Методы обучения представляют собой приемы организации образовательного процесса, пути взаимодействия педагогов и обучающихся, направленные на достижение поставленных целей и задач образования.
Методы обучения определяют результативность образовательного процесса. С помощью методов обучения происходит обучение и его организация, а также определенным образом строится учебная и познавательная работа обучающихся.
Методы образования направлены на усвоение содержания образовательного процесса в целом и отдельной дисциплины. Преподаватель применяет в своей деятельности разнообразные методы. Их эффективность зависит от комплексности применения. Содержание образовательного процесса сложно, поэтому методы избираются преподавателем, исходя из поставленных задач обучения и творческого подхода преподавателя к организации учебной деятельности, его уровня профессионализма.
Метод обучения является исторической категорией, имеет свою историю развития и этапы становления. Развитие социально-экономических отношений, общественные преобразования обуславливают изменения методов обучения.
В самый ранний период общественного развития процессы обучения не носили последовательного и системного характера. Они происходили стихийно, путем совместной деятельности детей и взрослых происходила передача знаний, навыков и умений между поколениями. Приоритетным методом обучения того времени было подражание. Он заключался в копировании детьми взрослого поведения и поступков.
Далее, происходит постепенное развитие общества, освоение новых трудовых навыков, расширение спектра знаний и умений человека. Методика подражания теряет свою эффективность. Открываются первые школы, которые внедряют в практику новый метод обучения – словесный. Слово становится главным информационным носителем. Преподаватели доносят до сознания учеников знания в словесной форме.
С появлением письменности и книгопечатания знания стали сохранять, накапливать и передавать в знаково-словесной форме. В этот период возникает догматический метод обучения, заключающийся в простом заучивании книжных текстов, без осознания их смыслового назначения.
Следующий этап эволюционного развития методов обучения связан с появлением наглядных методов. Он обусловлен началом эпохи великих открытий, когда потребовалось не просто передавать знания, но и проводить эксперименты, наблюдать, воплощать теоретические знания на практике. Примерно в этот же период получают развитие практические методы обучения. Практическим занятиям и трудовой активности отводится все большее значении в образовательном процессе.
Немного позднее возникают методы развивающего обучения, ориентированные на раскрытие талантов и способностей учеников, их индивидуальных черт.
Новые методы обучения внедряются в практику постоянно. Технологическое развитие не стоит на месте, поэтому и методы обучения требуют развития и совершенствования. Методы обучения приносят эффективный результат при их комплексном применении, учете конкретных задач обучения и специфических черт обучающихся.
В образовательном процессе применяется большое количество разнообразных методов, которые подразделяются на группы по различным признакам.
В зависимости от источника знаний выделяют три группы методов:
Словесные методы основаны на применении устных или печатных источников информации. Они включают в себя рассказ, лекцию, разговор, дискуссию, пояснение и самостоятельную работу с учебной литературой.
Наглядные методы обучения связаны с применением различных материалов, дающих наглядное представление об изучаемом предмете, развивающие чувственное восприятие. Сюда входят иллюстрации – плакаты, изображения, карты, схемы и демонстрации – кинофильмы, слайды.
Практические методы ориентированы на реализацию полученных знаний на практике. Реализация происходит путем выполнения различных заданий и упражнений, лабораторных и иных исследовательских работ, моделирования, ролевых игр, проведения тренингов.
В зависимости от уровня инициативности познавательной деятельности обучающихся, выделяют такие методы обучения:
В зависимости от логичности подхода методы обучения группируются таким образом:
В зависимости от дидактической цели обучения, выделяют следующие методы:
В зависимости от целостного подхода к образовательному процессу выделяют три группы методов:
Игра – это главный метод обучения детей младшего возраста. Он характеризуется действенностью и эффективностью.
Существует большое количество методических материалов, позволяющих использовать игру для усвоения начальной школьной программы. Если ранее игра применялась только для обучения дошкольников и детей младшего школьного возраста, то сейчас происходит применение игрового процесса в обучении детей среднего и старшего школьного возраста. Это обусловлено реальными результатами применения игры в обучении.
Между игрой и обучением существует тесная взаимосвязь, которая проявляется в нескольких формах: либо игра и обучение сочетаются, либо игра уступает место обучающей деятельности, либо при решении задач, направленных на расслабление, игра занимает основное почетное место.
Игра действует таким образом, чтобы позволить учиться, не замечая учебного процесса. Игра является особым видом деятельности, в котором происходит процесс обучения. Игра обучает взаимодействию и сотрудничеству с другими людьми и обществом, обучает умению подчиняться или руководить, когда этого требуют обстоятельства.
Важно учитывать, что игровой процесс не является однозначно эффективным для всех людей. Все зависит от индивидуальных черт личности.