Проектные педагогические технологии


Проектные педагогические технологии

Метод проектных педагогических технологий не является новым методом в педагогической науке. Появился он в первой половине 20 века в Северной Америке. Известен он также под названием метод проблем, ассоциировался он с положениями гуманистической направленности в философской мысли. Разработал его американский философ и педагог Джон Дьюи и его ученик Килпатрик У.Х.

Основой метода проектных педагогических технологий является:

  • формирование навыка познания у обучающихся;
  • развитие самостоятельных форм работы;
  • умение критически мыслить.

Но в первую очередь, конечно, это ориентация на самостоятельные виды деятельности учеников - индивидуальная, парная, групповая, такая работа выполняется в определенном отрезке времени. Метод проектных педагогических технологий хорошо взаимодействует с групповым методом в обучении. Метод проектов пытается решить какую-то проблему, использует разнообразные методы, обучающие средства; заимствует умения разных научных сфер, технические, технологические, творческие умения. Результатами такого метода являются конкретные решения теоретических проблем и конкретные результаты, которые можно внедрять.

Замечание 1

Только высококвалифицированные преподаватели умеют применять проектный метод, так как он отличается прогрессивными обучающими и развивающими методиками.

Это технологии уже нового 21 столетия. Предусматривают они адаптацию к стремительным меняющимся жизненным ситуациям личности и общественной сферы.

Типология учебных проектов

  1. Проектные игры, разные виды игр, народный танец, драматическая постановка. Дети участвуют в работе внутри группы.
  2. Экскурсионный проект, проблемы изучаются целесообразно, связаны они с окружающим миром и социумом.
  3. Повествовательный проект, получение удовольствия от рассказов в самых разнообразных формах - устных, письменных, вокальных (песенные жанры), музыкальных (рояль, пианино, аккордеон, балалайка, гитара).
  4. Конструктивный проект, создается конкретный, полезный продукт, изготавливается кроличья ловушка, например, строится школьная театральная сцена.

Главные правила использования проектного метода:

  1. Существование конкретной исследовательской, творческой проблематики, которая требует интегрированных знаний, исследовательских поисков в своем решении (изучается демографическая проблема, к примеру, какого-то мирового региона; создаются репортажи с любой точки планеты по определенной проблематике - влияние кислотного дождя на природный мир).
  2. Практические, теоретические, познавательные значения предполагаемого результата (демографическое состояние области, передача сведений в органы, занимающиеся демографическими проблемами; выпускается альманах, газета; планы природоохранных мероприятий). Ведение самостоятельной работы учеников (индивидуальной, парной, групповой).
  3. Структурируется содержательная проектная часть (указываются поэтапные результаты).
  4. Используются исследовательские методы: определяется проблема, вытекающая из нее задача изучения, выдвигается гипотеза по ее решению, обсуждаются исследовательские методы, оформляются конечные результаты, анализируются полученные данные, подводятся итоги, идет процесс корректировки, творческие отчеты, просмотры, обсуждаются статистические методы.

Постановка целей проектного метода:

  1. Когнитивная цель, познаются реальные объекты окружающего мира; изучаются способы разрешения возникающей проблемы, овладеваются навыки работ с первоисточником, ставится эксперимент, проводятся опыты.
  2. Организационная цель, овладевается навык самоорганизацией; ставится важнейшая цель; планирование деятельности; развивается навык групповой деятельности, осваивается техника по ведению дискуссий.
  3. Креативная цель, творческая цель, научиться конструировать, моделировать, проектировать.

Цели проектных технологий

  • самостоятельная работа по приобретению недостающих знаний, чтобы решать познавательные и практические задачи;
  • умение использовать приобретенные знания, чтобы решать познавательные и практические задачи;
  • приобрести коммуникативное умение, групповая деятельность;
  • развить собственное исследовательское умение (умение выявлять проблемы, собирать информацию, наблюдение, постановка эксперимента, анализы, формирование гипотезы, обобщение, систематизация);
  • развить системную мыслительную деятельность, универсально использовать ее в разной ситуации.

Следовательно, сущность проектного обучающего метода заключается в следующем: обучение в деятельности над учебными проектами осваивает реальный процесс, объект. Обучающиеся справляются с деятельностью над учебными проектами, значит, можно верить, что в реальной жизненной ситуации они сумеют приспособиться, смогут управлять собственной деятельностью, быть ориентированными в разной ситуации, осуществлять деятельность с разными людьми.

Современный мир постоянно изменяется социально и экономически, поэтому общество нуждается в активном, деятельном человеке, который мог бы приспособиться к быстро меняющимся обстоятельствам, был способен к самообразовательной работе, занимался самовоспитанием, саморазвитием.

Замечание 2

Важные качества современной личности: способность активно мыслить, критическое мышление, открытие новых горизонтов, самостоятельное приобретение знаний и умений.

Образование несет функцию, способствующую самостоятельной и ответственной личностной деятельности.

Видимо, нужно сменить существующую дидактическую парадигму, которая ориентируется на традиционный репродуктивный метод обучения; необходимо индивидуализировать обучающий процесс, изменить его формы и методы, увеличить комплекс новых способов техники, широко применить новые обучающие технологии. Самостоятельная деятельность получает решающее значение. Метод самостоятельной работы является необходимой частью образования и воспитания, он помогает правильно воспринимать учебную информацию, повышается учебная мотивация, действия становятся самостоятельными.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :