Бессознательное человека


Бессознательное человека

Понятие сознательного в психике человека

Выделение в психике человека сознательного и бессознательного компонентов восходит к психоаналитической традиции. Именно Фрейд обратил внимание на роль бессознательного в формировании человеческой личности и ее поведения, считая бессознательное центральным и самым большим компонентом человеческой психики. Однако понимание бессознательного невозможно без наличия представлений о сознании. С точки зрения Фрейда, сознание - всего лишь надстройка над бессознательным, однако именно она демонстрирует «видимую» часть психики.

Замечание 1

Сознание человека развивалось исторически, главным его условием являлась продуктивная совместная и опосредованная речью деятельность людей. Здесь необходимо подчеркнуть, что сознание формировалось как плод общественного взаимодействия, а также как творческий аспект деятельности.

Сознание непосредственно дает человеку представления об окружающем мире, а также о себе самом - своих чувствах, мыслях, представлениях. Из этого проистекает одна из характеристик сознания, которая выражается выделении в нем объекта и субъекта, т.е. «я» и «не я». Человек выделяет себя из окружающего мира и противопоставляет себя ему. Это дает ему возможность осуществлять самопознание и формировать самосознание, самооценку, я-концепцию и т.д.

Еще одна важная сторона сознания заключается в формировании цели человеческой деятельности. В этом процессе принимают участие мотивы, установки, прикладываются волевые усилия, производится действие, по необходимости оно корректируется и т.д. В процессе человеческой деятельности происходит межличностное взаимодействие, которое непременно сопровождается эмоциональными оценками. Нарушение нормального течения социального взаимодействия может свидетельствовать о наличии определенных патологий.

Структуру сознания составляют важнейшие познавательные процессы психики:

  • ощущение
  • восприятие
  • воображение
  • память
  • мышление

Понятие бессознательного в психике человека

Понятие бессознательного является разнородным феноменом, под которое попадают автоматические действия, совершаемые рефлекторно, в том числе во вне, в состоянии гипноза, опьянения и т.д., а также психические процессы, которые не представлены в сознании человека. В случае бессознательного человек совершает определенные действия, но не отдает себе отчета в низ, иногда человек сам не понимает, почему он так поступил. Часто для описания своих поступков он использует такие слова, как необдуманно, интуитивно и т.д.

Определение 1

Бессознательное - совокупность психических процессов и явлений, схем поведения, которые не представлены в сознании человека.

Бессознательное также детерминировано общественной жизнью человека, как и сознание. Бессознательное тесно связано с защитными функциями психики, т.к. часто негативные и травмирующие события, переходят из осознанного состояния в бессознательное, чтобы снизить нагрузку на человека, однако при определенных условиях они способны возвращаться в сознание.

Также существует бессознательная память. Она участвует в процессе мышления, воображения, внимания. Например, при выполнении определенных моторных навыков, выученных до состояния автоматизма. Выделяют и бессознательную мотивацию, которая определяет человеческое поведение, задает ему направленность, хотя она и не осознается человеком.

Выявить наличие бессознательного можно по различным оговоркам, непроизвольным действиям, ошибкам при написании или слушании слов. Проявляется бессознательное может в забывании имен, обещаний, предметов и всем остальным, что связано с негативными переживаниями. Прорываться в мир осознанного явления из бессознательного могут при помощи снов, грез, в фантазиях и мечтах.

В когнитивной сфере бессознательное часто проявляется через следующие феномены:

  • Инсайт - внезапное озарение, приведшее к нахождению решения проблемы, появление новой идеи, оригинальной мысли.
  • Послепроизвольное внимание и запоминание .
  • Привычка учиться - выработка умения концентрировать свое внимание на механизмах учебно-познавательной деятельности.
  • Интуитивное познание или действие - совершается без видимых причин, не осознающихся субъектом.
  • Познавательный барьер - затруднения в обучении по непонятной причине, вызванные психическим истощением.

Соотношение сознательного и бессознательного

Согласно Фрейду, бессознательное господствует в психике человека, те или иные явления проходят своеобразную «цензуру», которая определяет, поступит ли данное переживание в сознание или нет. Бессознательное стремится к достижению биологических потребностей человека, а также получению удовольствия, однако его проявления блокируются установками «Сверх-Я», которое можно представить как воплощение совести, вины, общественных норм и требований. В итоге порождается конфликт, могущий привести в том числе к развитию психических заболеваний. С точки зрения Фрейда в психике человека ведущую роль играли бессознательные влечения, прежде всего сексуальное, а также инстинкт жизни и инстинкт смерти.

Замечание 2

В подсознание часто вытесняются различные комплексы личности, нереализованные желания, опасения и беспокойства, амбиции, претензии. Они все имеют склонность к гиперкомпенсации, в результате чего формируют устойчивую поведенческую направленность личности.

Разные типы бессознательного по-своему взаимодействуют с сознанием. Поведение человека тесным образом связано с его импульсивно-эмоциональной сферой, которая представлена по сути неосознаваемыми влечениями, страстями, чувствами. Корни таких глубинных чувств, как любовь, ненависть, вера, надежда уходят в глубины бессознательного.

В состоянии аффекта бессознательные явления часто выходят на поверхность, а то и вовсе способны перехватывать на себя управление личностью. Это происходит тогда, когда в психике исчерпываются все возможности сознания.

Таким образом, психика человека представлена сознательными и бессознательными процессами, которые образуют единую психическую реальность. Между собой они тесно связаны. Бессознательное представляет огромный пласт психических явлений, который детерминирует особенности человеческой личности. В нем заключаются большие возможности для творческого развития.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :