Механизм бессознательного


Механизм бессознательного

Механизмы психологической защиты

Главным объектом изучения Фрейда стало бессознательное, которое им понималась как активная часть психики человека, наделенная мощными влечениями, комплексами, сложными мыслительными конструкциями, которые скрыты от сознания.

Определение 1

Бессознательное - часть психики, не отраженная в сознании и не доступная для ее непосредственного контроля.

Значительную часть бессознательного составляют вытесненные переживания, влечения, психотравмирующие ситуации. Вытеснение является у Фрейда главным механизмом перевода психических элементов в бессознательное.

Фрейд выделял три стадии вытеснения:

  1. случайный переход, «ускользание» из сознание фактов, знаков, символов, которое личность не желает держать в сознании. Эта стадия характеризует общую направленность развития личности, ее акцентуации.
  2. напоминание о вытесненном в виде желаний, снов, ассоциаций.
  3. сопротивление бессознательному. Вытесненные элементы прорываются в сознание, часто детерминируя поведение человека, искажая его представления о мотивах собственных действий, способны привести к внутриличностному конфликту, проявится в виде невротических симптомов или, напротив, могут стать источником вдохновения и творчества.

Однако механизмы вытеснения вскоре стал представать как способ защиты психики от нежелательного содержания. Уже Фрейд указывал, что таких механизмов существует несколько. Они начинают свою деятельность тогда, когда личность испытывает давление со стороны побуждений и аффектов. Анна Фрейд указывала, что психологические защиты формируются под влиянием психотравмирующих событий, действуют бессознательно и представляют собой автоматизмы разной сложности.

А. Фрейд описала следующие механизмы:

  • Вытеснение
  • Рационализация
  • Изоляция
  • Проекция
  • Регрессия
  • Рационализация
  • Отрицание
  • Реактивное образование
  • Обращение против собственной личности
  • Компенсация
  • Идентификация с агрессором

Применение психологических защит позволяет личности снизить уровень тревоги, совладать с чувством беспомощности, агрессии, недостаточной безопасности. В психоаналитической традиции они часто рассматривались как неэффективные, средство бегства от своего Я, однако сейчас их польза для психологического здоровья личности не подвергается сомнению. Они помогают личности адаптироваться к новым условиям за счет подсознательной переработки поступающей информации. В случае психотравмирующей ситуации они могут создать барьер на пути информации. Именно так поступает механизм отрицания и вытеснения.

Механизм реактивного образования позволяет изменить поведение на противоположное тому, которое было вытеснено. Так, влечение может быть заменено на яростное неприятие. Например, мужчины с гомосексуальными наклонностями, отрицающие свои желания, могут всячески бессознательно стремится подчеркивать свою мужественность и максулинность, в том числе за счет развития физической силы.

Другой пример действия психологической защиты заключается в регрессии, представляющий собой возврат на более ранние этапы психического развития. Поведенчески это может быть выражено в виде плача, истерики, возврат к вредным привычкам, всплеск раздражительности, безрассудстве или «уход в болезнь».

Механизм преобразования

Многие способы психологической защиты Фрейд рассматривал как малоадаптивные. Однако такой способ психологической защиты, как сублимация, он раскрывал исключительно в положительном ключе.

Определение 2

Сублимация - способ психологической защиты, подразумевающий перенос части сексуальной энергии с низменных, социально неприемлемых целей на общественно и культурно приемлемые.

Фрейд рассматривал сублимацию как источник психологической энергии, творчества. Именно благодаря механизму сублимации возможно творчество в принципе и развитие всей человеческой культуры. Смысл его заключается в том, что природное влечение (либидо), стремящееся к собственному удовлетворению, что не возможно из-за действия различных внешних социальных сил, преобразуется в новый вид энергии, связанный с нравственно одобряемой и эстетически приемлемой деятельностью, например, с художественным творчеством.

Абсолютизация действия механизма сублимации может привести к пониманию всей культуры как проявления бессознательного. Так, немецкий психолог Штеке считал, что в любом творчестве можно найти следы «сублимированной эротики». Однако большинство исследователей не согласно с таким трактованием искусства и его связи с сублимацией.

Сублимация носит положительный характер не только вследствие того, что позволяет переводить энергию в конструктивное русло. Она позволяет разрядить импульс вместо того, чтобы трансформировать его с большими психоэмоциональными затратами. Сублимируя свои скрытые желания, человек может выбрать социально приемлемую для себя сферу занятости или досуга. Так, сублимируя садизм, человек может стать дантистом, художник может сублимировать эксгибиционизм, а адвокат - агрессию или желание уничтожить своих врагов.

Механизм переноса

В процессе изучения бессознательного Фрейд также открыл механизм переноса и контрпереноса.

Определение 3

Перенос представляет собой переживание эмоций, отношений, фантазий, влечений, актуальных в настоящее время к одному объекту в отношении другого объекта, с которым они не связаны.

Говоря другим языком, перенос возникает тогда, когда личность начинает переносить свои отношения со значимым близким на отношения с другим, начиная вести себя с ним таким же образом. Чаще всего такое возникает во время работы с психотерапевтом, на которого пациент переносит свои отношения с родными и близкими, например, ведет себя так с терапевтом, как вел бы себя с отцом, с которым выстроились непростые отношения. Перенос происходит в тех случаях, когда клиент ощущает неудовлетворенность взаимоотношениями с психоаналитиком и бессознательно пытается найти способ перестроить эти отношения на более привычный для него уровень, использовав имеющуюся у него схему отношений со значимым лицом.

Контрперенос выражается в явлениях переноса или непринятия специфических проявлений пациента со стороны психоаналитика, например, индивидуальных черт или реакций клиента, что затрудняет ведение терапии.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :