Социальная философия


Социальная философия

Предмет социальной философии

Социальная философия представляет собой составную часть философии, которая рассматривает с философской позиции человеческое общество и деятельность в нем индивидов. Таким образом, в качестве предмета социальной философии выступает общество и человек в нем. Она стремится проанализировать общественные явления прошлого и настоящего, чтобы лучше понять современное общество и выявить возможные пути его развития.

Как часть философии, социальная философия исследует всеобщие закономерности бытия, выделяет специфические законы развития общества, однако в отличие от других областей философии, что она сконцентрирована на социальном бытие, историчности и уникальности форм общественной жизни. Вырабатываемый социальной философией взгляд на общество предстает как интегративная точка зрения, но со своей оригинальной позиции.

Социальная философия стремится познать постоянно изменяющуюся человеческую действительность в ее общественном проявлении во всем разнообразии ее вариантов и сложных человеческих взаимодействий, возникающих под влиянием случайных и закономерных факторов и имеющих определенные последствия.

Главный вопрос социальной философии или ее проблема заключается в стремлении познать, что есть общество, в чем заключаются основания и закономерности его развития. Стремясь ответить на данный вопрос, социальная философия вырабатывает свое рефлексивное отношение к жизни людей, что выражается в создании собственной понятийно-аналитической системы знаний.

Важнейшими понятиями социальной философии выступают:

  • общественное бытие - сторона общественной жизни, включающая в себя материальные отношения людей, возникающие в процессе производства;
  • общественное сознание - способ отражения представлений людей о специфике их наличного и исторического общественного бытия в коллективных формах, культурной и духовной жизни и деятельности;
  • культура - совокупность объектов и идей, созданных человеком в дополнение к природным;
  • общественные отношения - это многообразные связи, устанавливающиеся между разными социальными группами и внутри них.
Замечание 1

Специфика социальной философии состоит в представлении знаний об обществе в сугубо абстрактном и теоретическом виде, намеренно лишенном всякой исторической конкретики, тем самым выделяя всеобщее в общественном развитии и наиболее значимое.

Основные вопросы социальной философии

Социальная философия является подвижной наукой, в след за постоянным изменением общества происходит эволюция взглядов людей на свою общественную жизнь, в результате чего социальная философия постоянно обновляется, дополняясь новыми идеями и пересматривая старые подходы.

В качестве основных вопросов, которые вызывают наибольшие споры у философов, выделяют следующие:

  1. Причины социальной жизни, ее характер и динамика. Долгое время представлялось, что характер общественной жизни, ее заданность и направление развития предопределены Божьей волей. Затем пришла мысль о существовании всеобщих законов истории, которые ведут человечество на более высокие ступени развития (от первобытности - к цивилизации). В марксизме считалось, что верхом эволюции общества станет коммунизм, сочетающийся с исчезновением государства и расцветом свободы личности. Однако крах марксистко-ленинской идеологии и все более проступающая несостоятельность и не реализуемость идеалов западного демократического общества поставили новую проблему поиска общественного идеала. Поэтому вопрос движущей силы развития общества вновь актуален как никогда.
  2. Вопрос периодизации человеческой истории. Существуют разные подходы к выделению эпох, вех в развитии общества. Самым простым делением является на дикость, варварство и цивилизацию, однако такой примитивный подход к делению общества был достаточно скоро отброшен. Среди других подходов выделяется марксистская периодизация истории. На данный момент вопрос по каким наиболее существенным признакам стоит делить человеческое общество в его историческом и культурно-цивилизационном аспекте остается открытым.
  3. Вопрос исторического развития общества. Называются разные теории движения развития общества - по кругу, по спирали, линейно, в виде колебаний между двумя устойчивыми полюсами, однако эти теории не до конца отражают специфику общественного развития, что заставляет искать новые варианты.
  4. Вопрос опасностей человеческого общества. В рамках данной темы поднимаются глобальные проблемы человечества, в том числе проблема мировой ядерной войны, стремительный рост населения, загрязнение окружающей среды, терроризм и т.д. Эти и другие проблемы, усугубленные особенностями политического режима в отдельных странах, могут поставить человечество на грань выживания и изменить саму глубинную природу человека.

Основные вехи в развитии социальной философии

Социальная философия в своем развитии прошла долгий путь, на протяжении которого она постоянно соприкасалась с социологией, историей, психологией и другими науками. Длительный период времени вплоть до XIX века общественная жизнь представлялась как совокупность общественных отношений, но все многообразие существующих связей философы не могли увидеть, потому общество в их представлении являлось массой индивидов, простой механической суммой.

Однако со временем социологический идеализм стал подвергаться критике. Уже в XVIII веке Монтескье говорил о влиянии географических факторов на жизнь общества. Географизм показал, как внешние условия среды могут определять развитие человеческого общества, выдвигая на первый план факторы материального производства и труда, тем самым давая историческое, а не теологическое объяснение с его предопределением или сверхъестественным вмешательством. Однако влияние только внешних географических условий не является единственным фактором, потому требовалось искать поиски причин общественного развития дальше.

Другой подход - исторический материализм - рассматривал движение общества как организацию сложной социальной материи. Маркс и Энгельс разделили все многообразие человеческих отношений на материальные и духовные, а материальные, в свою очередь, разбили на экономические и внеэкономические. Маркс и Энгельс считали, что именно развитие материальных отношений определяет состояние духовных отношений, т.е. бытие определяет сознание.

Замечание 2

В противоположность историческому материализму были предложены разные идеи общественного развития, в частности, биологизм, психологизм, техницизм и другие.

Несмотря на обилие концепций общественного развития, стоит отметить, что все они не могут претендовать на то, чтобы быть признаны как абсолютная и единственная истина. Они все в той или иной степени подчеркивают важность определенных факторов. Так, благодаря историческому материализму было доказано влияние экономического развития общества на его бытие в целом, в том числе на духовный мир, однако не менее правы те, кто говорят о влиянии климатических условий, а также сексуальной детерминированности общественной жизни (З. Фрейд). Это ставит на повестку дня выработку новой синтетической модели общественного развития.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :