Аутогенная тренировка Шульца заключается в том, чтобы научиться расслабляться, в результате чего уменьшаются раздражительность, тревожность и связанные с ними нарушения.
Чаще всего эмоция осознается самим субъектом как проявление каких-то нарушений в его организме, другие же судят о ней по внешним проявлениям этих нарушений, среди которых особую роль играет мимика. Изучая проявления эмоций, Дарвин нашел доказательства "утилитарной" роли эмоций. Поза разъяренной собаки устрашающе действует на ее противника. Широко раскрытые глаза при испуге позволяют лучше различить опасность, и это выражение лица стало передаваться по наследству. Существует механистическая концепция эмоций, согласно которой выражение наших эмоций зависит от строения лицевых мышц и особенностей их иннервации. Все проявления наших эмоций зависят от лицевого нерва и двух его ответвлений: височно-лицевого и шейно-лицевого. Возбуждение этого нерва и определяет многообразие выражений человеческого лица, состоящего из большого числа мускулов, сокращающихся уже при самых минимальных энергетических затратах.
Эмоциональные проявления складываются из спонтанных реакций и произвольных мимических реакций, образующих своеобразный язык эмоций. Лицевой нерв получает импульсы по двум различным путям. Один путь идет непосредственно от коры головного мозга, через него осуществляется сознательная регуляция мимических реакций, другой проходит через таламус и базальные ядра, которые представляют собой центры спонтанных эмоциональных реакций. Структура иннервации лица наводит на мысль, что в основе всякого выразительного движения лежит спонтанная реакция, видоизменяемая под влиянием усвоенных в результате социального опыта произвольных мимических реакций.
Томпсон, применяя кинематографическую съемку, подтвердил идентичность спонтанных выразительных движений у слепых и зрячих: улыбка, смех, слезы - отметив, однако, несколько большую интенсивность реакций у слепых. Однако с возрастом мимика зрячих становилась более выразительной и генерализованной, в то время как у слепорожденных она не только не совершенствовалась, но даже регрессировала. Эти результаты свидетельствуют о двойной регуляции мимики, а также о том, что выразительные движения развиваются путем социального подражания.
Общество поощряет выражение одних эмоций и порицает другие. Западные цивилизации мирятся со слезами женщин, мальчикам же внушается, что мужчине не подобает плакать. Однако такой обычай существует не везде. Например, раньше юноши из племени маори плакали так же часто, как и женщины. Некоторые проявления радости и гнева зависят от социальной среды, и воспитание направлено на то, чтобы подавить неодобряемые проявления эмоций. Общество создает настоящий язык мимики, обогащающий спонтанные выразительные движения и делающий их более многообразными. Язык мимики может быть универсальным или, напротив, весьма специфичным, и тогда его интерпретация возможна лишь при знании данной этнической или социальной группы. Например, на Западе плевок свидетельствует о презрении, а в арабских странах он означает благословение. Даже в разных семьях способы выражения эмоций могут быть различными и часто непонятными непосвященному. Чтобы понять поведение народа, нужно знать не только его разговорный язык, но также и язык его тела.
По выразительным движениям и особенно по выражению лица человека мы судим о характере испытываемых им эмоций. Дунлап разрезал пополам (по горизонтали) две фотографии лица одного и того же испытуемого, полученные в лабораторных ситуациях, вызывающих смех, удивление, страдание и т.п., и склеивал верхнюю и нижнюю половины, соответствующие разным ситуациям. Составленные таким образом фотографии предъявлялись судьям для идентификации; оказалось, что выражение эмоции определяет главным образом рот. Если рот выражает удивление, отвращение, страдание или радость, то кажется, что и все лицо принимает соответствующее выражение. В любом проявлении эмоции имеется элемент неопределенности, исключающий возможность ее однозначной интерпретации. Выражение лица всегда несколько двусмысленно, и поэтому естественно, что любые дополнительные признаки облегчают идентификацию эмоций. Одним из таких признаков может быть знание ситуации. Дополнительными признаками, облегчающими идентификацию эмоций, могут служить также поза и особенно движения рук и звуковые выражения эмоций. Роль рук в эмоциональных реакциях особенно велика. По движениям рук эмоция распознается так же хорошо, как и по выражению лица. Аналогичные результаты получены и при идентификации эмоции по голосу. Идентификация эмоции является результатом анализа всех воспринимаемых признаков, и это подтверждается фактором улучшения идентификации эмоций вследствие научения.
Эмоция сопровождается столь сильным осознаваемым аффективным переживанием, что на первый взгляд именно оно может показаться сущностью эмоции. Сейчас уже отошли в прошлое споры о том, являются ли эти осознаваемые реакции причиной или следствием органических реакций. В результате анализа удалось обнаружить преобладание таких компонентов:
а) описание обстоятельств возникновения эмоций;
б) восприятие органических реакций: сердцебиение, ощущение усталости и легкости, сухость в горле, потливость и т.п.;
в) осознавание нарушений психической деятельности: неспособность сосредоточиться, ухудшение памяти, невозможность найти убедительные аргументы в споре и т.п.;
г) чувства: страдание, радость, стыд, презрение и т.п.
Легко заметить, что по сравнению с характеристикой эмоциогенных ситуаций и возникающих при этом органических и психических нарушений чувствам и аффективным переживаниям вообще в этих рассказах отводится весьма незначительное место. По-видимому, эмоция характеризуется для субъекта установлением связи между ситуацией и вызываемыми ею нарушениями. Сильная эмоциогенная ситуация является, если можно так выразиться, агрессией против организма. Мобилизация энергетических ресурсов организма в этом случае столь велика, что исключает возможность их использования в адаптивных реакциях, возбуждение приводит к "биологическому травматизму", характеризующемуся, в частности, нарушениями функционирования органов, иннервируемых симпатической и парасимпатической системой. У субъекта, постоянно находящегося в ситуации напряжения или конфликта, часто возникают эмоциональные реакции. Не всегда проявляясь вовне, они могут тем не менее приводить к вегетативным нарушениям функционирования желудка, кишечника, сердца или регуляции кровяного давления и т.п.
Но эмоции не всегда вызывают нарушения, напротив, они способны мобилизовать человека, компенсировать недостаточность информации, возможностей человека по решению проблемы. Можно привести немало примеров компенсаторного значения эмоций. Так, ярость помогает человеку бороться даже в тех условиях, где у него на успех "один шанс из тысячи". Человек в состоянии чрезвычайного эмоционального возбуждения способен на гигантские мышечные усилия, на необычные для него формы деятельности. Творческий процесс вообще невозможен без эмоций.
Творчество
Творчество как процесс создания чего-то нового, часто предполагает, что человек может испытывать недостаточность информации, знаний, умений для достижения цели и решения той или иной проблемы, а именно поэтому ему необходимо сделать рывок в неизведанное, создать новые знания, умения, новые объекты и произведения. Эмоции, вдохновение, воображение помогают сделать этот "рывок в творчество ". Огромную роль эмоций в творческом процессе признавал и В. И. Вернадский, он писал: "Говорят: одним разумом можно все постигнуть. Не верьте!.. Одна нить - разум, другая - чувство, и всегда они друг с другом соприкасаются в творчестве". Американский психолог Л. Кюби утверждал, что неспособность сознания быть творческим связана с тем, что оно логично и ограничено строго упорядоченными символами и понятиями, которые исключают возможность создания новых порядков и сочетаний, т.е. подавляют фантазию и воображение. Там же, где воображение свободно от оков логики за счет эмоций, имеет место творчество. Научное и техническое творчество проявляется в поиске и нахождении принципиально нового решения научной или технической проблемы, причем структура мыслительного процесса решения проблемы сложна, но неизменно успеху, "озарению", нахождению нового решения способствует эмоциональная увлеченность проблемой, вера в успех, эмоциональная положительная стимуляция.
Выделяют 4 стадии решения проблемы: подготовка; созревание решения; вдохновение; проверка найденного решения.
Структура мыслительного процесса решения проблемы:
1. Мотивация (желание решить проблему);
2. Анализ проблемы (выделение "что дано", "что требуется найти", какие недостающие или избыточные данные и т. д.);
3. Поиск решения:
3.1. поиск решения на основе одного известного алгоритма (репродуктивное мышление);
3.2. поиск решения на основе выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов;
3.3. решение на основе комбинации отдельных звеньев из различных алгоритмов;
3.4. поиск принципиально нового решения (творческое мышление):
3.4.1. на основе углубленных логических рассуждений (анализ, сравнение, синтез, классификация, умозаключение и т.п.);
3.4.2. на основе использования аналогий;
3.4.3. на основе использования эвристических приемов;
3.4.4. на основе использования эмпирического метода проб и ошибок.
В случае неудачи:
3.5. отчаяние, уход на другую деятельность ("период инкубационного отдыха" - "созревание идей"), озарение, вдохновение, инсайт, мгновенное осознание решения некоторой проблемы (интуитивное мышление).
Факторы, способствующие "озарению":
а) высокая увлеченность проблемой;
б) вера в успех, в возможность решения проблемы;
в) высокая информированность в проблеме, накопленный опыт;
г) высокая ассоциативная деятельность мозга (во сне, при высокой температуре, лихорадке, при эмоционально положительной стимуляции).
4. Логическое обоснование найденной идеи решения, логическое доказательство правильности решения.
5. Реализация решения.
6. Проверка найденного решения.
7. Коррекция (в случае необходимости возврат к этапу 2.
Мыслительная деятельность реализуется как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного, характеризуется сложными переходами и взаимодействиями этих уровней. В результате успешного (целенаправленного) действия получается результат, соответствующий предварительно поставленной цели, и результат, который не был предусмотрен в сознательной цели, он является по отношению к ней побочным (побочный продукт действия). Проблема осознанного и неосознанного конкретизировалась в проблему взаимоотношения прямого (осознаваемого) и побочного (неосознаваемого) продуктов действия. Побочный продукт действия также отражается субъектом, это отражение может участвовать в последующей регуляции действий, но оно не представлено в форме сознания. Побочный продукт "складывается под влиянием тех конкретных свойств вещей и явлений, которые включены в действие, но не существенны с точки зрения цели".
Исследуя решение творческих задач, наблюдаем следующую закономерность: вначале используются первичные, автоматизированные способы решения (что соответствует низшим уровням), причем первичные способы действия реализуются до тех пор, пока становится ясно, что данным способом задачу не решить. На следующем этапе происходит осмысление неудач (средний уровень), осознается причина этих неудач, а именно то, что средства не соответствуют задаче, формируется критическое отношение к собственным средствам и способам действия, в результате к условиям задачи применяется более широкий круг средств (3-й этап, средний уровень), происходит выработка программ "поисковой доминанты", потом на низшем (неосознанном) уровне происходит интуитивное решение, "решение в принципе", и затем на последних этапах (высший уровень) происходит логическое обоснование, вербализация и формализация решения. Механизм творческого процесса (таков же механизм развития): сознательное => бессознательное => и вновь осознание.
Для усиления творческих мыслительных возможностей используют и "экзотические" приемы: введение человека в особое суггестивное состояние психики (активация бессознательного), внушение в состоянии гипноза воплощения в другую личность, в известного ученого, например, Леонардо да Винчи, что резко повышает творчество у обычного человека. Для активации мышления можно применять специальные формы организации мыслительного процесса, например, "мозговой штурм", или брейнсторминг - метод предложен А. Осборном (США), предназначен для продуцирования идей и решений при работе в группе. Основные правила проведения "мозгового штурма":
1. Группа состоит из 7-10 человек, желательно различной профессиональной направленности (для уменьшения стереотипизации подходов), в группе имеется лишь несколько человек, сведущих в рассматриваемой проблеме.
2. "Запрет критики" - чужую идею нельзя прерывать, критиковать, можно лишь похвалить, развить чужую идею или предложить свою идею.
3. Участники должны быть в состоянии релаксации, т.е. состоянии психической и мышечной расслабленности, комфорта. Кресла должны быть расположены по кругу.
4. Все высказываемые идеи фиксируются (на магнитофоне, в стенографических записях) без указания авторства.
5. Собранные в результате брейнсторминга идеи передаются группе экспертов - специалистов, занимающихся данной проблемой, для отбора наиболее ценных идей. Как правило, таких идей оказывается примерно 10%. Участников в состав "жюри-экспертов" не включают.
Эффективность "мозговых штурмов" высока. Так, в одной из американских фирм на 300 заседаниях "мозгового штурма" предложили 15 тысяч идей, из которых 1,5 тыс. идей были незамедлительно реализованы. "Мозговой штурм", который ведет группа, постепенно накапливающая опыт решения различных задач, положен в основу так называемой синектики, предложенной американским ученым У. Гордоном. При "синектическом штурме" предусмотрено обязательное выполнение четырех специальных приемов, основанных на аналогии: прямой (подумайте, как решаются задачи, похожие на данную); личной, или эмпатии (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с этой точки зрения); символической (дайте в двух словах образное определение сути задачи); фантастической (представьте, как бы эту задачу решили сказочные волшебники).
Еще один способ активации поиска - метод фокальных объектов. Он состоит в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый (фокальный, находящийся в фокусе внимания) объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолевать психологическую инерцию и косность. Так, если случайным объектом взят "тигр", а фокальным "карандаш", то получаются сочетания типа "полосатый карандаш", "клыкастый карандаш" и т.д. Рассматривая эти сочетания и развивая их, иногда удается прийти к оригинальным идеям.
Метод морфологического анализа заключается в том, что вначале выделяют главные характеристики объекта-оси, а затем по каждой из них записывают всевозможные варианты-элементы. Так, рассматривая проблему запуска автомобильного двигателя в зимних условиях, можно взять в качестве осей источники энергии для подогрева, способы передачи энергии от источника к двигателю, способы управления этой передачей и т.д. Элементами же для оси "источники энергии" могут быть аккумулятор, химический генератор тепла, работающий двигатель другой машины, горячая вода, пар и т.д. Имея запись по всем осям и комбинируя сочетания разных элементов, можно получить большое число всевозможных вариантов. В поле зрения при этом могут попасть и неожиданные сочетания, которые едва ли пришли бы в голову.
Способствует интенсификации поиска и метод контрольных вопросов, который предусматривает применение для этой цели списка наводящих вопросов, например: "А если сделать наоборот? А если изменить форму объекта? А если взять другой материал? А если уменьшить или увеличить объект?" и т.д. Все рассмотренные методы активизации творческих мыслительных возможностей предусматривают целенаправленную стимуляцию ассоциативных образов (воображения). Научное творчество и особенно творчество в искусстве опирается на воображение, которое, в свою очередь, неразрывно связано с эмоциями и чувствами человека. Воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Воображение как своеобразная форма отражения действительности осуществляет мыслительный отход за пределы непосредственно воспринимаемого, способствует предвосхищению будущего, "оживляет" то, что было ранее. Воображение может быть пассивным (сновидения, грезы) и активным, которое, в свою очередь, разделяют на воссоздающее (создание образа предмета по его описанию) и творческое (создание новых образов, требующих отбора материалов в соответствии с замыслом). Мечта - вид творческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего.
Этапы творческого воображения: возникновение творческой идеи; "вынашивание" замысла; реализация замысла. Синтез, реализуемый в процессах воображения, осуществляется в различных формах:
· агглютинация - "склеивание" различных, в повседневной жизни несоединимых, качеств, частей;
· гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета, а также изменение отдельных частей;
· схематизация - отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;
· типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;
· заострение - подчеркивание каких-либо отдельных признаков.
У людей "среднего ума" интеллект и творческие способности обычно тесно связаны друг с другом. У человека с нормальным интеллектом обычно имеются и нормальные творческие способности. Начиная с определенного уровня пути интеллекта и творчества расходятся. Этот уровень лежит в области IQ (коэффициента интеллекта), равного 120. Коэффициент интеллекта можно измерить тестами. В настоящее время для оценки интеллекта чаще всего используют тест Стенфорд - Бине и шкалы Векслера. При IQ выше 120 корреляция между творческой и интеллектуальной деятельностью исчезает, поскольку творческое мышление имеет свои отличительные черты и не тождественно интеллекту. Оно:
- пластично, т.е. творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно или два;
- подвижно, т.е. для творческого мышления не составляет труда перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной-единственной точкой зрения;
- оригинально, порождает неожиданные, непривычные решения.
Креативность как показатель творческих возможностей человека понимается многогранно: "креативность - это продуцирование чего-то нового (идеи, объекта, новой формы старых элементов и т.п.)", это "трансляция, перевод знаний и идей в новую форму", "пересечение двух идей одновременно", "креативность - это самовыражение личности, способность думать в неисследованных областях без влияния обычаев, свойственных для прошлой практики". Известный психолог Гилфорд отмечает, что наиболее важными сторонами креативности являются факторы открытия (способность развивать информацию сверх того, что дает стимуляция) и факторы дивергентного мышления (способность выходить в различные направления над пространством решаемой проблемы, отойти от системы привычных методов решения). У всех ли есть креативность? Одни ученые считают, что креативность проявляется только у особых людей в редкие моменты времени, другие считают, что креативные процессы поддаются тренировке и расширению, но большинство, что креативный процесс тренировать нельзя, так как он возникает только в результате сочетания проблем, индивидуальностей, навыков и специального окружения.
Творцом, так же как и интеллектуалом, не рождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени присущ каждому из нас. Как отмечает Фергюсон, "творческие способности не создаются, а высвобождаются". Поэтому игровые и проблемные методы обучения способствуют "высвобождению" творческих возможностей учащихся, повышению интеллектуального уровня и профессиональных умений.
Мысль о необходимости разработки эффективных методов решения творческих задач высказывалась давно, по крайне мере, со времени дневнегреческого математика Паппа, в сочинениях которого впервые встречается слово "эвристика". Однако лишь в середине XX века стало очевидно, что создание таких методов не только желательно, но и необходимо. Появление методов активизации перебора вариантов - знаменательная веха в истории человечества. Впервые была доказана на практике возможность - пусть в ограниченных пределах - управлять творческим процессом. Осборн, Цвикки, Гордон показали, что способность решать творческие задачи можно и нужно развивать посредством обучения. Был подорван миф об "озарении", не поддающемся управлению и воспроизведению.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.