Понятие и виды педагогических технологий


Понятие и виды педагогических технологий

Понятие педагогических технологий

Социально-экономическая и образовательная ситуация 70-х годов, характеризующаяся: развитием научно-технического прогресса, ростом производства, стремительным развитием науки, интенсивным ростом и скоростью информационного потока - вызвали объективную необходимость в повышении качества образования и создании оптимизированного и интенсифицированного учебного процесса. Условия рыночной экономики требовали постановки такого обучения, при котором результат должен быть определенным, гарантированно достижимым и направленным на развитие самостоятельности, исследовательской способности, мобильности, нестандартности, критичности мышления. Разработки технологических подходов к обучении привели к возникновению педагогической технологии (ПТ), главная цель которой стала - обеспечить эффективность образовательного процесса с гарантией достижения запланированных результатов.

Сегодня в науке наблюдается разная дефиниция понятия ПТ, одни авторы исследуют ПТ как науку, другие- как систему приемов, алгоритмов, третьи – как способ мышления и пр. Одно из определений может быть следующим:

Определение 1

ПТ – концептуальная системная модель организации учебно-воспитательного процесса, гарантирующая достижение запланированных целей.

В любом случае понятие ПТ должно затрагивать три аспекта:

  1. Концептуальная основа;
  2. Содержательная часть обучения (диагностические цели, содержание,);
  3. Технологическая часть (технологический инструментарий для осуществления процесса, диагностика).

Как и любая технология, ПТ представляет собой четко организованный процесс, в результате которого происходит качественное изменение в развитии обучаемого.

Замечание 1

ПТ в структурном наполнении можно представить следующей схемой:

ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения

Для успешного функционирования ПТ как системной модели нужна тщательно продуманная "отладка" всех составляющих компонентов и их взаимодействия.

Источники ПТ

Источниками ПТ являются:

  • народная педагогика,
  • лучшее наследие отечественной и зарубежной педагогики,
  • производственные процессы и технические дисциплины
  • достижения психологической, социальной, общественных наук,
  • передовой педагогический теоретический и практический опыт, достижения новаторов

Существенные характерные особенности ПТ

  • наличие педагогического замысла на основе позиции автора ПТ
  • максимально уточненные цели
  • предсказуемость результатов;
  • алгоритмичность операций
  • обеспечение непрерывной обратной связи
  • воспроизводимость любым исполнителем
  • оптимальность
  • экономичность
  • управляемость процессом
Замечание 2

Одна и та же ПТ в исполнении разных педагогов будет выглядеть по-другому: неизбежно сказывается роль личностного фактора учителя, особенностей ученической аудитории, общей атмосферы и традиций, заложенных в конкретной школе. Но, несмотря на видимые различия, результаты будут варьироваться вокруг среднего индекса, задающегося данной технологией. То есть ПТ опосредуется свойствами личности, но не определяется ими.

Популярные технологии обучения и воспитания

В массовом образовании среди наиболее перспективных и популярных выделяются следующие:

  • ПТ проблемного обучения
  • ПТ модульного обучения
  • ПТ программированного обучения
  • Пт развивающего обучения
  • Информационные ПТ
  • ПТ контекстного обучения
  • ПТ модельного обучения
  • Игровые ПТ
  • ПТ дистанционного обучения
  • ПТ укрупнения дидактических единиц И др.
Замечание 3

Необходимо отметить, что в современной российской массовой школе цели претерпели значительные изменения - снята декларация о всестороннем гармоническом развитии, в большей степени исключена идеологизация, наблюдаются перемены в особенностях нравственного воспитания, однако, представление цели в виде набора запланированных качеств (стандартов обучения) осталась прежней. И, несмотря на многочисленность технологических разработок и отдельные попытки внедрения инновационных технологий в практику, в традиционной школе пока сохраняется примат объема информации над культурой личности, рационально-логического способа познания над чувственно-эмоциональной.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :