Нетрадиционные методы обучения


Нетрадиционные методы обучения

В наши дни происходят бурные перемены во всех сферах деятельности человека, в образовании в частности, основной целью которого становится развитие учащегося как личности. А этому наиболее способствуют нетрадиционные методы обучения, которые и ранее имели место в образовании, но чаще в дополнительном. Сейчас же применение таких методов очень актуально и эффективно, их нестандартность объясняется сменным характером взаимоотношений между педагогом и учениками.

Определение 1

Нетрадиционный метод обучения – сотрудничество педагога и учащегося, результатом которого является передача знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием программы, через использование необычных приемов и форм.

Отличительные особенности нетрадиционного обучения

В нетрадиционном обучении позиция педагога кардинально меняется по сравнению с традиционным. Основной задачей педагога становится не стремление донести содержание программы до учащихся и научить их определенным навыкам, а совместно с ними найти решение поставленной задачи.

Замечание 1

Педагог становится собеседником учащегося, создающим ему условия для учебной деятельности, протекающей в основном в форме диалога и сотрудничества. Результативность такой деятельности обеспечивается доброжелательным общением, взаимной обратной связью, отсутствием страха самовыражения со стороны ученика, двусторонней заинтересованностью в получении результата, адекватной самооценкой и самоанализом.

Для традиционного обучения характерны репродуктивные способы. При этом учащиеся настроены лишь на восприятие готовых знаний, воспроизведение действий по образцу, закрепление материала. Если перед учеником ставится задача, то он старается решить ее по аналогии с уже встречающимися, а не пытается искать свой собственный путь.

Замечание 2

При нетрадиционном обучении от педагога требуется способность выслушать мнения всех желающих по каждому вопросу, понять логику их рассуждений, проанализировав ответы. Педагог должен постепенно и незаметно направлять учащихся к решению поставленной задачи. Важно помнить, что разрешение учебной задачи, не предполагает быстрого получения ответа. Иногда учащиеся будут осуществлять поиск решения в течение нескольких занятий. Самое главное, что они будут стремиться решить поставленную перед ними задачу всеми доступными способами, учась при этом логически аргументировать, анализировать свои действия и отстаивать мнения. В данном виде обучения ученики могут действовать самостоятельно, эффективно используя свой интеллектуальный потенциал.

Кроме того, нетрадиционные методы обучения дают возможность учащимся проявить индивидуальные качества:

  • сообразительность,
  • творческие способности,
  • логическое мышление.

Характерными признаками нетрадиционных занятий являются:

  1. Наличие компонентов новизны, изменение места и рамок проведения.
  2. Комбинирование коллективной и индивидуальной деятельности, применение материала, не предусмотренного программой.
  3. Привлечение к подготовке занятий представителей разных сфер деятельности.
  4. Приподнятый эмоциональный настрой учащихся (достигается зачастую при активной предварительной подготовке занятия).
  5. Формирование группы активистов на предварительном этапе.
  6. Претворение творческих заданий.
  7. Постоянный самоанализ на всех стадиях занятия.
  8. Заинтересованность учащихся занятием, их увлеченность.
  9. Включенность всех или большинства учеников в работу, наличие активного взаимодействия.
  10. Альтернативность решений указанных задач, учет мнений всех участников.
  11. Положительное мотивирование учащихся к занятиям.

Нетрадиционные методы зачастую применяют на итоговых занятиях, после изучения блока тем. Необычная увлекательная игровая обстановка занятия позволяет создать праздничность при подведении итогов, снизить стрессовый фактор при контроле знаний учащихся. Дети с повышенным уровнем тревожности на таких занятиях полностью могут продемонстрировать полученные знания и умения.

Классификация нетрадиционных занятий

Различаются десятки вариантов нетрадиционных занятий.

Приведем пример одной из классификаций по признаку предполагаемых результатов обучения.

Предполагаемый результат обучения:

  1. Приобретение новых знаний
  2. Формирование умений и навыков. Занятие-диалог, игра (ролевая, деловая).
  3. Обобщение и закрепление знаний, умений и навыков. Занятие-диспут, инсценировка (суд, концерт), конкурс, соревнование, игра (КВН, «Поле чудес»).
  4. Итоговый контроль знаний и умений.

Примеры нетрадиционных форм проведения занятия:

  1. Учебная конференция. Занятие-экскурсия, экспедиция, путешествие. Занятие-исследование.
  2. Занятие-диалог, игра (ролевая, деловая).
  3. Занятие-диспут, инсценировка (суд, концерт), конкурс, соревнование, игра (КВН, «Поле чудес»).
  4. Занятие-викторина. Защита творческих и проектных работ.

Нетрадиционные, необычно организованные занятия в большей степени нравятся детям, чем обычные строго структурированные занятия. Однако педагогу не нужно часто практиковать такого рода занятия, поскольку они могут пресытить детей и стать будничными, снизив тем самым эффективность их использования.

Примеры нетрадиционных занятий

  1. Интернет-занятие, основано на использовании современных технологий связи. Возможности Интернета использовались и ранее при подготовке традиционных занятий. Он становился источником дополнительной информации, как для педагога, так и для учащегося. Но с течением времени Интернет развивался все сильнее. И сейчас помимо использования его внушительных информационных возможностей, можно пользоваться разнообразным множеством его впечатлительных услуг. Так можно организовывать интересные виртуальные занятия по любому изучаемому предмету. Можно использовать услуги интернета при проведении онлайн-занятий, например, между группами учащихся из разных образовательных учреждений (возможно иногородних), при проведении олимпиад, конкурсов, проводимых одновременно хоть по всему миру, с подведением итогов и даже награждением в виде доступа к определенным ресурсам и услугам, а также поощрительными призами в виде программного обеспечения (утилиты, редакторы, пользовательские программы любого плана)/

  2. Занятие – игра. Очень распространенный в настоящее время метод обучения, использующий игровую деятельность. Через игру учащиеся могут понять суть даже самого сложного физического или химического процесса, представив себя молекулами и частицами. Можно дать учащимся возможность понять, как происходит перемещение сигнала внутри компьютера, как его блоки взаимодействуют друг с другом. Для этого они «переселяться» внутрь и представят себя важными элементами.

Игры бывают учебные, ролевые, деловые. Суть их состоит в имитационном моделировании ситуаций различного плана. Достоинством игр является, то, что учащийся на чувственном уровне пропускает через себя учебный материал, тем самым лучше его усваивая. Поскольку в ходе игры учащиеся тесно взаимодействуют друг с другом, у них развивается чувство ответственности, строгого самоконтроля.

Игра четко структурирована, она имеет свои цели и планируемые результаты. Основными компонентами игры являются замысел, игровые действия, дидактические задачи, оборудование, результаты. Все элементы взаимосвязаны и взаимообусловлены.

В последнее время интерес к нетрадиционным методам обучения значительно возрос. Это обусловлено социальными преобразованиями в обществе. Данные методы позволяют учащимся овладеть приемами умственной деятельности, стать более самостоятельными в выборе решений.

Конечно же, эффективность учебного процесса в первую очередь зависит от педагога, его умения грамотно и интересно организовать учебный процесс.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :