Социально-гуманитарное познание - это процесс приобретение и совершенствования конкретных знаний о человеке и обществе в целом. Главный принцип его исследования - это историзм. Исключительное внимание в социально-гуманитарном знании уделяется уникальному и индивидуальному, но на основе чего-то закономерного.
Если говорить об общетеоретических подходах философии социально-гуманитарного (далее - СГ) направления, то стоит сразу выделить, что философия здесь рассматривается как интегральная форма научных знаний. Также сюда входят философские познания об обществе культуре, истории и человеке. Наиболее значимыми творцами такого направления в философии по праву можно считать Платона, Аристотеля, Канта, Гегеля, Гоббса и Локка.
Формирование научных дисциплин социального и гуманитарного цикла включает в себя следующие явления:
Одной из особенностей философии социально-гуманитарного направления является классическая зависимость СГН от социального контекста.
История становления философии СГ наук отчетливо указывает на зависимость её содержания и целей от специфики социальной философии, которая базируется на позитивизме, антипозитивизме, марксистской философии. Кроме того, в процессах становления философии социального и гуманитарного познания происходит постоянное изменение основной проблематики исследования. Исходя из всех процессов изменения можно определить, что концептуально единой философии СГ наук в настоящее время не создано, ведь процесс ее развития и становления еще окончательно не завершен.
Трактовка проблемы заключается в сходстве и отличии наук о природе и наук об обществе. Философия СГ знания делает упор на изучении особенностей общества и человека, его коммуникаций и духовной жизни как объектов познания, внутренних произвольных и непроизвольных процессов, многообразия, уникальности, случайности, изменчивости.
Основные разделы философии социально-гуманитарного знания:
На сегодняшний день процесс развития философии социально-гуманитарного направления - это сложный и незавершенный процесс по многим причинам. Во-первых, социально-гуманитарные науки во всех своих проявлениях возникли позже естественно-технических. Исходя из этого степень развития в сравнении может быть разной. Во-вторых, философия некоторых гуманитарных наук сформировалась раньше. Например, философия истории появилась задолго до н.э., а вот философия образования дала свои первые корни во времена становления античных школ и их популяризации. В-третьих, цели и предмет философии социально-гуманитарных наук определяются базой общей философии как науки.
В целом, философия СГ наук изучает эти науки в трех ключевых аспектах:
Роль и значение философии СГ наук перспективно возрастает именно в связи с ростом значения науки в решении глобальных и духовных проблем человечества. Философия социально-гуманитарного знания позволяет собрать проблемы общества воедино, разделить их по подгруппам и найти действенные пути их решения.