Психодиагностика – это один из методов дифференциальной психологии, который имеет цель выявить психические свойства и черты личности, которые в своей совокупности образуют психическое качество личности.
Распространение психодиагностических исследований во всех областях жизни человека, остро поставило вопрос относительно механизмов регуляции такого рода практики.
Измерительные методы должны соответствовать следующим требованиям:
К экспертным методам также предъявляется ряд требований:
Любая методика, которая не будет соответствовать обозначенным требованиям, не может считаться профессиональной методикой психодиагностики.
Ряд требований предъявляется и к пользователям методик. Ими могут быть профессиональные психологи, а также пользователи-не психологи.
Психологическая наука предъявляет ряд требований к специалистам, использующим психодиагностичекие методы.
Так, психолог-психодиагност должен знать и применять на практике общие теоретические и методологические психодиагностические принципы, должен полноценно владеть основами дифференциальной психометрики, интересоваться современной методической литературой, вести личную картотекуетодик.
Также психодиагност берет на себя полную ответственность за решения, которые были приняты на основании тестирования, обеспечиваетих репрезентативность и прогностическую валидность, предупреждать возникновение возможных ошибок.
У психолога есть преимущественное право относительно непрофессиональных пользователей, на проведение психодиагностики в заданной области. У психолога есть преимущественное право получать методические материалы, включая их приобретение как индивидуальную профессиональную собственность. Однако, при подборе методик психолог не должен руководствоваться субъективным мнением относительно той или иной методики, а должен базироваться на требованиях максимальной эффективности проводимой диагностики.
Психолог должен параллельно с использованием методик, вести научно-методическую работу, а также анализировать эффективность применения той или иной методики в заданной области, на основании собранных данных. Такая научно-методическая работа включена в основной круг обязанностей психолога.
Психодиагносту необходимо тщательно соблюдать все требования при проведении стандартных исследовательских методик. Подсчитывать баллы и делать прогноз следует в строгом соответствии с методическими указаниями.
Важную роль играет обеспечение психодиагностом конфиденциальности полученной психодиагностической информации на основе личного доверия испытуемого. Испытуемый должен быть обязательно предупрежден о том где и для чего могут быть использованы результаты его диагностики. К этой же проблеме можно отнести сохранение профессиональной тайны.
Проводя исследование, с целью помочь своему клиенту, необходимо рассматривать вместе с основной гипотезой исследования, альтернативную диагностическую гипотезу. С целью развития психодиагностике в нашей стране, любой практикующий психолог должен препятствовать некорректному и неэтичному применению психодиагностики.
Отдельные методики, для которых не требуется специальных знаний для их интерпретации, могут быть использованы специалистами смежных с психологией областей: учителя, врачи и др.
К пользователю-непсихологу также предъявляется ряд требований.
Первым этапом любого такого исслдования должна стать предварительная консультация с профессиональными психологами, которые работают в нужной практической сфере, о том, какие методики он может применить для разрешения поставленной проблемы. На основании этого возможен выбор иной методики, либо прохождение соответствующей подготовки, привлечение к проведению психодиагностического исследования психолога, отказ от проведения психодиагностики, если для проведения данного исследования необходимо наличие общих знаний, касающихся психодиагностики.
Любой человек, проводящий психодиагностику должен соблюдать обязательство по соблюдению требования профессиональной тайны, получив доступ к некоторым методикам. Также необходимо соблюдение всех этических нормативов при проведении обследования, относительно испытуемого и любого третьего лица. Нельзя злоупотреблять доверием, а также следует предупреждать испытуемого о том, как и для чего будет использована информация.
Пользователь-непсихолог не может использовать методики, у которых отсутствует однозначная стандартная инструкция, а также необходимые показатли валидности и надежности, которым необходимо применение высокопрофессиональных экспертных методов. Также необходимо поддерживать взаимодействие с психологами для соблюдения процедуры и этических нормативов, нельзя предпринимать меры по предотвращению некорректного использования методик.
Все обозначенные выше требования соответствуют международным профессионально-этическим стандартам, которые приняты в работе психолога. Кратко идеи этих стандартов можно сформулировать как ряд принципов: