Различные идеи гуманистического психологического направления, как и любая теоретическая идея, для применения в практической деятельности нуждаются в своих методологических подходах и методах изучения.
Психологи, разделяющие гуманистическую тематику, оказались перед сложнейшей задачей исследования человека и его взаимодействий в единстве и многоуровневом строении. Всеми ими активно критиковались имеющиеся системы разработок. По утверждению Олпорта, системы в психологической науке, которые существовали ранее были сосредоточены на одном избранном аспекте природы личности, и которые задавали определенную направленность исследованиям. Следовательно, каждая концепция провозгласила ограниченную истину о человеке и являлась относительно неплохой в своих определенных рамках. Именно по такой причине, как полагал Олпорт, они:
Таким образом, для гуманистического психологического направления должна быть разработана совершенно иная методология и другие методики изучения и анализа.
Исследователи экзистенциальной направленности гуманистического психологического течения Мэй, Джиорджи, Бэррелл, Аанстус, Ричардс, Аронс отказываются от позитивистской методики и используют самоотчет и его интерпретирование как основной метод в исследованиях. Личность выступает в данном случае:
Активным последователем данного подхода был Мэй. По его утверждению, в познавательной деятельности онтологической специфики существования человека наука о индивиде должна исследовать подлинное личностное поведение, непосредственную опытность и интенциональность, без искажения, вносимые естественнонаучной (экспериментальной) моделью. Феноменологическая методика в основном обращается к личной опытности и адресным сообщениям исследуемых, ориентирована на открытие новшеств (результат изучения предугадать невозможно) и способна удовлетворить все критерии научного познавательного процесса. Последователей такой методики обвиняли в случайном собирательстве знаний об индивиде, то же обвинение выдвигалось и к самоотчету как методу изучения, то есть его считали объективным и ненаучным.
Синтезирование методик феноменологической познавательной деятельности и объективной, экспериментальной, лабораторной методологии с признанием приоритета личностной субъективности, соразмерил эмпиричность позитивистского психологического направления и субъективную действительность экзистенциального философского течения (Олпорт, Маслоу, Роджерс, Чайлд, Уандерсман, Поппен, Рикс). Маслоу был уверен, что исследование природной сущности личности следует начать с освоения феноменологических характеристик и только в конце накопления знаний, облачить их объективными, экспериментальными и лабораторными методами. Контролируемое критическое экспериментирование - это последний, высший, по их убеждению, этап в деятельности по постепенному накоплению знаний.
Придерживаясь такого подхода, познавательный процесс уникальности личности должен осуществляться постепенно и постадийно. Маслоу был убежден, что субъективная версия должна подвергнуться жесткому, а впоследствии и строжайшему редактированию. Первоначальные изучения признавались им не совсем точными, требующими от специалиста настоящего осознания с объектами исследования. Такой специалист непременно наблюдает, слушает и вбирает все полностью, не сопротивляться и не выдвигать заведомо предположений, не классифицировав и не улучшив, не оценив и не одобрив. Данная методика предполагает стойкое принятие объектов таковыми, какими они являются, и в то же время временно прекратить суждения.
Интерсубъектная познавательная методика была предложена К. Роджерсом в пятидесятых годах двадцатого столетия. Такую методику Роджерс видел в интегрировании объективных и субъективных форм познавательной деятельности, и назвал он это знание интерсубъектностью или феноменологичностью.
Данная познавательная методика нацелена на освоение психотерапевтом внутреннего мира пациента, она также предлагает проверить валидность гипотезы о пациенте в соответствии с субъективной системой координат, которая дает характеристику каждой личности. Роджерс и его соратники проверяли гипотезы при помощи системы экспериментов, используя специальную батарею личностного тестирования (перед первым тестированием, спустя два месяца, на начальном этапе психотерапевтического курса, по его окончанию, а также спустя два-три года). Следовательно, сведения, полученные в ходе беседы; интуитивные предположения; опытность; сведения специальной батареи личностного тестирования подтверждали результативность применения подхода с ориентацией на личность при психотерапевтическом консультировании.
По утверждению Олпорта, пришел момент для разработки объективных научных методов в исследовании феноменальности человека. Итог таких новейших научных методик должен быть исследуемым, описывающим, и обладать прогностическим характером. В том числе Олпорт был убежден, что личностное тестирование может быть инструментом морфогенического анализа, если сделают акцент на уникальности человека. Трудным моментом в применении данного метода является стандартизация сведений по их обработке для сопоставления итогов исследований.
И. Чайлд был убежден, что, если специалистами гуманистического направления предлагаются концепции, которые сложно верифицируются и являются чувствительными и неясными, множество изучательных методик, применяемых когнитивным психологическим направлением, могли бы вносить конструктивные корректировки. Чайлд предоставляет специалистам-психологам гуманистического направления роль определителей актуальных сфер изучения, вооружившись строжайшими экспериментальными методиками когнитивного психологического направления, которые гарантировали бы прием проверенных сведений.