Методики гуманистической психологии


Методики гуманистической психологии

Сущность методологических принципов гуманистического психологического направления

Различные идеи гуманистического психологического направления, как и любая теоретическая идея, для применения в практической деятельности нуждаются в своих методологических подходах и методах изучения.

Психологи, разделяющие гуманистическую тематику, оказались перед сложнейшей задачей исследования человека и его взаимодействий в единстве и многоуровневом строении. Всеми ими активно критиковались имеющиеся системы разработок. По утверждению Олпорта, системы в психологической науке, которые существовали ранее были сосредоточены на одном избранном аспекте природы личности, и которые задавали определенную направленность исследованиям. Следовательно, каждая концепция провозгласила ограниченную истину о человеке и являлась относительно неплохой в своих определенных рамках. Именно по такой причине, как полагал Олпорт, они:

  • закрытые;
  • редукционистские;
  • не теоретичные и антиэлектичные;
  • они также отрицают внутреннюю логику;
  • не оперируют фактами, возникающими на основании критериев, устанавливаемых другой структурой.
Замечание 1

Таким образом, для гуманистического психологического направления должна быть разработана совершенно иная методология и другие методики изучения и анализа.

Феноменологическая методика

Исследователи экзистенциальной направленности гуманистического психологического течения Мэй, Джиорджи, Бэррелл, Аанстус, Ричардс, Аронс отказываются от позитивистской методики и используют самоотчет и его интерпретирование как основной метод в исследованиях. Личность выступает в данном случае:

  • и как наблюдатель;
  • и как предмет наблюдения.

Активным последователем данного подхода был Мэй. По его утверждению, в познавательной деятельности онтологической специфики существования человека наука о индивиде должна исследовать подлинное личностное поведение, непосредственную опытность и интенциональность, без искажения, вносимые естественнонаучной (экспериментальной) моделью. Феноменологическая методика в основном обращается к личной опытности и адресным сообщениям исследуемых, ориентирована на открытие новшеств (результат изучения предугадать невозможно) и способна удовлетворить все критерии научного познавательного процесса. Последователей такой методики обвиняли в случайном собирательстве знаний об индивиде, то же обвинение выдвигалось и к самоотчету как методу изучения, то есть его считали объективным и ненаучным.

Методика синтезирования феноменологического познавательного процесса и лабораторной методологии

Синтезирование методик феноменологической познавательной деятельности и объективной, экспериментальной, лабораторной методологии с признанием приоритета личностной субъективности, соразмерил эмпиричность позитивистского психологического направления и субъективную действительность экзистенциального философского течения (Олпорт, Маслоу, Роджерс, Чайлд, Уандерсман, Поппен, Рикс). Маслоу был уверен, что исследование природной сущности личности следует начать с освоения феноменологических характеристик и только в конце накопления знаний, облачить их объективными, экспериментальными и лабораторными методами. Контролируемое критическое экспериментирование - это последний, высший, по их убеждению, этап в деятельности по постепенному накоплению знаний.

Придерживаясь такого подхода, познавательный процесс уникальности личности должен осуществляться постепенно и постадийно. Маслоу был убежден, что субъективная версия должна подвергнуться жесткому, а впоследствии и строжайшему редактированию. Первоначальные изучения признавались им не совсем точными, требующими от специалиста настоящего осознания с объектами исследования. Такой специалист непременно наблюдает, слушает и вбирает все полностью, не сопротивляться и не выдвигать заведомо предположений, не классифицировав и не улучшив, не оценив и не одобрив. Данная методика предполагает стойкое принятие объектов таковыми, какими они являются, и в то же время временно прекратить суждения.

Интерсубъектная познавательная методика

Интерсубъектная познавательная методика была предложена К. Роджерсом в пятидесятых годах двадцатого столетия. Такую методику Роджерс видел в интегрировании объективных и субъективных форм познавательной деятельности, и назвал он это знание интерсубъектностью или феноменологичностью.

Данная познавательная методика нацелена на освоение психотерапевтом внутреннего мира пациента, она также предлагает проверить валидность гипотезы о пациенте в соответствии с субъективной системой координат, которая дает характеристику каждой личности. Роджерс и его соратники проверяли гипотезы при помощи системы экспериментов, используя специальную батарею личностного тестирования (перед первым тестированием, спустя два месяца, на начальном этапе психотерапевтического курса, по его окончанию, а также спустя два-три года). Следовательно, сведения, полученные в ходе беседы; интуитивные предположения; опытность; сведения специальной батареи личностного тестирования подтверждали результативность применения подхода с ориентацией на личность при психотерапевтическом консультировании.

Идеографическая методика

По утверждению Олпорта, пришел момент для разработки объективных научных методов в исследовании феноменальности человека. Итог таких новейших научных методик должен быть исследуемым, описывающим, и обладать прогностическим характером. В том числе Олпорт был убежден, что личностное тестирование может быть инструментом морфогенического анализа, если сделают акцент на уникальности человека. Трудным моментом в применении данного метода является стандартизация сведений по их обработке для сопоставления итогов исследований.

Методика когнитивного психологического направления, психосемантика

И. Чайлд был убежден, что, если специалистами гуманистического направления предлагаются концепции, которые сложно верифицируются и являются чувствительными и неясными, множество изучательных методик, применяемых когнитивным психологическим направлением, могли бы вносить конструктивные корректировки. Чайлд предоставляет специалистам-психологам гуманистического направления роль определителей актуальных сфер изучения, вооружившись строжайшими экспериментальными методиками когнитивного психологического направления, которые гарантировали бы прием проверенных сведений.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :