Конспект лекций по предмету "Мифология"


Миф и религия

Впервые применил понятие «миф» к христианскому вероучению крупный историк религии, либеральный богослов Д.Штраус в своей книге «Жизнь Иисуса» (1835 г.).
Несмотря на различные точки зрения в вопросе происхождения мифов и религии, корни их разнятся:
- источникрелигии – в бессилии человека перед слепыми природными и социальными стихиями;
- источникмифологии – в элементарной потребности человеческого ума в понимании и объяснении окружающей действительности.
В любой религии существует культовый миф, он всегда является священным. Все культовыемифыделятсяна2вида:
1) эзотерический, т.е обращенный внутрь (этот миф был предназначен только для избранных, для узкого круга посвященных лиц)
2) экзотерический, т.е. обращенный вовне.
В мировых религиях грань между эзотерическим и экзотерическим мифами ослабевает или даже исчезает. Это связано с новой ролью мировых религий, с их новой церковной организацией. Эти религии были заинтересованы в привлечении новых адептов (последователей), поэтому мифы из эзотерических, тайных, начинают превращаться в экзотерические, сопровождающиеся обрядами.
В первоначальном виде миф не столько рассказывался, сколько разыгрывался в форме сложного ритуального действа.
Мифопоэтическое сознание сохранило свое значение и в современном обществе. Более того, некоторые виды и жанры художественной культуры тяготеют к мифологичности в художественном построении:
1) эпос
Например, в «Тристане и Изольде» все боевые эпизоды (бой Тристана с Морольтом, бой с драконом, бой с великаном) представляют собой варианты единого боя, т.е. первобоя.
2) плутовской и приключенческий роман
Сюжет в этих жанрах приобретает характер бесконечного наращивания однотипных эпизодов, построенных на инвариантной модели (например, в музыке по подобному принципу построены любые вариации, где основная тема предстает как первотема, а все ее последующие повторения есть ее трансформация)
3) детективные циклы
Мифологическая сущность литературных текстов, распадающихся на изоморфные, свободно наращиваемые эпизоды (например, детективные циклы об Эркюле Пуаро или мисс Марпл А.Кристи; анекдоты об исторических персонажах (Л.И.Брежнев, В.И.Чапаев и др.)), сказывается и в том, что их герой предстает демиургом (создателем) некоего условного мира, который, однако предстает перед аудиторией в качестве модели реального мира (ведь немногие хорошо знают биографию реального Л.И.Брежнева, а судят о нем по анекдотам).
С этим связан феномен высокой мифогенности кинематографа во всех его проявлениях – от массовых коммерческих лент до шедевров киноискусства. Главная причина здесь – в синкретизме, т.е. в спаенности, художественного языка кино (актерская игра, драматургия, визуальный ряд, костюмы, музыка и пр.). Важную роль играет и непроизвольная циклизация различных фильмов с участием одного и того же актера, заставляющая воспринимать их как варианты некой единой роли, инвариантной модели характера. Когда же фильмы циклиризуются не только актером, но и общим героем, возникают подлинные киномифы, подобные созданным Чаплиным – в антитезе голливудскому мифу об успехе, в центре которого непременно находился «человек удачи», - мифу о неудачнике, «невезучем человеке».

Лекция 3. Массовая, народная и элитарная культура
Массоваякультура - своеобразный феномен современной культуры.
Массовая культура зарождается в Новое время, хотя ее отдельные виды можно обнаружить и в предшествующие периоды. Но именно в Новое время появляются предпосылки для ее рождения как феномена:
1) процессы индустриализации и урбанизации;
2) трансформация сословных обществ в национальные;
3) становление повсеместной грамотности;
4) развитие технических средств тиражирования (например, появление книгопечатания).
Особое место массовая культура заняла во второй половине ХХ века, когда современные общества переходят от индустриального этапа развития к технологическому. Если раньше, в доиндустриальный период, знания передавались от учителя к ученику, причем важен был личный опыт воспитателя, то при переходе к индустриальному этапу возникает необходимость передачи информации широким слоям населения. Все это и должна была обеспечить массовая культура.
Среди основных направлений и проявлений массовой культуры можно выделить:
1) индустрия субкультуры детства:
- детское искусство и литература
- детские лагеря и клубы
- производство игрушек и игр и пр.
2) массовая общеобразовательная школа
3) СМИ:
- передача текущей актуальной информации
- формирование общественного мнения
4) система национальной идеологии и пропаганды.
Сюда же можно отнести и патриотическое воспитание граждан.

5) массовая социальная мифология
- кумиромания
- паранаучные учения
- шовинизм
Все это упрощает сложную систему ценностных ориентаций человека и сводит многообразие оттенков мироощущения до элементарных оппозиций (например, «наши» - «не наши», причем подобное деление осуществляется не на основе ценностной системы, а по внешнему виду (модный – немодный), пристрастиям (должен читать «модную» литературу, слушать «модную» музыку, одним словом, быть в тренде) и пр.).
6) система стимулирования массового спроса
- реклама
- мода
7) индустрия досуга
Она включает в себя массовую художественную культуру:
- приключенческая, фантастическая и «бульварная» литература
- аналогичные жанры кино
- карикатура и комиксы в изобразительном искусстве
- оперетта, поп-музыка
В отечественном общественном сознании сложился стереотип, что массовая культура является продуктом исключительно западным (преимущественно американским). В действительности, основной массив советской официальной культуры соответствовал стандартам массовой культуры, но только специфического «тоталитарного» типа, ориентированной на политико-идеологическое манипулирование сознанием людей.
Иногда, говоря о массовой культуре, подразумевают под ней и народную культуру, что в корне неверно.
Народная культура
Народная культура - собирательное понятие, не имеющее четко определенных границ и включающее культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени.
Народная культура проявляет себя через следующие характеристики:
1) национальная принадлежность
2) народные традиции
3) выбор культурных эталонов и социальных норм
В наше время ее общая особенность:
1) внепрофессиональный статус в сфере современной многослойной культуры (самодеятельные коллективы, народные умельцы и пр.);
2) неспециализированный характер культурной деятельности (чаще всего воспроизводством народной культурой занимаются люди, не имеющие специальной профессиональной подготовки).
Но это не исключает высокого уровня мастерства.
Важнейшее качество народной культуры - традиционность.


Отличиянароднойкультурыотмассовой:
1. Народная культура всегда национальна, самобытна, массовая не признает национальности.
2. Народная культура опирается на традиции, массовая, как правило, находится вне традиций.
3. Народная культура передается из поколения в поколение, от мастера к мастеру, массовая является достоянием одного поколения.
Элитарная культура
Элитарная культура (от франц. - отборное, выбранное, лучшее) - субкультура привилегированных групп общества, характеризуется:
1) принципиальной закрытостью (например, масонские ложи, тайные союзы декабристов и пр.);
2) духовным аристократизмом;
Элитарная культура сознательно противостоит культуре большинства, или массовой культуре. Более того, элитарная культура нуждается в этом противостоянии, поскольку основывается на механизме отталкивания от ценностей, принятых в массовой культуре, на разрушении сложившихся стереотипов и шаблонов.
Элиты бывают:
1) политические («правящие») - они сегодня хорошо изучены.
2) культурные - менее исследованы.
Это группы, которые объединяются не по политическим, экономическим, социальным интересам, но по идейным принципам. Элиты политические и культурные тем не менее не совпадают и лишь изредка вступают во временные альянсы, хотя и недолговечные и неустойчивые:
- Сократ, осужденный на смерть своими согражданами;
- Платон, разочаровавшийся в правителе Сиракуз Дионе Старшем. Платон планировал реализовать там свою утопию «Государство»;
- Пушкин, отказавшийся служить царю;
- недолгий расцвет наук и искусств при дворе Лоренцо Великолепного во Флоренции во времена Возрождения и др.
Элитарная культура не является порождением и продуктом политической элиты и не носит классово-партийного характера, а во многих случаях складывается в борьбе с политическими элитами за свою независимость и свободу. Иногда это приводит к сознательному уходу от политики.
Круг тем и ценностей элитарной культуры высок, инновационен. Это достигается различными способами:
1) создание нового, усложненного языка (символы, ассоциации и пр.), что требует специальной подготовки, а язык знают лишь посвященные;
2) освоение новых социальных явлений.
Именно в силу своей «закрытости», «узости», обособленности от национальной культуры, элитарная культура превращается в разновидность тайного знания, недоступного для большинства.
История возникновения элитарной культуры уходит в глубокую древность. Уже тогда жрецы, вожди, волхвы и пр. становились обладателями особых знаний, которые не предназначались для большинства. Позже эти отношения между элитарной и массовой культурой в той или иной форме воспроизводились:
- различными религиозными конфессиями и сектами (например, орфизм в Древней Греции. В эту организацию входили люди, которых не удовлетворяла официальная греческая мифология. Они верили, что основателем их группы был Орфей. Кстати, именно орфики первыми высказали идею реинкарнации);
- монашескими и рыцарскими орденами (например, тамплиеры);
- масонскими ложами и религиозно-философскими обществами;
- литературными и художественными кружками.
Элитарная культура всегда выполняет творческую функцию, массовая же культура пользуется ее достижениями, т.е. элитарная культура разрабатывает новую философию, новые художественные направления, а потом они переходят в культуру массовую.

Лекция 4. Различные подходы к изучению культуры
Существуют различные культурологические концепции:
1) Эволюционизм (Э.Тайлор, Г.Спенсер)
Самая первая из культурологических концепций. Она возникает в 1850-е гг., захватывает все европейские страны. Благодаря эволюционизму происходит формирование культурологии (антропологии) как самостоятельной дисциплины, которая:
- исследовала историческое развитие культур;
- осуществляла сравнительный анализ их различных типов;
- изучала закономерности функционирования и структурной организации.
Оформлению антропологии (культурологии) в самостоятельную дисциплину способствовал ряд обстоятельств:
1) открытие европейцами в ХVІІІ - ХІХ вв. новых земель;
2) разработка проблем истории и теории культуры в трудах ученых эпохи Просвещения (Вольтер, Дидро, Руссо, Монтескье);
3) утверждение эволюционного мировоззрения.
Характерныечерты этого подхода:
А) идея единства человеческого рода и единообразия развития культур;
Б) прямая однолинейность, т.е. движение от простого к сложному;
В) выделение стадий развития, характерных для всех обществ;
Г) идея общественного прогресса;
Д) наличие исторического оптимизма, т.е. вера в возможность достижения блага и счастья для всех путем просвещения;
Е) обоснование явлений культуры и выведение закономерностей развития обществ из психических свойств индивида.
Предметомисследования эволюционизма являются:
1) стадии развития культур;
2) исторические формы брака и семьи;
3) выяснение причин запретов (табу);
4) анализ культурного разнообразия первых форм религии.
2) Диффузионизм (Ф.Ратцель, Т.Хейердал)
Появляется в конце ХΙХ века. Понятие «диффузия», заимствованное из физики, означает «различие», «растекание», «проникновение».
Характерныечерты:
1) гипотеза об однократном возникновении культуры и дальнейшем ее распространении из центра на периферию;
2) рассмотрение предметов только материальной культуры (эволюционизм рассматривает и материальную, и духовную культуру), ибо они гораздо дольше не меняются, удерживая свою форму;
3) механизмы распространения объектов материальной культуры от одних народов к другим, одной из главных была теория миграций, согласно которой, культурные явления, однажды возникнув, многократно перемещаются, что объясняет сходство культур или их отдельных элементов (например, исследования Т.Хейердала, совершившим переход через Тихий океан на судне, которое было построено по образцу древних кораблей; ученый хотел показать возможность «переезда» древних людей из Африки и Европы в Америку);
4) одним из главных понятий является понятие «культурного круга» («культурного ареала»)- совокупность предметов материальной культуры, с определенными признаками и характеристиками. Например, археологи обнаружили на территории Египта керамику, образцы которой были найдены и на Крите. Это позволило сделать предположение, что после катастрофы на Крите в 1750 г. до н.э. (извержение вулкана и цунами), оставшиеся в живых жители перебрались в Египет. Таким образом, под «культурным кругом» подразумевается некий район, где зародился артефакт, а затем его начинают переносить (перевозить) в другие регионы. Именно этим, с точки зрения диффузионистов, объясняется сходство между артефактами, находящимися на большом удалении друг от друга (например, пирамиды в Египте и пирамиды майя).
3) Функционализм (Б.Малиновский)
Возникает во второй половине ХІХ века. Культура в рамках этого направления рассматривается как некое образование, состоящее из различных элементов и частей. Важнейшая задача - разложение целого (культуры) на составные части и выявление зависимости между ними. Поэтому главным понятием здесь выступает «функция». Она трактуется в двух значениях:
1) указывает на ту роль, которую определенный элемент культуры выполняет по отношению к целому;
2) обозначает зависимость между частями и компонентами культуры.
Особенности этого метода:
1) практическая направленность исследований (в первую очередь - это управление на территориях с доминированием традиционных культур, именно в русле функционализма была разработана концепция «косвенного управления», опирающаяся на традиционные институты власти и сложившуюся в данном обществе социальную структуру). Например, Б.Малиновский резко осуждал грубое вмешательство колониальных чиновников в жизнь коренного населения, что всегда свидетельствует о невежестве и непонимании ценностей другой культуры. В качестве примера нарушения функционального равновесия Малиновский приводил запрет на обычай «охоты за головами», совершаемый в день инициации (посвящения) на одном из островов Тихого океана (юноша должен был пойти в другое племя и принести скальп врага, только после этого поступка он начинал считаться мужчиной). Англичане – колонизаторы запретили этот обычай как антигуманный, а спустя некоторое время в обществе аборигенов началась дезорганизация: старейшины утратили авторитет, перестала оказываться помощь старым и больным, рисовые поля остались без присмотра, ибо люди покинули обжитые места. Приглашенные на остров антропологи выяснили, что «инициации» и «охота за головами» были пусковыми событиями, обеспечивающими сплоченность между семьями;
2) попытка решения задач по управлению традиционными культурами (для этого нужно было знать структуру данного общества, функциональные особенности каждой из частей: на чем основан авторитет вождей, каковы их общественные функции)
3) проблема развития «примитивных» культур (сторонники этого метода не разделяли идей эволюционистов в оценке культур («лучшее» - значит более развитое) и не поддерживали их теорию обязательного стадиального развития всех культур в соответствии с эталонами европейской цивилизации)
4) нацеленность на понимание других культур (это было желание изучить другую неевропейскую культуру изнутри)
5) культура начинает рассматриваться под углом зрения выполнения различных функций (поддерживающая функция, обеспечивающая выживание общности; функция сохранения и воспроизводства традиций, религиозных верований, ритуалов; коммуникативная функция, направленная на передачу информации, понимания других культур и пр.).
4) Биологическое направление
Весьма спорный способ изучения культур. В нем можно выделить два направления:
А) расистскаяконцепция (А.Гобино):
- расовое разнообразие объяснялось способностью разных культур к развитию, т.е. лишь отдельные народы способны создавать «высокую» культуру
- полигенизм
- учение, отрицающее единство человеческого рода.
Именно в этой концепции дается иерархия рас:
- низшая - черная,
- более развитая - желтая,
- высшая - белая, единственная, способная к развитию.
Этой точки зрения придерживались фашисты и Куклусклан (США).
Характерныечерты:
1) культура - продукт расово-антропологических факторов;
2) расы неравны между собой, и это обуславливает неравенство созданных ими культур;
3) культурные стереотипы поведения людей преимущественно определяются биологической наследственностью
4) расовые смешения вредны.
Б) Концепцияпоголовнымпоказателям (Ж.Ляпуж, О.Аммон)
Эта концепция появляется в начале ХХ века.
Характерныечерты:
1) тезис о зависимости психологических качеств людей, а, следовательно, и культуры, созданной ими, от величины головного мозга;
2) деление людей на «длинноголовых» (одаренные, способные, так выглядели представители высшего класса; кстати, не случайно, что Конан Дойл, читавший об этих исследованиях, изображает Ш.Холмса именно длинноголовым, с выпирающими надбровными дугами) и «короткоголовых» (представители низшего класса).
Подобные теории биологического направления получили широкое распространение к началу ХХ века и проявляют живучесть вплоть до настоящего времени. Этому способствовал ряд обстоятельств:
1) укрепление и распространение мифа о неравноценности культур и народов способствовали некоторые особенности развития изучения культур конца ХІХ - середины ХХ вв. Ведь именно эволюционизм настаивал на обязательности линейного прогресса от более простых культур к более сложным. При этом совершенно не рассматривался вопрос, почему другие культуры (например, племена аборигенов, т.е. традиционной культуры) не развивались по предложенной ими европоцентристской схеме;
2) из трудов эволюционистов так же заимствовано положение о том, что «чем развитее, тем лучше», т.е. оценочный подход (лучше - хуже, выше - ниже) по отношению к культурам;
3) подпитывали положение эволюционистов о том, что у «дикарей» особый тип мышления, поэтому их надо нравственно и умственно развивать (например, в США возникает на основе этой точки зрения мнение о том, что негры в силу своей «отсталости» не способны прожить без белых американцев, и это привело к процветанию рабства, а потом и войне Севера и Юга в 1861 г., этими же идеями питался и Куклусклан).
Своеобразную реакцию расово-антропологическая европоцентристская теория культур вызвала в Африке. После ІІ-ой мировой войны и освобождения в 1960-х гг. многочисленных стран континента здесь была создана афроцентристская концепция культуры (расизм наоборот), получившая название «негритюд». Ее создателем является Л.С.Сенгору (Сенегал). Он отмечает преимущества и особенности африканцев «как детей природы», непосредственно сливающихся с ней, подчиняющихся ритмам, запахам, звукам.
4) Теория «локальных» цивилизаций (А.Тойнби, П.Сорокин, Н.Данилевский, О.Шпенглер)
Понятие «цивилизация» многозначно, можно выделить несколько основных значений:
А) противопоставление «культуры», воспринимающейся как синоним творческого, техницизму «цивилизации»
Б) движение от расколотого к единому (например, разрозненная Европа эпохи раннего Средневековья, превратилась в христианскую цивилизацию после крещения, именно христианство стало основой для единения).
Исследователи, занимавшиеся изучением этой проблематики, по-разному называли этот феномен:
- Данилевский – культурно-исторический тип
- Шпенглер – развитыми культурами
- Тойнби – цивилизациями
- Сорокин – метакультурами.
Все эти системы не совпадают ни с нацией, ни с государством, ни с какой-либо социальной группой. Они выходят за географические границы и расовые пределы.
В выработке определения понятия цивилизации и оценки конкретных цивилизаций зависит от позиции исследователя:
А) Тойнби – теория «локальных цивилизаций»
Тойнби насчитывал их более 20 (русская, византийская, западная, иранская, арабская, индийская, античная, сирийская и пр.). Для развития цивилизации необходимо взаимодействие вызова и ответа. Среда бросает вызов обществу, а творческое меньшинство отвечает на этот вызов и решает проблемы. Такое общество не знает покоя, оно все время в движении, но именно благодаря этому движению оно рано или поздно достигает уровня цивилизации.
Ростцивилизации характеризуется переходом от более грубой к более тонкой культуре и религии (например, движение от микенской культуры и архаики к классическому периоду в Др.Греции).
Упадокцивилизации – это не единовременный акт, а весьма длительная стадия. Для растущей цивилизации не страшны ни внешние враги, ни расовое вырождение и пр. Главная вина лежит на творческом (элитарном) меньшинстве, которое опьянено собственными победами и начинает «почивать на лаврах». Оно теряет свою привлекательность, и большинство перестает ему подражать. Поэтому элите все чаще приходится использовать силу, чтобы контролировать порядок. Меньшинство пытается сохранить цивилизацию, вступает в войны, вводит необдуманные законы, приводя цивилизацию к гибели.
Б) теория метакультур П.Сорокина
С точки зрения Сорокина, культура – система значений – ценностей. С их помощью общество интегрируется и поддерживает взаимосвязь своих социальных институтов. Он пишет: «Всякая великая культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну и главную ценность… Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры».
Сорокин делит культуру на 3 типа:
1) идеациональная
Основана на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога как единственной реальности и ценности (брахманская Индия, буддийская культура, культура Средневековья до конца ХІІ века).
Характерные черты:
- стиль – символичен
- искусство религиозно
- герои – боги, ангелы, святые и грешники
- личности уделяется мало внимания.
Эта культура главным образом занимается приближением верующего к Богу
2) идеалистическая
Промежуточная между идеациональной и чувственной, т.к. ее ценности принадлежат и Небу, и Земле. Для нее характерна возвышенная и благородная чувственность (культура Западной Европы ХІІІ – ХІV вв., древнегреческая культура V – ІV вв. до н.э.)
3) чувственная (с ХVІ в. и до сегодняшнего дня)
Характерные черты:
1) ценность – повседневный, земной мир: реальный пейзаж, реальное событие или приключение
2) герои – фермеры, рабочие, домохозяйки и даже преступники
3) цель – доставить наслаждение, расслабить возбуждение усталых нервов
4) стремится освободиться от религии, морали и других ценностей
5) стиль натуралистичен и свободен ото всякого символизма.
К началу ХХ в. ее творческие силы иссякли, продолжая действовать лишь в области науки и техники. Но и здесь она становилась разрушительной силой. Эту нельзя возродить, ее можно лишь поместить в музей.
Борьба между умирающей и зарождающейся новой культурой идет повсюду, в каждом человеке, в каждом коллективе. Нарождающаяся культура будет интегральной, поскольку теперь ясно, что подлинная реальность обладает не только сенсуалистическим аспектом, но и рациональным. Изменяются представления и о человеке: новый человек – это творец с сверхрационалистическими возможностями и искрами гениальности.
Старой культуре суждено погибнуть, но никакой катастрофы в этом Сорокин не усматривал. Он отмечал: «Ни одна из форм культуры не беспредельна в своих созидательных возможностях, они всегда ограничены. В противном случае было бы не несколько форм одной культуры, а единая, абсолютная, включающая в себя все формы…Все великие культуры, сохранившие творческий потенциал, подвергались изменениям. Культуры и общества, которые не изменяли форму и не смогли новые пути и средства передачи, стали инертными, мертвыми и непродуктивными. Немезида таких культур – стерильность, непродуктивность, прозябание. Таким образом, вопреки диагнозу шпенглерианцев, их мнимая смертная агония была не чем иным, как острой болью рождения новой формы культуры, родовыми муками, сопутствующими высвобождению новых созидательных сил».
По мнению Сорокина, культура не погибнет пока жив человек, и он надеется, что возрождение культуры, ее обновление будет достигнуто на принципах альтруистической любви и этики солидарности.
В) теориякультурно-историческихтиповН.Данилевского
Ученый считал, что в мире одновременно существует множество разнородных культур, или культурно-исторических типов, т.е. особых культур, которые раскрывают свои возможности в конкретные исторические периоды.
Данилевский считал, что каждая цивилизация возникает, развивает свои собственные формы жизни (язык, способы общения, труда и пр.), а затем погибает вместе с ними. Все народы он делил на 3 класса:
- позитивные творцы истории – создали великие цивилизации
- негативные творцы истории – не создали великие цивилизации (гунны, монголы)
- народы, творческий дух которых по какой-то причине задерживается в своем развитии на ранней стадии – не относятся ни к позитивной, ни к негативной группе.
Г) культурологическаяконцепцияО.Шпенглера
В 1918 г. вышла его книга «Закат Европы» и сразу стала знаменитой. В истории культуры вряд ли найдется не так много случаев, когда научный труд вызывает не только реакцию научного сообщества, но и широчайший отклик у публики. Но его книга была не только исследованием, а диагнозом.
Его концепция строится на противопоставлении культуры и цивилизации. В мировой истории Шпенглер выделяет 8 типов культур, достигших полноты своего развития: античность, Западная Европа, арабская культура, Египет, Вавилон, Индия, Китай и культура майя. Их существование в разные времена на самых отдаленных территориях планеты Шпенглер считает свидетельством не единого мирового процесса, а единства проявления культуры во всем ее многообразии. Для Шпенглера культура – историко-культурная целостность, сущность которой образует религия. В основе каждой культуры лежит собственная душа, не похожая ни на какую другую.
Термином «цивилизация» Шпенглер обозначает последнюю, неизбежную фазу всякой культуры. Цивилизация как технико-механическое явление противоположна культуре как органически-жизненному.
История развития каждой культуры, по мнению Шпенглера, сводится к прохождению нескольких стадий, которые проходит любой живой организм:
- детство - юность -зрелость - увядание
Шпенглер, анализируя духовный климат современной ему Европы конца ХІХ в. приходит к выводу, что подобно тому, как в свое время погибла греко-римская культура, сейчас увядает европейская и ничто не может ее спасти. Закат Европы ознаменовался победой техники над духовностью. Лишь крестьянство сохраняет культуру.
Далеко не все в теории Шпенглера правильно, но его предостережение о том, массовая бездуховная продукция цивилизации враждебна культуре, остается актуальным.

Лекция 5. Символ как феномен культуры
Символ (в переводе с греческого) - «знак, примета». Данный феномен изучается многими науками:
1) семиотика – наука, анализирующая знаковую систему
2) лингвистика – наука, анализирующая естественные языки (исторически сложившиеся вербальные языки – немецкий, русский, английский и пр.)
3) семантика – наука, изучающая знаковую систему как средство выражения смысла.
Символ является основным средством культуры, с помощью которого осуществляется фиксация и оценка индивидуальной и общезначимой информации о человеке и мире.
Символ состоит из 2 компонентов:
- знак, или метка
- значение, т.е. интерпретация знака индивидом.
Знак – материальный объект (артефакт), выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе аналогом другого объекта (предмета, свойства, явления, понятия), заменяющий его.
Знак является основным средством культуры, с его помощью осуществляется:
1) фиксация и оценка индивидуальной и общезначимой информации о человеке и мире в культурных текстах
2) общение индивидов и социальных групп между собой.
Символ всегда обрастает различными дополнительными значениями - коннотациями (например, слово «красный» означает не только цвет, но и в определенном контексте партийную принадлежность), т.е. дает возможность его широкой трактовки (например, картина Петрова-Водкина «Купание красного коня» вызывала у зрителей разные ассоциации). Это обеспечивает одну из характерных черт символа - многозначность. Этим символ и отличается от знака: смысл символа не подразумевает прямого указания на денотат (означаемый объект), знак же всегда имеет лишь одно значение (например, дорожные знаки, нотные знаки, буквы, цифры, деньги, гербы, ордена и звания и пр.).
Характерные черты символа:
1) многозначность
2) сложный характер восприятия (в силу того, что в нем содержится много значений, его трактовка может быть различной)
3) динамичность (существование того или иного символа зависит от актуальности его смысла, например, в дореволюционный период слово «красный» никакой политической нагрузки не несло).
Символ как предмет исследования выступал в концепциях Платона, Эвгемера, Шиллера, Шеллинга, Шпенглера, Кассирера. Одна из последних теорий символа сложилась уже в середине ХХ века в работах Уорнера.
Одна из наук, занимающаяся изучением знаков, называется семиотика. Нас не удивляет тот факт, что мы не понимаем книгу, написанную на языке, которым не владеем. Зато мы удивляемся (и даже сердимся), когда не понимаем произведение искусства - слишком новое или старое.
Семиотика как наука сложилась относительно недавно, в 1950-е гг., но является одним из самых быстро развивающихся направлений гуманитарного знания. На протяжении истории человечество создавало и создает разные культурные тексты (понятие «текст» следует трактовать широко: и литературные тексты, и художественная картина, и музыкальный текст, и модель поведения и пр.). Таким образом, знак служит человеку для:
- передачи имеющейся информации (она передается в виде текста, состоящего из отдельных знаков);
- создания новой информации, т.е. создание текстов;
- памяти: способность хранить и воспринимать информацию (тексты).
Если ученого интересует структура текста, то получателя информации занимает содержание сообщения. Например, если студент - первокурсник, поступивший на культурологию, прочтет текст следующего содержания: «Самая важная особенность диссипативной системы состоит в том, что она сочетает порядок с хаосом. Возникновение порядка в такой системе с количественной точки зрения выражается в уменьшении ее энтропии S, но последнее происходит за счет увеличения беспорядка в окружающей среде, т.е. за счет роста S среды», то навряд ли он все поймет. Поэтому главная проблема при передаче текста - это правильное понимание. Выстраивается следующая цепочка:
Мысль (содержание сообщения) Мысль (содержание сообщения)
↓ ↑
Кодирующий механизм языкаДекодирующий механизм языка

__________________Текст______________↑__

То есть для того, чтобы достаточно сложное общение было воспринято с абсолютной идентичностью, нужны условия, в естественных условиях практически недостижимые: для этого требуется, чтобы адресант и адресат пользовались полностью идентичными кодами (под кодами подразумеваются идентичный уровень понимания, образования и пр.). Схему адекватной передачи текста можно изобразить следующим образом:
Т¹ → К → Т² → К → Т¹
Т¹ - начальный текст;
Т² - текст, трактуемый адресатом;
К - общий код для адресанта и адресата.
Но эта схема идеальная, поскольку смысл посланного текста в этом случае тождественен смыслу текста воспринятого (подобный вариант возможен, например, в музыке, где нотный текст четко зафиксирован, но даже в этом случае возможна различная фразировка, ускорение или замедление темпоритма, одним словом, иное прочтение)
На самом деле часто передача текста происходит по другой схеме:
Т (текст)
↓ ↓ ↓
К¹ К² К³ (код)
↓ ↓ ↓
Т¹ Т² Т³ (трактовки)
То есть здесь мы видим ситуацию, когда между кодами существуют не просто различия, а ситуация взаимной непереводимости. Перевод осуществляется непонятным кодом. Например, при передаче словесного текста живописным тема сообщения в кодах будет совпадать, а вот художественная манера может различаться. Например, два художника читают один и тот же литературный текст и решают его иллюстрировать. Их работы, естественно, будут различаться и по манере исполнения, и по материалам и пр. Это же часто происходит и в обыденной жизни: в силу разного видения мира мы по-разному воспринимаем литературные тексты, музыкальные тексты, спектакли и пр. Нередко это становится причиной разного рода дискуссий и споров. Самое главное вести эти споры конструктивно и цивилизованно.

Лекция 6. Игра как феномен культуры
Игра как один из элементов инкультурации чрезвычайно важна для детей до 7 лет. Именно в игровой деятельности происходит его развитие: и эмоционально-волевое, и интеллектуальное. Он полностью развивается в игре: учится выигрывать, проигрывать, уступать, подчиняться, ждать своей очереди, приобретает много других навыков, которые пригодятся потом в социальной жизни. По тому, во что играют дети, можно судить о той среде, в которой они растут. И среда сегодня сильно изменилась. Современные дети фактически перестали играть в дворовые подвижные игры, заменив их компьютерными. Ученые объясняют это несколькими причинами:
1) взрослые стали более замкнутыми, что приводит к закрытости и детей. В результате им становятся интересней индивидуальные игры, а не коллективные, поэтому конкурентов у компьютера в этом формате не существует. Кроме того, современные дети 7-9 лет не умеют проигрывать. И когда они сталкиваются в коллективной игре с тем, что проигрывают, они расстраиваются, как малыши. Они решают для себя: лучше играть в электронную игрушку, чем в компании, где можно проиграть.
2) В современном городе ребенка до 12 – 13 лет сопровождает кто-либо из взрослых, лишь к 14 годам дет начинают перемещаться по городу сами, поэтому большая часть городских детей не знают, что такое – дворовая компания, разновозрастная, в которой старшие обучали играм младших. Перед старшими не стояла задача обучить малышей данной игре, поскольку ее освоение шло в процессе общения между ними.
Все поступки детей сейчас подчинены определенной цели, начиная с 4-5 лет:
- сюда мы идем, чтобы научиться считать и писать
- здесь мы учимся танцевать
- здесь – рисовать и т.д.
Из их жизни, да и жизни взрослых людей, исчезает общение просто так, без цели.
Одной из самых распространенных культурологических концепций нашего времени является концепция игровой культуры.
1) Йоганн Хейзинга (1872 – 1945)
По мнению голландского историка культуры Й.Хейзинги, игра – это культурно-историческая универсалия. В своей работе «Homo ludens» («Человек играющий») он поднимает самые глубокие пласты истории и развития культуры – игровые.
Многие животные любят играть. По мнению Хейзинги, если проанализировать любую человеческую деятельность, она окажется не более чем игрой. Поэтому он считает, что человеческая культура возникает и развертывается в игре. Он считает, что игра старше культуры, поскольку понятие культуры, как правило, связано с человеческим сообществом. Все же основные черты игры уже присутствуют в играх животных.
Из игры как спонтанной и незаинтересованной деятельности рождается, по мнению Хейзинги, и искусство. Культ перерос в священную игру. Поэзия родилась в игре и стала жить благодаря игровым формам. Музыка и танец были сплошь игрой. Мудрость и знания находили свое выражение в освященных играх (например, Олимпийские игры, состязательность в древнегреческом театре и пр.).
В определенные моменты истории игра играет роль драматургической основы в реализации высшего социального сюжета (например, роль этикета в эпоху Средневековья во взаимоотношениях рыцаря и Прекрасной дамы, когда поведение и поступки рыцаря были строго регламентированы). Кроме того, много игрового содержат в себе и общественные идеалы, ибо связаны с областью мечты, фантазии и могут быть выражены в игровом пространстве культуры. По мнению ученого, целые эпохи «играют» в воплощение идеала, как, например, культура Ренессанса, стремившаяся к возрождению идеалов античности. Или можно вспомнить художников Западной Европы конца ХІХ в., увлекшихся Востоком (они не только изучали китайские или японские артефакты, но и стремились к воспроизводству внешней стороны жизни Востока: носили японскую традиционную одежду, декорировали в японском стиле свои дома и пр.).
Ученый считал, что игровой элемент культуры начал убывать к концу ХІХ века. В это время обществом начинает овладевать трезвое понятие пользы, а одним из главных качеств игры является ее приятность сама по себе, она разворачивается независимо от какой-либо цели. Анализ современного сознания Хейзинга сопровождает понятием «пуелиризм» - понятие, которое передает наивность и ребячество одновременно. Пуелиризм противоположен игровому сознанию, он несет в себе несамостоятельность, грубость и нетерпимость юношества. В основе пуелиризма – путаница игры и серьезного. Работа, долг, жизнь – не воспринимаются современным человеком серьезно, и, наоборот, игровая деятельность приобретает серьезный характер. В современной жизни царит суррогат игровой деятельности: потребность в банальных развлечениях, жажда грубых сенсаций, тяга к массовымзрелищам.
2) Хосе Ортега-и-Гассет (1889 – 1955)
Испанский исследователь выступал с резкой критикой массовой культуры. Он видит путь спасения культуры в сохранении духовных ценностей аристократической элиты.
Ортегу по праву называют теоретиком элиты. Свои социологические идеи он достаточно определенно выразил в небольшой по объему, но широко известной книге «Дегуманизация искусства». Ученый склонен считать, что существует 2 разновидности человеческого рода:
1) «народ» - масса, являющейся «косной материей исторического процесса»
2) элита – особо одаренное меньшинство, творцы подлинной культуры. Их предназначение – быть в меньшинстве.
В течение 150 лет серая толпа претендовала на то, чтобы представлять «все общество». С этим Ортега связывает все недуги Европы. По его убеждению, близится время, когда общество от политики и до искусства вновь начнется складываться, как должно, в 2 ордена или ранга:
1) орден людей выдающихся (их жизнь сосредоточена в сфере игровой деятельности)
2) орден людей заурядных.
Ортега убежден, что человек может подняться над обыденностью, лишь перейдя в область неутилитарных отношений. Лучшим примером бесцельного напряжения ученый полагает спорт. Спортивная деятельность – изначальная, творческая, важнейшая в человеческой жизни. А труд – производная деятельность от спортивной.
Общий смысл понятий «игры» Хейзинги и «спортивности» Ортеги совпадает.


Литература
Аграйл М. Психология счастья. М., 1990.
Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.
Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы (под ред. Т.Парсонса). М., 1972.
Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., 1996.
Бартон Э. Повседневная жизнь англичан в эпоху Елизаветы Ι. М., 2005.
Бауэр Т. Психологическое развитие младенца. М.. 1979.
Берн Ш. Гендерная психология. М., 2003.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 2006.
Берн Э. Люди, которые играют в игры. М., 2006.
Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. М., 2002.
Бородай Ю.М. Эротика, смерть, табу. М., 1996.
Брион М. Повседневная жизнь Вены во времена Моцарта и Шуберта. М., 2005.
Бродель Ф. Материальная цивилизация: экономика и капитализм, ХV - ХVΙΙΙ вв. В 3 т. М., 2007.
Брюле П. Повседневная жизнь греческих женщин в классическую эпоху. М., 2005.
Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С. Сочинения: В 6 т. М., 1982. Т.2.
Гийу А. Византийская цивилизация. Екатеринбург, 2007.
Гуревич П.С. Социальная мифология. М., 1983.
Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994.
Делюмо Ж. Цивилизация Возрождения. Екатеринбург, 2006.
Драйтова Э. Повседневная жизнь Дюма и его героев. М., 2005.
Древний мир: книга для чтения по истории / РАН. Рук. проекта А.О.Чубарьян. М., 2006.
Ерасов Б.С. Социальная Культурология. М., 1997.
Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.
Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988.
Коул М. Культурно-историческая психология. М., 1997.
Крейн У. Теории развития. М., 2003.
Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. М., 1993.
Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930.
Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994.
Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. Екатеринбург, 2007.
Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курс. М., 2001.
Мартин Д. Психологические эксперименты. М., 2002.
Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
Мосс М. Общество. Обмен. Личность. М., 1996.
Нельсон Т. Психология предубеждений. Секреты шаблонов мышления, восприятии и поведения. СПб., 2003.
Новое время: книга для чтения по истории / РАН. Рук. проекта А.О.Чубарьян. М, 2007.
Палуди М. Психология женщины. М., 2002.
Пелипенко А.А. Городской миф в художественном сознании: аспекты диалога // Социокультурное пространство диалога. М., 1999
Пивоев В.М. Мифологическое сознание как способ освоения мира. Петрозаводск: Карелия, 1991.
Полосин В.М. Миф, религия, государство. М., 1999.
Психоанализ и культура. М., 1995.
Раннее Новое время: книга для чтения по истории / РАН. Рук. проекта А.О.Чубарьян. М., 2007.
Розин В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. М., 1996.
Рубин Д., Пруйт Д., Ким С. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение. М., 2003.
Самосознание европейкой культуры ХХ века. М., 1991.
Свасьян К.А. Философия символических форм Э.Кассирера. Ереван, 1989.
Синявина Н.В. Мифотворчество русской художественной интеллигенции 1900 - 1930-х гг. М., 2010.
Синявский А. Основы советской цивилизации. М., 2002.
Средние века: книга для чтения по истории / РАН. Рук. проекта А.О.Чубарьян. М., 2006.
Субкультурные объединения молодежи. М., 1987.
Фрейд З. Введение в психоанализ. М., 1989.
Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.
Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.
Хейзинга Й. Homo Ludens. Опыт определения игрового элемента культуры. М., 1992.
Хок Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. М., 2003.
Шово М. Повседневная жизнь Египта во времена Клеопатры. М., 2004.
Шоу Б. О музыке и музыкантах. М., 1965.
Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.
Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию // Шпет Г.Г. Сочинения. М., 1989.
Элиаде М. Космос и материя. М., 1987.
Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
Этнография детства. М., 1983.
Этнография детства. М., 1988.
Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.
Юнг К. Душа и миф: шесть архетипов. Киев, 1996.
Юнг К. Психологические типы. М., 1995.
Яковенко И.Г. Город в пространстве диалога культур и диалог города // Социокультурное пространство диалога. М., 1999.
Ясперс К.Смысл и назначение истории. М., 1991.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.